Приложение МААМ

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

Ализа Магомедовна Саидова
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. С помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» размещена в разделах

Игры и специальные упражнения активизируют моторику рук, улучшают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость. Вырабатывается их ловкость, умение управлять своими движениями.

Для успешного решения этих задач подобрала и изучила методическую литературу по этой теме: И. А. Ермакова «Развиваем мелкую моторику у малышей»; А. Е. Белая «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»; а также ежемесячный журнал «Дошкольное воспитание».

На основе данной литературы составила картотеку пальчиковых игр. Надеюсь, что этот материал кому-то пригодится в работе.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Особое внимание обращаю на то, что дети раннего возраста не в состоянии самостоятельно играть пальчиками, поэтому я беру их руки в свои и мы вместе проделываем игровые упражнения.

Методы обучения:

- показ действий

- действия руками ребенка

- самостоятельные действия ребенка.

Пальчиковые игры тема «Весна»

«Птичка, птичка, прилетай!»

Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Дети показывают движениями кистей рук, как летит птичка.

Птичка, птичка, прилетай!

Весну-красну зазывай!

Птичка крылышками машет,

Веселит детишек наших!

«Звенит капель»

Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Ритмично соединять сразу все пальцы с большим.

Пальцы бегут по столу.

Прижать ладони, а затем, разъединив их, описать руками круг.

Звенит капель,

Журчат ручьи,

И солнце пригревает.

К нам возвращаются грачи,

И снег повсюду тает

«Вот и лето наступает»

Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

На каждую строчку сгибать по одному пальцу на обеих руках, начиная с мизинцев.

Ладони скрестить. Пальцы широко раздвинуть – «крылья», большие пальцы переплести между собой – «головка» птички.

Раз – весна,

Два – капель,

Три – сосульки тают.

Зима прошла, идет весна,

Птицы прилетают.

Пальчиковые игры тема «Лето»

«Лето»

Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Солнцем ласковым согрето, «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.

За весной приходит лето.

Будем в озере нырять «Ныряем» соединёнными вместе ладонями от груди вперёд.

И цветочки собирать. «Срываем» одной рукой и «собираем» в другую.

«Вот и лето наступает»

Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими, начиная с мизинцев.

Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших.

Круговые движения кистями, «солнце».

Вот и лето наступает,

Всех на отдых приглашает,

Будем плавать, загорать

И на даче отдыхать.

Приветствие «Здравствуй, солнце золотое!»

Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю -

Всех я вас приветствую!

(Т. Сикачева)

Пальчиковые игры тема «Осень»«Осень»

Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Вышла осень погулять, «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.

Стала листья собирать. Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.

«Снова осень наступает»

Касаться стола подушечками пальцев правой руки, начиная с большого.

Касаться стола подушечками пальцев левой руки, начиная с большого.

Касаться стола подушечками пальцев обеих рук, начиная с большого.

Загибать пальцы на обеих руках по одному.

Снова осень наступает.

И доследующей весны

В птичьих стаях улетают

Ласточки, скворцы, грачи,

Лебеди и журавли.

«Если листья пожелтели»

Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими, начиная с мизинцев.

Если листья пожелтели,

Дождь холодный моросит,

Птицы к югу полетели,

Значит, осень к нам спешит.

Пальчиковые игры тема «Зима»

«Зима»

Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Снег ложится на дома, (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)

Улицы и крыши. (Руки «домиком».)

Тихо к нам идёт зима, (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Мы её не слышим… (Рука за ухом.)

«Ветер холодный пригнал облака»

Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Ветер холодный пригнал облака,

И затянулось все небо с утра.

Лужи замерзли, притихла земля….

Пошел первый снег,

наступила зима!

Последовательно соединять пальцы правой руки с большим.

Последовательно соединять пальцы левой руки с большим.

«Зимние забавы»

Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Что зимой мы любим делать? Поочерёдно соединяют большой палец

с остальными.

В снежки играть,

На лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

Движение «съезжаем с горы» с криком «Ух!».

Пальчиковые игры тема «Дикие животные»

«Дикие животные наших лесов»

Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Заяц и ёжик навстречу друг другу Указательные и средние пальцы

обеих рук «идут» навстречу друг другу.

Шли по дорожке по полю, по лугу.

Встретились - и испугались они. Стукнуть кулачками.

Быстро бежали - поди догони! Снова пальцы «идут», но теперь в

разные стороны.

«Детёныши диких животных»

Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Это зайчонок, это бельчонок, Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок Вращают большим пальцем.

Бурый, мохнатый,

Смешной медвежонок.

«Зайчик»

Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок.

Зайка серый скачет ловко,

В лапке у него морковка.

Пальчиковые игры тема «Птицы»«Птичка»

Пальчики - головка,

Крылышки – ладошка.

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку, большие пальцы - головка, остальные сомкнутые пальцы - крылья.

«Птенчики в гнезде»

Птичка крылышками машет

и летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет,

где она взяла зерно.

Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.

«Птичья кормушка»

Мы повесили кормушки,

Дети имитируют движения.

В них насыпали зерно.

Имитируют движения.

Для голодных птиц зимою

Очень вкусное оно.

Загибают по очереди пальцы, перечисляя птиц.

Прилетайте к нам, синицы,

Голубь, клест и воробей!

И, конечно, ждем мы в гости

Красногрудых снегирей.

Пальчиковые игры тема «Домашние животные»

«Повстречались»

Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

Повстречались два котенка: "Мяу-мяу!",

Два щенка: "Ав-ав!",

Два жеребенка: Иго-го!",

Два теленка: "Муу!".

Смотри, какие рога.

«Моя лошадка»

Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Сидя произнося слова, дети ритмично поочередно стучат кулачками по столу или коленкам.

Складывают пальцы одной руки в щепотку и ритмично «звонят в колокольчик».

Стучат кулачками по столу, изображая бегущую лошадку.

Вот бежит моя лошадка,

Колокольчиком звеня,

Громко цокают копыта,

Скоро дома буду я.

«Погладим котенка»

Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.

- Киса, кисонька, кисуля!

- Позвала котенка Юля.

- Не спеши домой, постой!

- И погладила рукой.

Пальчиковые игры тема «Семья»

«Моя семья»

Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

Вот дедушка,

Вот бабушка,

Вот папочка,

Вот мамочка,

Вот деточка моя,

А вот и вся семья.

Ф. Фребель

«Знаю я, что у меня»

Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Поднять руку ладонью к себе. В соответствии с текстом стих, в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:

Это - мама,

Это - я,

Это - бабушка моя,

Это - папа,

Это - дед.

И у нас разлада нет.

«Шалун»

На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов. С последними словами пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.

Наша Маша варила кашу.

Кашу сварила, малышей кормила:

Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала,

А этому не дала. Он много шалил. Свою тарелку разбил.

Публикации по теме:

Фотоотчет о пособиях для развития мелкой моторики рук у детей раннего возрастаФотоотчет о пособиях для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" (В. А. Сухомлинский). "Рука - это инструмент всех инструментов" (Аристотель). В этом учебном.

Фотоотчет «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» Работа по развитию движения рук в нашей младшей группе проводиться каждый день. Все задания приносят детям радость, удовольствие. А чтобы.

Конспект «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством пальчиковых игр» СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение 2. Важность и значение развития мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр. 4. Виды пальчиковых игр 5. Рекомендации.

Игры-упражнения на развитие мелкой моторики рук и развитие речи детей раннего возраста Художественное слово Пальчиковые игры сопровождаются стихотворными текстами. Стихотворения в играх – это та основа, на которой формируется.

Проект «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» Подготовила: Гусейнова Маина Керемалиевна. "Источник способностей дарования детей находится на кончиках пальцев" В. А. Сухомлинский Актуальность.

Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста ТЕМА: «Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста через пластилинографию» Поступление в школу – это начало большого.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Существует мнение, что развитие мелкой моторики –очень важный, но достаточно.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Существует мнение, что развитие мелкой моторики –очень важный, но достаточно.

Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» Конспект семинара Цель: Ознакомить родителей с необходимостью развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста, ознакомить с практическим.

Значение мелкой моторики рук в сенсорном развитии детей раннего возраста Очень важна для ребенка развитая моторика пальцев рук, которые слушаются своего хозяина. Слаженная работа пальчиков в дальнейшем помогает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста
Опубликовано: 19 марта 2017 в 16:30
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ализа Магомедовна Саидова (УИ 301055) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД