МААМ-картинки

Развитие мелкой моторики рук как способ реабилитации и социализации

Мария Худякова
Развитие мелкой моторики рук как способ реабилитации и социализации

На ежегодных совместных совещаниях детских садов и школ по итогам адаптации первоклассников учителями, психологами ставится проблема недоразвития общей и мелкой моторики у выпускников ДОУ. Это приводит к возникновению негативного отношения к образовательной деятельности, снижению мотивации к познанию, нарушению общения, повышению уровня тревожности. В последнее время, педагоги обращают внимание на то, что не у всех детей в достаточной мере сформированы такие важные навыки, как координация, сенсорика, ловкость. Большинство детей испытывают затруднения в овладении навыками самообслуживания. Многие дети, находясь за столом, разливают содержимое, не успев донести до рта, пачкают стол и одежду. Также дети испытывают сложности в продуктивной деятельности: в работе с ножницами, лепке. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика» Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка.

Публикация «Развитие мелкой моторики рук как способ реабилитации и социализации» размещена в разделах

Хочется отметить, что у детей проживающих в благополучных семьях, как правило данная проблема возникает в возрасте до 7-9 лет. В наших же учреждениях возрастной порог отсутствует. Согласно диагностике проведенной в нашем центре из 80 детей в возрасте от 3 – 16 лет, развитие мелкой моторики на должном уровне выявилось лишь у 8 человек. Таким образом, около 90 % детей проходящих социальную реабилитацию в центре, на момент поступления имели не развитую мелкую моторику.

Для решения данной проблеммы был разработан проект, цель которого – совершенствование процессов реабилитации и социализации воспитанников по средствам формирования и развития мелкой моторики рук у воспитанников.

Задачи проекта:

1. Формировать ключевые социальные компетенции воспитанников.

2. Развивать мелкую моторику рук воспитанников.

Работа выстроена на принципах:

• Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.

• Принцип гуманистичности - индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

• Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности.

• Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.

- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины).

- рисование (пальчиками, пластилином, лабиринты).

Формы организации деятельности:

- групповая;

- подгрупповая;

- индивидуальная.

В работе с детьми активно используются следующие технологии:

- Личностно - ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы реабилитации личность ребенка, обеспечение комфортных условий в учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

- Технология сотрудничества реализует принцип равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, праздники, развлечения).

- Технологии проектной деятельности:

«Игровые»— упражнения, участие в коллективном творчестве (коллаж, коллективная работа) ;

«Арт-терапия»

«Повествовательные», при работе дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной и художественной форме;

«конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта.

- Информационно-коммуникационные технологии

Проект состоит из пяти уровней:

1. Предварительная диагностика

2. Базовый.

3. Внутренний.

4. Внешний.

5. Итоговая диагностика.

Первый уровень «Предварительная диагностика» предполагает определение уровня сформированности мелкой моторики рук у воспитанника.

Методы:

• Беседа.

• Наблюдение

• Анализ продуктов деятельности (ребенку даются несколько заданий разной сложности и оценивается, то как ребенок с ними справляется).

Второй уровень «Базовый» включает в себя традиционный и не традиционный метод по развитию мелкой моторики рук. К традиционному относится разработанный сборник из 30 игровых упражнений направленных на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей.

Упражнения поделены на 4 группы: с различными предметами и материалами, с крупами, с пластилином, пальчиковые игры.

Задачи:

Образовательные:

- формирование произвольных координированных движений пальцев рук, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук) ;

- формирование практических умений и навыков;

- обучать различным навыкам работы с бумагой, крупами, пластилином, песком.

Развивающие :

- развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

- совершенствование движений рук;

- развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

- развитие речи детей.

Воспитательные:

- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.) ;

- воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Первая группа – игровые упражнения с различными предметами и материалами.

Задачи:

- Развитие хватания.

- Развитие согласованных движений обеих рук.

- Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.

- Формирование ручных умений.

- Развитие осязания.

- Развитие мышления и воображения.

Материалы:

Предметы, игрушки и материалы подбираются в соответствии с целью задания.

Методы обучения:

- Показ действий.

- Действия руками ребенка.

- Поэтапная словесная инструкция.

Организация занятий. Дети часто с трудом осваивают действия, направленные на развитие движений рук и мелкой моторики пальцев. Поэтому при проведении занятий необходимо соблюдать следующие условия:

- не допускать переутомления детей — сначала длительность занятий не должна превышать 5-10 минут, постепенно ее можно увеличить;

- уровень сложности игры должен соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка;

- обыгрывать сюжеты занятий, чтобы заинтересовать воспитанников;

- занятия проводить в свободное время индивидуально или с небольшой группой детей.

Порядок работы

Работа с детьми строится по принципу постепенного повышения уровня сложности заданий. Например, при проведении игры «Бусы для куклы» сначала следует предложить сделать бусы с помощью деревянной иглы из нескольких крупных бусин с широкими отверстиями, затем можно увеличить количество бусин, использовать бусины меньшего размера; попросить детей действовать без иглы, нанизывая бусины на шнурок.

Для закрепления движений полезно неоднократно предлагать одни и те же задания, по-разному обыгрывая их и используя разные материалы.

Часто отсутствие умений или их недостаточная сформированность сердит и расстраивает воспитанников. В случае затруднения они могут потерять интерес к деятельности. Чтобы этого не произошло, помогите: еще раз покажите ему, как нужно выполнять то или иное действие, или возьмите его руки в свои и выполните действие совместно.

Меры предосторожности

Во время занятия следите за соблюдение мер безопасности — не позволяйте детям брать в рот мелкие предметы и детали (бусы, деревянные иглы и др.).

Вторая группа – игровые упражнения с крупами.

Задачи:

- тренировка и массаж пальцев;

- снятие нервного напряжения,

- стимулировать развитие чувственного восприятия,

- развитие осязания детей,

- стимулируют процесс их речевого и умственного развития,

-развивают слуховое восприятие;

- развитие усидчивости, аккуратности;

-обогащается сенсорного опыта.

Материал:

Кукурузная, манная крупа, горох, фасоль.

Третья группа – игровые упражнения с пластилином.

Задачи:

- развивать и укреплять мелкую моторику рук;

- развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки;

- развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; учить самостоятельно создавать художественные образы;

- способствовать формированию установки на получение качественного результата и преодоление частых неудач, неизбежных в процессе его получения.

Методы: скатывание, оттягивание, раскатывание, защипывание, вдавливание, сглаживание, направления размазывания – сверху вниз, слева направо.

Материал: пластилин, доска для лепки, картон, бусинки разных размеров.

Четвертая группа – пальчиковые игровые упражнения.

Задачи:

- Развитие согласованных движений обеих рук.

- Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.

- Развитие внимания.

Метод обучения - показ действий, действия руками ребенка. Самостоятельные действия ребенка.

Организация занятий:

Непосредственно – образовательная деятельность проводится индивидуально или с группой детей. Длительность зависит от конкретной игры. Пальчиковые игры, которые хорошо знакомы детям, можно прово-дить в перерывах между занятиями, на прогулке.

К не традиционным методам развития мелкой моторики, который был внедрен в работу, и полюбились не только мне, но и детям относится Су-Джок терапия.

В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су-Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т. д.). Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред - оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. В некоторых странах этот метод входит в государственные программы не только здравоохранения, но и образования.

В реабилитационной работе приемы Су-Джок терапии можно использовать в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а также с целью укрепления организма.

Цель использования элементов су-джоктерапии - развитие мелкой моторики руки в процессе пальчиковых игр с помощью массажера Су - Джок.

Исходя из данной цели были поставлены следующие задачи:

• стимулировать проекции речевых областей в коре головного мозга;

• формировать произвольные, координированные движения пальцев рук;

развивать зрительно – моторную координацию;

развивать психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности;

• внедрять здоровьесберегающую технологию в реабилитационный процесс.

Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:

• Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

• Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

• Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

• Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок массажеров легко.

• Доступность –шарики свободно продаются в аптеках, цена в пределах 40 рублей за штуку.

В комплект входят:

• массажный шар, мы с детьми его называем «ежик»,

• два металлических массажных эластичных кольца.

В своей работе я активно использую следующие приемы Су-Джок терапии:

• Массаж специальным шариком.

Прокатывая шарик между ладошками, дети стимулируют биологически активные точки, до их покраснения и появления ощущений тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.

В каждом шарике есть «волшебные» колечки.

• Массаж эластичным кольцом.

Кольцо дети надевают и массажируют труднодоступные зоны, соответствующие определенным частям тела, до их покраснения и появления ощущения тепла. Эти процедуры мы повторяем несколько раз в день.

Работа по развитию мелкой моторики проводится систематически, по 3-5 минут ежедневно в процессе непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности педагога с детьми как индивидуально, так и с подгруппой детей. Массажные шарики промываются мыльным раствором в конце дня.

Су-джок терапию провожу поэтапно.

I этап.

Знакомство детей с Су-Джок и правилами его использования. Массажер Су-Джок я ввожу постепенно. Сначала я беру мягкий резиновый массажный шарик, потом жетский пластмассовый массажный мяч меньшего размера и уже в заключении использую массажер Су-Джок. На данном этапе происходит разучивание основных движений с мячиком и кольцом (прикосновение, постукивание, ощупывание, надавливание, прямолинейные движения, круговые движения, покалывание всех пальцев, опускание кольца от кончика пальца до его основания).

II этап.

Закрепление знаний в упражнениях и играх (разучиваем движения в соответствии с текстом упражнения).

Далее практическая работа: выполнение пальчиковой гимнастики «Ёжик» (массажные шары) и «Мальчик – пальчик» (эластичные кольца).

III этап.

Самостоятельное использование шарика Су-Джок в соответствии с потребностями и желаниями.

В результате использования Су-Джок терапии:

развивается мелкая моторика, зрительно – моторная координация;

развиваются высшие психические функции и произвольное поведение;

• осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;

• стимулируются речевые зоны коры головного мозга.

Таким образом, Су - Джок терапия - это универсальный, доступный, высокоэффективный и абсолютно безопасный метод самоисцеления и самооздоровления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, способствует повышению физической и умственной работоспособности детей.

Третий уровень «Внутренний». Воспитанники начинают включаться в конкурсные мероприятия, по прикладным видам деятельности, проводимые в отделении «Временный приют:

• ежедневные тематические работы по ИЗО деятельности, лепке из пластилина, теста, работы в технике торцевания, изонить и т. д.

• Участив в конкурсах отделения по различным видам прикладной деятельности. Получение ценных призов. Повышение статуса внутри коллектива сверстников и воспитателей. Реализация своего творческого потенциала.

Четвертый уровень «Внешний». Дети достигшие хороших показателей по развитию мелкой моторики привлекаются к участию в дополнительных кружках и секциях поселка Рефтинский (ЦДТ. ЦКиИ библиотека). Воспитанники очень активно самореализуются в таком виде деятельности как «Декупаж». Данный кружок находится в ЦДТ п. Рефтинский. Дети уже традиционно занимают там призовые места на различных конкурсах. Многие отмечены дипломами за участие. Отмечу что занятия по декупажу одинаково интересно как девочкам так и мальчикам. Свои работы дети с удовольствием дарят родственникам, педагогам учреждения. Возникает чувство товарищества помощи при выполнении сложных деталей. Дети советуются друг с другом в выборе цвета, орнаментов, находят совместные решения из нестандартных ситуации. Что конечно же благоприятно сказывается на их социализации и реабилитации.

Пятый уровень «Итоговая диагностика». При отчислении ребенка воспитатель сравнивает имеющийся результат развития мелкой моторики с результатом «Предварительной диагностики. На основании полученной информации делается вывод.

Работая по данному проекту по результатам итоговых диагностик можно увидеть, что удалось достигнуть следующих результатов: у 70% детей удалось развить мелкую моторику до нормы.

Вместе с тем в повседневной жизни у детей стали отмечаться следующие социально – реабилитационные результаты :

- дети научились завязывать шнурки на обуви, шапки, застегивать пуговицы, заправляться – внешний вид стал социально – приветствуемый.

- дети научились выполнять различные поделки в прикладных видах деятельности, тем самым подняв свою самооценку «Я могу», появилась уверенность в себе. Лучшие работы участвовали в конкурсах, были награждены дипломами, что опять же поднимает социальный статус ребенка.

- учителя отмечали более аккуратный почерк воспитанников, развитие способности к мыслительным операциям, усидчивость, внимательность

И соответственно развитие познавательной сферы, социализация.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Развитие мелкой моторики»Фотоотчет «Развитие мелкой моторики» Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА И ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ — это инсценировка каких-либо.

Фотоотчет «Развитие мелкой моторики у детей»Фотоотчет «Развитие мелкой моторики у детей» Фотоотчет развитие мелкой моторики у детей. Елена Владимирова. Зачем нужно развивать моторику? Дело в том, что развитие мелкой моторики.

Игры на развитие мелкой моторикиИгры на развитие мелкой моторики «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. Развивать мелкую моторику малыша - это очень полезно! Развитие мелкой моторики.

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры - упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.

Нестандартное оборудование как способ развития мелкой моторикиНестандартное оборудование как способ развития мелкой моторики О значении и развитии мелкой моторики создано множество научных трудов. В качестве вариантов в своей работе мы применяем пальчиковые игры,.

Развитие мелкой моторики детей. Часть 2Развитие мелкой моторики детей. Часть 2 Продолжаем развивать мелкую моторику детей! Мешочки для массажаИз плотной ткани сшила мешочки и наполнила крупой (греча, пшено, манка,.

Развитие мелкой моторики посредством пластилинографииРазвитие мелкой моторики посредством пластилинографии «Ум ребенка на кончиках пальцев» Подготовить ребенка к школе – это значит сформировать в нем такие качества и свойства в процессе разных.

Развитие мелкой моторики рукРазвитие мелкой моторики рук Это моя доченька Златушка. Хочу представить вашему вниманию несколько снимков как мы дома с ней занимаемся. Папа сделал из старой фанеры.

Развитие мелкой моторики рук Хочу поделится с вами своим пополнением предметно-пространственной развивающей среды играми развивающими мелкую моторику рук. Перспективное.

Развитие мелкой моторики у наших дошколятРазвитие мелкой моторики у наших дошколят .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики рук как способ реабилитации и социализации
Опубликовано: 18 апреля 2021 в 11:08
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД