Папки-передвижки

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством сказок

Наталья Булатова
Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством сказок

Дошкольный возраст очень важен в жизни ребенка. Это яркий период открытий, удивлений, любознательности. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Одна из наиболее важных задач педагогов и родителей - развить у ребенка интерес к математике уже в дошкольном возрасте. Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка. Дело в том, что детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то неинтересное, даже если взрослые настаивают. В последнее время педагоги стараются реализовать программные цели и задачи в нестандартной форме, использовать новые технологии. Но часто забывают о том, что знакомо с раннего детства, - о сказках. А для ребёнка сказки - это его жизнь. Поэтому математику рекомендуется максимально связать с окружающей жизнью. В детском саду мы используем сказку на различных занятиях: развитии речи, рисовании, лепке и др., поэтому эти занятия интересны и увлекательны. Но почему бы не сделать такими же интересными занятия по математике? Умело подбирая сказки и занимательные истории, игры можно влиять на умственное развитие детей. Мир сказки всегда интересен и разнообразен. Народные и авторские сказки, которые малыш от многократных прочтений знает наизусть, - бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой.

Публикация «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством сказок» размещена в разделах

Например, сказка «Репка». Дед посадил маленькую репку, она выросла и стала большая. Герои сказки выстраиваются в ряд, который постоянно увеличивается по мере подхода помощников к деду. «Репка» особенно хороша для освоения порядкового счета. Кто тянул репку первым? Имеет смысл и о порядке вспомнить. Кто стоит перед кошкой? А кто за бабкой? Можно и о размере поговорить. Кто самый большой? Дед. Кто самый маленький? Мышка.

Сказка «Теремок» поможет запомнить не только количественный и порядковый счет (первой пришла к теремку мышка, второй - лягушка и т. д., но и основы арифметики. Малыш легко усвоит, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке.

«Три медведя» - это вообще математическая суперсказка. И медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький, и соотнести мишек с соответствующими стульями- тарелками.

Еще одна очень полезная сказка для освоения счёта - «Про козлёнка, который умел считать до десяти». Кажется, что именно для этой цели она и создана. Пересчитывая вместе с козлёнком героев сказки, малыш легко запомнит количественный счёт до 10.

Когда ребенок познакомится с геометрическими фигурами, полезно с их помощью шифровать, моделировать знакомые сказки, то есть прятать героев в фигурки (заместители, которые можно легко угадать по форме, величине и цвету.

Тем самым, метод моделирования способствует развитию у детей мышления, воображения, а также закреплению цвета, величины и формы геометрических фигур.

Работая в этом направлении мы постепенно уводим ребят от конкретики и конкретных образов к абстрагированию, то есть, в конечном счете готовим детей к математической деятельности, только со знаками и телами.

Сказки помогут и при обучении детей сравнивать предметы по высоте, ширине, длине. Так, например, когда дети познакомятся со способом измерения с помощью мерки можно предложить такое задание: Волк из сказки три поросенка хочет добраться к одному из домиков, где живут поросята. Как вы считаете, к какому из домиков волк придет быстрее? (Домики разного цвета). Сам сюжет, сказочные персонажи и поразительные превращения, которые происходят с героями, и счастливый конец, чему ребёнок бывает очень рад. Он хочет повлиять на события, помочь героям преодолеть преграды, соучаствовать в происходящем. Вживаясь в события сказки, ребенок как бы становится ее действующим лицом. При этом повышается познавательная активность. Математическое содержание включается в сказку в форме особого рода познавательных задач-загадок, выполнение которых становится мерой значимости героя и его помощников — детей.

Например, : волшебник покажет дорогу, если герой сказки вместе с детьми решит те или иные задачи (загадки). Занятия проходят очень живо, весело и интересно. Дети очень эмоционально реагируют на появления сказочных персонажей. На таких занятиях активность детей более высокая. Часто дети отвечают хором. Каждый сказочный персонаж всегда благодарит детей за помощь. Обязательно используется наглядный материал (демонстрационный и раздаточный) - яркий, привлекающий внимание детей. Дети очень любят «сказочные занятия», ждут их. У каждой сказки всегда счастливый конец. В конце занятия проводится дидактическая или подвижная игра, одной из функций которой является закрепление и применение знаний детей в новых условиях. Все части занятия связаны друг с другом. В процессе занятия проводятся физкультминутка, пальчиковая гимнастика, соответствующие сюжету сказки. Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения.

Для занятий сказки отбираются несложные, хорошо знакомые детям, в соответствии с их возрастом. Прежде чем использовать сказку на математике, проводится предварительная работа, знакомство со сказкой. Технология использования сказки может быть следующей: Знакомство со сказкой : чтение, рассказывание, беседа, просмотр мультфильмов, видеозаписей, рассматривание картин и иллюстраций. Знания должны быть эмоционально восприняты ребенком, поэтому необходима обратная связь: пересказ, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказки и др. Отражение эмоционального отношения ребенка к изучаемому объекту в художественной деятельности: лепке, рисовании, конструировании. Когда у детей складывается целостное впечатление о сказке, как художественном произведении, можно наполнять ее математическим содержанием. Все занятия строятся по - разному. На одних занятиях к детям приходит герой какой-либо сказки («Маша в гостях у детей», «Поможем зайке построить домик», на других используется часть сказки («Колобок на волшебной полянке», «Приключения Мишутки», «Прогулка в сказочный лес»). Часть занятий построены полностью на сюжете сказки («Стоит в поле теремок.», «Три медведя», «Три поросенка»). Для проведения занятий используются разные виды тетра: настольный, пальчиковый, магнитный театр, и др. Все виды театров доступны для детей в свободной деятельности. Часто после занятия дети продолжают играть с героями сказки самостоятельно.

Для закрепления полученных знаний и для индивидуальной работы можно использовать дидактические игры по сказкам с математическим содержанием, такие как: «Украсим рукавичку» по сказке «Рукавичка», «Закрой двери в домик» по сказке «Три поросёнка», «Укрась шарфик для Машеньки», «Заборчик для петушка» по сказке «Кот, петух и лиса» и др.

Почему же детям это интересно? По ходу сюжета русской народной или авторской сказки герои часто попадают в сложные ситуации, но они сами находят выход и справляются с ними. А на «сказочных занятиях», герои как не стараются, не могут справиться с проблемами самостоятельно и просят помощи у детей. И дети становятся непосредственными участниками сказки. Самыми умными, самыми наблюдательными, самыми сообразительными. Эти занятия помимо закрепления собственно математических знаний помогают развитию у детей наблюдательности, любознательности, развивают речь ребёнка, обогащают словарный запас, тренируют внимание, память, решают нравственные задачи. Дети учатся логически мыслить. А процесс обучения становится интересным и совсем нетрудным. Когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: помочь герою сказки справиться с заданиями, почувствовать свою значимость. Сказка позволяет более эффективно осуществлять математическое развитие детей, помогает ребёнку получить первые математические представления, подготовить детей к математической деятельности в дальнейшей жизни.

Публикации по теме:

Развитие интеллектуально-математических способностей детей дошкольного возраста через игровую методику «Пифагорик» «Развитие интеллектуально-математических способностей детей дошкольного возраста через игровую методику «Пифагорик» Л. Б. Гидзинской и С. Ю.

Развитие коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр 1. Пояснительная записка : Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из.

Мастер-класс на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико — математических игр» Цель. Повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного педагогического общения по освоении опыта работы педагога.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Педагогический проект «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» Автор проекта: Цапарина Инесса Викторовна Педагогический проект в младшей группе «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством.

План самообразования «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок» План работы по самообразованию воспитателя средней детского сада «Буратино» п. Пруды Нижегородской области Вихаревой Татьяны Владимировны.

Развитие коммуникативных   способностей  у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Речь на защиту презентации Орловой (Гариной) Ю. В. 1 слайд. Вашему вниманию предлагаю компьютерную презентацию практических достижений.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством аппликации из нетрадиционных материалов Цель: Изучение особенностей использования нетрадиционных материалов в технике аппликации для детей дошкольного возраста. Задачи: -Овладение.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством изодеятельностиРазвитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством изодеятельности Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством изодеятельности Шелудько Ю. В. воспитатель МБДОУ ДС №251 г. Челябинска.

Самоанализ: развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры Воспитатель. А что это значит? Значит- солнце, тепло, доброта. Значит-самое милое сердце, что детей согревает всегда. Это значит любовь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством сказок
Опубликовано: 21 февраля 2017 в 19:01
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД