Развитие мелкой моторики рук, как один из факторов подготовки детей к школьному обучению

Соловьёва Ольга
Развитие мелкой моторики рук, как один из факторов подготовки детей к школьному обучению

Дошкольная ступень развития ребёнка является важным этапом, ибо он в это время начинает восхождение в окружающий его социум. Начало сенсорному восприятию и интеллектуальному развитию, а также речи ребёнка, в первую очередь, даёт развитие мелкой моторики рук.

Выбранная мной тема обусловлена необходимостью формирования всесторонне - развитой, творчески - активной и интеллектуально

развитой личности, способной логически мыслить и давать оценку его социуму.

Работая со старшими дошкольниками в своей группе постаралась создать все условия для развития у детей мелкой моторики рук для дальнейшего их освоения окружающего мира.

Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе.

Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу – это развитие общей и мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Уровень развития общей и мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, графическое письмо. Необходимость развития активных движений пальцев рук получило научное обоснование. Новизна опыта заключается в повышении эффективности процесса интеллектуального развития дошкольников путём сочетания традиционных и альтернативных приёмов развития мелкой моторики рук. Дошкольники имеют большой потенциал для усвоения знаний, у них большой интерес к разнообразной деятельности в познании окружающего, но у них разный уровень развития мелкой моторики рук. Для интеллектуального развития дошкольника является очень важным хорошо развитая моторика рук, ведь в головном мозге человека, центры, отвечающие за речь, интеллектуальное развитие, восприятие окружающего мира и движения пальцев рук расположены очень близко. Целью данной работы является развитие мелкой моторики рук посредством разнообразных заданий, упражнений и игр (пальчиковой гимнастики, выполнение заданий связанных со штриховкой, раскрашиванием рисунков, работой с бумагой в технике оригами, с пластилином, нанизывание бисера и бусин на нитки и т. д., которое будет являться первой ступенью к интеллектуальному развитию дошкольников.

Для её достижения мною были определены следующие задачи:

создание условий для развития у детей мелкой моторики рук и сенсорного

восприятия окружающего;

развитие логического мышления дошкольника в процессе работы;

развитие у детей памяти, внимания, творческих способностей;

формирование графических навыков и интеллектуального развития.

Исходя из проведенного тестирования детей, а также в результате обработанных данных по развитию мелкой моторики у дошкольников мною разработан и проведён комплекс упражнений, который включает в себя несколько блоков заданий: игры с песком и снегом, пальчиковая гимнастика, лепка из пластилина, рисование цветными карандашами, работа с ножницами, графические упражнения, штриховки, раскрашивание рисунков, дидактические игры с бросовым материалом, складывание пазлов, конструирование из бумаги (оригами, ручной труд (пришивание пуговиц, нанизка бусин и бисера на нитку, мозаика и т. д.) Реализацию постепенно усложняющихся задач по развитию мелкой моторики рук осуществляла через систему развивающих заданий, упражнений, игр и в непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в течение нескольких лет.

Работа по развитию мелкой моторики рук с дошкольниками организовывалась в малых группах, подгруппах и индивидуально.

Особое значение уделялось работе с родителями. Проводили работу в форме бесед, консультаций, изготовили памятки для родителей на тему «Развиваем пальчики - стимулируем речь». Совместно с учителем-логопедом подготовили и провели выставку пособий для развития мелкой моторики, организовали мастер-класс для родителей «Использование нетрадиционных игр и пособий для развития мелкой моторики рук».

Подводя итоги вышеописанной работы можно сделать следующие выводы:

у детей заметно повысился уровень скоординированных движений пальцев обеих рук;

у дошкольников улучшилось общее эмоциональное состояние;

укрепился мышечный тонус в руках, нажим, моторика рук развилась в лучшую сторону;

достаточно чётким стало логическое мышление, улучшилась память, концентрация внимания;

улучшилось интеллектуальное развитие, речь стала значительно лучше.

Работа по подготовке руки дошкольника к письму должна проводиться систематически, поэтому она будет продолжена в следующем учебном году.

Перспектива нашей работы – дальнейшее повышение интеллектуального

развития дошкольников, формирование логического мышления детей, умения чётко передавать и формировать свои мысли и умения делать выводы по результатам исследований, чему, несомненно, способствует совершенствование и развитие мелкой моторики рук у воспитанников.

Надеемся, что наша работа в этом направлении поможет другим педагогам в работе по интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста путём совершенствования мелкой моторики рук.

Публикации по теме:

Графические диктанты как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению Выполнила воспитатель МБ ДОУ детского сада №58 Семина Дарья Викторовна Подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе в настоящее.

Индивидуальная работа — один из факторов развития социального поведения и общения детей с ОВЗ Индивидуальная работа как один из факторов развития правил социального поведения и общения детей с особыми образовательными потребностями.

Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму для детей младшего дошкольного возраста Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму для детей младшего дошкольного возраста. 1. Пальчиковая.

Консультация «Развитие мелкой моторики у детей» Консультация «Развитие мелкой моторики у детей» Разработала воспитатель ГБДОУ №81 Хасанова Р. Р. г Санкт-Петербург Известному педагогу.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Безопасность детей
  • Безопасность детей
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики рук, как один из факторов подготовки детей к школьному обучению
Опубликовано: 17 сентября 2019 в 08:26
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 октября. Выставка самодельной посуды на МААМ

Посуда как часть нашей повседневной жизни сопровождает нас тысячелетиями. От первого глиняного кувшина и котелка до современных высокотехнологичных кастрюль – такова история развития посудной цивилизации....

23 октября. День рождения Джанни Родари

Кто не знает озорного, храброго, никогда не унывающего мальчика-луковку Чиполлино? Не будем ручаться за весь мир, но в России и СНГ этого сказочного героя знают абсолютно все. Ведь Чиполлино много лет...

Фотоотчет детского художественного творчества районного фестиваля Цветик-Семицветик
Цель фестиваля: Создание условий для раскрытия творческого потенциала юных петербуржцев. В рамках фестиваля проходит выставка "STEM", на которой дети могут...
Конспект занятия в старшей группе по пластилинографии «Чудо-ассорти»
Цель: создание лепной картины с выпуклым изображением. Задачи: Учить передавать природные особенности овощей ( цвет, форму) ; сформировать обобщенное...
Сценарий утренника 8 марта 2016 г
Ведущий 1: Дело было вечером, Делать было нечего. Кто на облачке сидел, Кто на мир сверху смотрел. Ангелы в лице детей, Выбирали матерей. Алюкова....