Светлана Кузьмина
Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста с помощью техники «Нитеплетение»
▼ Скачать + Заказать документы
: воспитатель высшей квалификационной категории
Подготовила Кузьмина Светлана Ивановна
Тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через овладение техникой нитиплетения».
«Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста с помощью техники „Нитеплетение“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Поделки из ниток. Помпоны, пряжа, изонить, ниткография
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, т. к. оказывают огромное влияние на развитие речевой и высшей нервной деятельности ребёнка.
Имея многолетний педагогический опыт, следует отметить, что в настоящее время происходит увеличение числа детей с особыми возможностями здоровья. Когда нарушения речевого, интеллектуального развития, сопровождаются отклонениями в развитии зрительного, слухового, опорно – двигательного аппарата, что затрудняет обучение и воспитание детей, делает сложным процесс формирования личности. Как следствие у детей с ОВЗ недостаточно развита мелкая мускулатура пальцев рук, ярко выраженные расстройства эмоционально - волевой сферы.
В связи с этим возникла проблема, как организовать занимательную деятельность дошкольника для развития мелкой моторики пальцев рук. Таким средством оказалась простая и доступная техника «нитеплетение».
«Нитиплетение» - это техника, получения изображения нитками по сетке или на сетке. Графический рисунок выполняется нитями, по натянутой на раму сетке.
Работа в технике «нитиплетения» с одной стороны, позволяет дошкольнику соприкоснуться с декоративным искусством, совершенствовать свои двигательные умения, получить эстетическое удовлетворение и радость от творчества, с другой стороны в определённой степени способствует развитию зрительного восприятия, коррекции произвольного внимания, эмоционально-волевой сферы. Такое рукоделие имеет терапевтический эффект - отвлекает от грусти, плохих событий, конфликтов, оно снимает нервное напряжение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.
А самое главное – это уникальное средство развития мелкой мускулатуры пальцев рук. У детей развивается ориентировка в микропространстве, совершенствуется зрительно-двигательная координация и нравственно - волевые качества.
Кроме того, создавая большую картину-панно, дети на протяжении длительного времени работают сообща, переживая минуты совместной радости и успеха. При этом у каждого есть возможность показать свои умения и навыки, внести свой вклад в общее дело.
Как же научить детей изготавливать картины техникой «нити плетения», и что для этого необходимо? В первую очередь это конечно деревянные рамочки, сетка для овощей, цветные клубочки нитей, используемые для вязания, бусинки, пуговицы и т. д. Хочу отметить, что эта техника совершенно безопасна для детей, так как вместо иголки используется обычная заколка для волос, но для того, чтобы картина получилась более выразительной и объёмной, можно добавить бусинки, пуговицы и другие декоративные украшения, используя для их пришивания иглу. Поэтому правила техники безопасности мы изучаем с детьми.
Начинать следует с натягивания сетки на рамочку. Сетку прикрепляют с обратной стороны рамки мебельным степлером. Раз, два и поле для нашей фантазии готово!
Следующий шаг-это создание эскиза будущей работы. Ребёнок сам может нарисовать эскиз своей работы, а можно предложить уже готовые образцы рисунков. Следуя современным тенденциям, для создания образцов эскизов, используем компьютерную программу для рисования «My Paint». Вначале рисунок может быть очень простым, а по мере овладения техникой содержание рисунка усложняется.
Далее мы приступаем к плетению. Выбираем ниточки, которыми мы будем плести, подбираем их по цветосочетанию, заодно закрепляем хроматические и ахроматические цвета.
Техника «нитиплетения» с одной стороны похожа на вышивание по- этому приём «закрепления нити», швы «вперёд иголкой», «цепочкой» и д. р. мы используем в своей работе. А с другой стороны - это техника похожа на рисование, только не карандашами, а ниточками. Ребёнок сначала вырисовывает контур, а затем заполняет пространство цветом как бы «закрашивает» используя стежки «штриховку» и полёт своей фантазии.
Результативностью техники «нитиплетения» является участие в творческих конкурсах, выставках, викторинах всероссийского, городского масштаба.
В своей работе я использую технику «нитиплетение» уже не первый год. Эта техника даёт возможность ребёнку открыть для себя волшебный мир цветных ниточек и превратить их в произведение искусств. Картинами можно украсить интерьер, можно подарить своим близким в подарок, который надолго сохранит тепло детских рук!
Эффективность данной технологии проявляется в положительной динамике развития :
• мелкой мускулатуры пальцев рук;
• зрительно-двигательной координации;
• зрительного восприятия;
• произвольного внимания;
• эмоционально-волевой сферы.
Надеюсь, что такое полезное и увлекательное рукоделие будет пользоваться популярностью среди детей и взрослых.
Желаем творческих успехов!