Лучший педагог года

Развитие любознательности и познавательных способностей детей в процессе ознакомления с природой

Галина Юрьева
Развитие любознательности и познавательных способностей детей в процессе ознакомления с природой

Любопытство, любознательность – извечные и неискоренимые свойства человека. Мысль начинается тогда, когда у ребенка возникает потребность ответить на вопрос. Вызвать эту потребность – одна из задач умственного воспитания. Особое место в нем занимает ознакомление детей с природой. В процессе систематических наблюдений у детей развивается наблюдательность, формируются устойчивые познавательные интересы. Благодаря наблюдениям в природе, ребенок делает много открытий, познавая природу, закономерности её жизни и развития, у него формируются материалистические представления.

Публикация «Развитие любознательности и познавательных способностей детей в процессе ознакомления с природой» размещена в разделах

Обращенные к взрослому вопросы: «Что это, «Зачем, «Почему?» - свидетельство углубляющегося интереса ребенка к окружающему миру. В дошкольные годы у детей интенсивно развиваются умственные способности – внимание, па-мять, воображение, логическое мышление, наблюдательность. Непосредственно наблюдая за окружающим миром, ребенок не только «фотографирует» то, что видит, но и пытается проникнуть в суть явлений, установить связи между отдельными фактами и событиями. К 5 годам дети становятся «почемучками». Задача взрослых – помочь им приводить в определенную систему получаемые сведения об окружающем, сделать восприятие того или иного предмета или явления более полным, осмысленным; предоставить возможность логически мыслить, обобщать. Вот почему не всегда полезен готовый исчерпывающий ответ: ваши объяснения должны заставлять детей вдумываться, напрягать мысли. Например, озадачить ребенка вопросом на вопрос: «А как ты думаешь?», «Почему?», «Как ты узнал?»… Маленький «почемучка» должен сам дойти до истины. Однако, ставя ребенка перед необходимостью самостоятельно мыслить, важно учитывать имеющиеся у ребенка опыт и знания.

В практике работы с детьми широко применяются наблюдения и эксперименты. Обычно они опираются на имеющиеся у детей знания и представления о предмете или явлении. Наблюдая за природой, родители имеют большую возможность научить ребенка понимать логику природы : вызвать интерес к явлениям окружающего, озадачить детей трудными вопросами. Во время прогулок родители вместе с ребенком могут читать стихотворения, загадки, поиграть в игры «Кто первый заметит», Кто первый услышит» и другие, побуждая детей всматриваться в окружающее, отыскивать занимательное и интересное ( Вот муравей со своей ношей: сам маленький, а груз огромный. А здесь – золотая нить паутинки, коряга с причудливыми очертаниями, похожая на сказочного героя). Ребенок убеждается, что ни шаг – то находка!

Необходимо озадачивать детей вопросами, которые побуждают ребенка размышлять, сопоставлять, делать выводы: куда «смотрит» головка подсолнуха в полдень? Почему стрижи и ласточки в хорошую погоду летают высоко, а в сырую – над самой землей? Почему река летом узкая, а весной такая широкая, что берега залиты водой? и др.

Особенно ценны длительные, многоразовые наблюдения, так как они позволяют дошкольнику увидеть одно и то же явление как бы с разных сторон и путем сопоставлений самостоятельно прийти к объяснению заинтересовавшего его явления. Для того, чтобы ребенок пришел к правильному выводу, часто необходима помощь взрослого, его наводящие вопросы, которые направляют мысли детей к искомому результату. Например, почему к вечеру сосульки не растаяли в мартовский солнечный денек, а наоборот, «выросли и растолстели»? И только в результате длительного наблюдения в течение дня ребенок оценит, что сначала днем солнце заставляет сосульки «плакать», и они становятся «короче и тоньше», вече-ром же они «не плачут», «выросли и растолстели». При помощи вопросов, задаваемых взрослым, ребенок приходит к выводу, что вечером, когда начинает подмораживать, капли воды от подтаявшего снега на крыше не успевают стечь и их прихватывает мороз. Наблюдения помогли ребенку сделать «открытие», сравнивать, сделать выводы на основе увиденного.

Важно умение взрослых вводить ребенка в мир непонятного, опираясь на его интерес к окружающему, на имеющиеся у детей знания и представления о предмете или явлении. Логически правильный вывод ребенок может сделать благодаря опыту, поставленному вместе со взрослыми. Например, ребенку не понятно, интересно такое сложное явление, как это вода поднимается на девятый этаж, так высоко. Можно вовлечь ребенка в своеобразный эксперимент- пригласить вместе поменять воду в аквариуме. Затем представить, что аквариум- это дом, сифон- это водопровод, а ведро с водой- водонапорная башня, воду в ней качают машины, предложить ребенку подержать сифон, то поднимая, то опуская его, и понаблюдать, когда вода течет из ведра в аквариум, а когда нет.

Эксперимент очень убедителен своей наглядностью, обычно он опирается на имеющиеся у детей знания и представления о предмете или явлении. Так шаг за шагом, в процессе ознакомления с природой с помощью взрослого у ребенка формируется познавательный интерес к природе, развивается наблюдательность, мыслительная деятельность. Ребенок учится рассуждать, осознавать причинно- следственные связи, делать умозаключения, выводы. А сочетание усвоения готовых знаний с относительно самостоятельным их добыванием имеет большое значение для умственного развития детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Развитие любознательности и формирование бережного отношения к природе посредством ознакомления с комнатными растениями «Развитие любознательности ребёнка и формирование бережного отношения к природе через ознакомление с комнатными растениями».[/h3] Особое.

Развитие познавательных способностей дошкольников через экспериментальную деятельность с неживой природой Развитие познавательных способностей дошкольников через экспериментальную деятельность с неживой природой. Жизнь в эпоху научно-технического.

Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования в соответствии с ФГОС Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Логика природы есть самая доступная для детей.

Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности Тема «Развитие любознательности…» актуальна, потому что в свете ФГОС ДО одним из основных принципов является реализация программы в форме.

Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой (отчет из опыта работы) Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов. Могучим фактором, способствующим интеллектуальной.

Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе проектной деятельности Полноценное развитие личности современного человека возможно только в том случае, если в дошкольном возрасте в равной мере формируется познавательная.

Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой Основной задачей речевого развития детей как в семье, так и в детском саду является овладение нормами и правилами родного языка, определенными.

Статья «Воспитание духовности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края» “Пойми живой язык природы - и скажешь ты: прекрасен мир…» И. Никитин Один из основных принципов в ФГОС ДО приобщение детей к социально.

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения «Детский сад №126 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения».

Консультация для воспитателей «Воспитание доброты и милосердия у младших дошкольников в процессе ознакомления с природой» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение природой положительно влияет на человека, делает его добрее, будит в н лучшие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие любознательности и познавательных способностей детей в процессе ознакомления с природой
Опубликовано: 21 ноября 2015 в 16:00
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД