Получи документы

Развитие мелкой моторики руки на уроках технологии в начальной школе

Татьяна Купранова
Развитие мелкой моторики руки на уроках технологии в начальной школе

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Заковряжинская средняя общеобразовательная школа»

«Развитие мелкой моторики руки на уроках технологии в начальной школе

Выполнила: Купранова Т. А.

Не секрет, что образование в начальной школе является фундаментом всего последующего обучения. От воспитания и развития ребёнка в младшем школьном возрасте зависит многое в его будущей жизни.

Публикация «Развитие мелкой моторики руки на уроках технологии в начальной школе» размещена в разделах

Формирование мелкой моторики - один из ведущих факторов развития ребенка. Активное взаимодействие его с окружающей средой формирует целостную систему восприятия.

В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

Мы, учителя начальных классов, учитывая возрастные психофизиологические особенности младших школьников, уделяем большое внимание этой проблеме. Принимая детей в первый класс, мы прекрасно понимаем, что должны заложить не только основы письма, счёта и чтения, но должны ещё способствовать общему развитию ребёнка.

Большое значение для развития мелкой моторики рук имеет отбор дидактического материала и инструментов для занятий. Это могут быть ватные палочки, кусочки смятой бумаги, спичечный коробок, кусочек поролона, ластик, пробка от бутылки, древесный лист, жесткая клеевая кисть, нитки и многое другое.

Мы стараемся сформировать у детей различные виды хватания, удерживания предметов («пинцетный», «щипковый», умение оперировать каждой рукой, кистью рук, развить согласованность движений обеих рук, выделить каждый палец в отдельности. Руки подготавливаются к овладению учебными двигательными умениями и навыками. Повышается самооценка ребёнка. Делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Все это помогает ребенку в школе, особенно при овладении письмом.

Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук.

В своей работе я использую разные виды работ по развитию мелкой моторики.

Рассмотрим более подробно работу с разными материалами.

Работа с природным материалом и пластилином. В этой работе пластилин используется как основа, на которую крепится природный материал методом вдавливания. Эта работа требует от ребенка усидчивости и терпения.

Лепка. Лепить можно из пластилина, пластики, гипса, глины, теста и многих других материалов. Занятия ручной лепкой прекрасно развивают моторику рук, а также учат детей образному и конструктивному мышлению. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук. На занятиях с пластилином пальчики ребенка развиваются и крепнут, что непосредственно влияет на развитие речи и мышления.

Собирание мозаики. Основная идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Ребенок постоянно манипулирует деталями, много раз поворачивает и прикладывает их друг к другу. Таким образом, совершенствуется мелкая моторика рук.

Набор разноцветных прищепок. Обычные бельевые прищепки - это готовый тренажер. Многократное повторение движения разжимания и сжимания с усилием дает отличную тренировку пальчикам руки. Важно научить детей брать прищепки тремя пальцами – большим, указательным и средним и цеплять их к любому плоскому предмету, например, к картонке, широкой линейке, тарелке. Из прищепок можно сделать разноцветную ромашку, ежика, кактус. А можно чередовать прищепки по цвету, создавая неповторимые цветовые комбинации. И конечно, неплохо, если дети будет пересчитывать прищепки, определять их количество определенного цвета.

Пуговицы, бусы. Дети любят играть с мелкими предметами, например, пуговицами: перебирать их – вытаскивая из коробочки и складывая обратно, перетирать их между ладонями, пересыпать пуговицы и бусины из ладошки в ладошку.

Эффективным пособием для тренировки руки ребенка признаны бусы. Предлагая ребенку для нанизывания на веревочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, учитель способствуют постоянному совершенствованию координации системы «глаз-рука», приучают пальцы совершать точные движения под контролем зрения. Нанизывая бусы, ребенок учится по-разному складывать пальцы в зависимости от того, какой формы и толщины предмет ему приходится брать: или тремя пальцами («щепотью», или двумя (кончиками большого и указательного пальцев – «пинцетный захват»). Это помогает скоординировать движения обеих рук ребенка.

Шнурки, шнуровки. Уже давно доказано, что шнуровка - идеальная игрушка для укрепления пальцев и всей кисти руки ребенка, развития глазомера, воспитания внимания и усидчивости.

Оригами. Оригами – древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами многократно складывается из квадратного листа бумаги без клея и ножниц.

Разновидности оригами – модульное оригами. Целью занятий оригами в школе является развитие мелкой моторики рук и общих способностей ребёнка, которые пригодятся ему в жизни и в процессе обучения другим предметам.

Работа с нитками, тесьмой и тканью. Эта работа требует более сложных движений рук, ловкости пальцев. Дети учатся координировать движения рук и глаз. Наматывают нитки и тесьму на катушки, в клубочки. После этого они изготавливают объемные поделки из ниток, вышивают на пяльцах, шьют игрушки.

Картинки из круп. Игры с крупами очень полезны и интересны. Подойдет все: гречка, просо, фасоль, семечки, горох, манная крупа, рожки. Многие дети любят рисовать, но делать это можно совсем необычным способом. Ребенок пальчиком может рисовать простейшие фигуры и узоры: квадраты, ромбы, кружочки, листики, цветы.

Макаронные аппликации. Аппликации можно делать не только из цветной бумаги и лоскутков ткани. Красиво и необычно выглядят макароны- ракушки, бантики и бабочки. Готовое изделие можно раскрасить – получится фантастическая композиция. Чтобы ее выполнить аккуратно, надо иметь умелые и ловкие руки. Ведь удержать в пальцах маленькую макаронину нелегко, но это и способ потренировать мелкую моторику пальцев рук.

Работа с бумагой. Бумагопластика. Поделки из бумаги – очень полезное занятие. Мы учим ребенка мять бумагу и катать складывать, вырезать. Скатывать из бумажных полосок «рулончики», «трубочки». Используем различную по толщине и качеству бумагу. Все эти виды деятельности требуют точности и согласованности движений кистей рук.

А какие красивые получаются поделки, которые можно подарить на праздник своим родным, близким, а можно как украшение повесить у себя в квартире.

Чем больше изобразительных и технических приемов знает ребенок, тем более самостоятельный и творческий характер приобретает его работа

В последнее время я начала использовать полуобъемные схемы. Схемы представлены на разные темы. Для детей такие схемы удобны тем, что ребенок может открывать и закрывать нужную ему деталь, пока он не поймет, в каком положении деталь должна находиться, и где именно на детали рисовать контур. Кто-то из детей может рассматривать схему только одну минуту, и он поймет, как работать, а кому-то надо будет подойти к схеме несколько раз, чтобы понять принцип действий. Эти схемы - мои помощники. На схеме видно, как можно последовательно выполнить несколько действий.

Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.

А мы взрослые должны помнить слова А. В. Луночарского: «Как работают руки, так думает голова»

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики — эффективное средство подготовки руки к письму Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован.

Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму «Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму» Подготовила воспитатель: Салмина Ю. В. «Истоки способностей и дарований детей – на.

Развитие мелкой моторики у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уроках Последние несколько лет к проблеме ОВЗ наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем, что само.

Игровая деятельность на уроках в начальной школе Тема выступления: «Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО». «В игре.

Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе в условиях ФГОС С внедрением новых образовательных стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики руки» Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики руки». Мы понимаем с вами друг другу, с помощью речи. Но когда мы с вам и встречаем.

Презентация опыта работы «Развитие мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр» «Развитие мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и упражнений» АКТУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОГО ВКЛАДА.

Подготовка руки к письму. Развитие мелкой моторики Подготовка руки к письму - это обязательный этап в обучении ребенка. Многие неопытные родители не знают, с чего начинать подготовительный.

Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму через нетрадиционные виды деятельности Развитие мелкой моторики рук влияет на интеллект малыша, его память внимание и мышление. Поэтому каждая мама стремиться как можно раньше.

Развитие мелкой моторики как метод подготовки руки к письму Письмо - сложных координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики руки на уроках технологии в начальной школе
Опубликовано: 22 июня 2018 в 07:22
+42Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД