МААМ-картинки

Развитие мелкой моторики у детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью

Вера Александрова
Развитие мелкой моторики у детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы

на занятиях в студии «ЛоконЪ»

«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский

«Скажи мне - и я забуду;

Покажи мне – и я запомню;

Дай сделать – и я пойму».

Китайская притча

Публикация «Развитие мелкой моторики у детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью» размещена в разделах

Актуальность. Сенсорное развитие (развитие восприятия и формирование представления о различных внешних свойствах предметов) является основой общего умственного развития ребёнка. Полноценное восприятие необходимо для различных видов деятельности: с восприятия начинается познание окружающего мира. (Л. Выготский) Все остальные формы познания (память, мышление, воображение) строятся на основе образов восприятия предметов и явлений окружающего мира и являются результатом их переработки. Умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

У детей с умственной отсталостью восприятие отличается от восприятия детей с нормальным интеллектом: ребёнок с у\о при нормальном зрении и слухе не умеет видеть и слышать. В коррекционной работе с такими детьми большую роль оказывает творческая деятельность, в процессе которой детей развивается ручная умелость, зрительно-моторная коррекция, появляется интерес к познанию окружающего мира.

При обучении ребёнка к творчеству важно обращать внимание на развитие его личностных способностей, эмоциональной, познавательной и волевой сфер, мышления, художественного вкуса. Для этого необходимо использовать в своей работе разнообразные виды и техники художественной деятельности. Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук (ловкость). К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов до сложных (захваты, поглаживание,растирание,разминание, похлопывание, разрывание,.)

Значение мелкой моторики. Научно подтверждена связь между пальцевой моторикой и речью. Развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Кисть руки – «орган речи». В быту мы постоянно совершаем какие-то действия мелкой моторики : застёгивание – расстегивание пуговиц, молний; завязывание – развязывание шнуров, поясов; манипулирование различными мелкими предметами; рисование и письмо,. От развития мелкой моторики напрямую зависит качество нашей жизни. Развитие мелкой моторики начинается на базе общей моторики с младенчества. Сегодня и пожилым советуют развивать мелкую моторику, чтобы не впасть в маразм… Для ускорения развития и для коррекции мелкой моторики рекомендуются всевозможные пальчиковые игры, массажи кистей и пальцев, игры с мелкими предметами (бусы, пазлы, мозаика, использование различных материалов, которые стимулируют тактильные и кинестетические способности (глина, пластилин, краска для рисования пальцами, тесто, песок и вода).

У наших воспитанников имеется недостаточная степень развития мелкой моторики. Это проблема, мы все над ней работаем. В учебной парикмахерской коррекция идёт уже через работу с волосами (расчесать, заплести, вымыть). Развивается мелкая моторика рук и происходит развитие тактильной чувствительности пальцев. Манипулируя инструментами (расчёски, бигуди, шейперы, заколки, подростки развивают мелкую моторику. После реорганизации парикмахерской студии в творческое объединение студия «ЛоконЪ», были добавлены следующие виды художественной деятельности: аппликация, силуэтное вырезание, лепка; валяние шерсти, работа с бросовым и природным материалом.

Аппликация – (лат. аpplication – прикладывание, присоединение) – способ получить изображения: наложение на основной фон кусочков из другого цвета, материала. Это техника декоративно-прикладного искусства. Аппликация отличается от других видов изобразительной техники – силуэтностью, плоскостной обобщённой трактовкой образа, однородностью цветовых пятен, выразительностью изображения, более обобщённой формой.

Классификация аппликации

по форме: объёмная,плоская;

по цвету: одноцветная, многоцветная;

по тематике: предметная, сюжетная, декоративная;

по материалу: бумага, ткань, кожа, мех, войлок, фетр, бисер, береста, солома, тополиный пух, птичьи перья, яичная скорлупа, зёрна, различные крупы, семена, нитки, проволока, сухие листья, цветы, пластилин… ;

по способу наложения: накладная (многослойная, модульная (мозаика, ленточная (гирлянды, орнамент);

по способу выполнения: обрывная, вырезная, силуэтная и т. д.

Аппликация тесно связана с сенсорным восприятием. Развитию сенсорного восприятия способствуют операции по обработке бумаги: 1-сгибание; 2-резание; 3-разрывание и обрывание; 4-наклеивание: 5- скатывание.

Аппликация развивает глазомер, моторику рук, координацию движений, способствует совершенствованию приёмов разметки, вырезания, работы с ножницами. Проходит цветотерапия.

Работа над аппликацией помогает воспитывать у детей аккуратность и терпеливость, усидчивость.

Занятия аппликацией воздействуют на ум, волю, чувства детей, побуждают их к творческому самовыражению.

В студии «ЛоконЪ» мы чаще работаем с самоклеющейся цветной бумагой фирмы Oracal. Правда, она плотнее бумаги – её труднее вырезать, но её преимущества в ненужности клея и огромном выборе ярких цветов и множества их оттенков.

Алгоритм работы по образцу:

Выбор основы

Выбор шаблона

Обводка карандашом

Вырезание по обводке (по контуру)

Приклеивание (встык, внахлёст)

Силуэтное вырезание – наиболее сложный приём создания аппликации, особенно вырезание «на глаз», когда изображение создаётся по мысленно создаваемому силуэту предмета.

В процессе силуэтного вырезания у детей формируется как исполнительские, так и творческие способности. Развивается мелкая моторика.

Лепка из пластилина, глины, солёного теста развивает у детей воображение, мелкую моторику, пространственное мышление, синхронизирует работу обеих рук, развивает пластику пальцев. Это универсальные материалы, которые позволяют воплотить самые фантастические замыслы ребёнка. Отлично развивает мелкую моторику.

Валяние шерсти (фелтинг) – специальная техника рукоделия. Истории валяния уже более 8тыс. лет. Войлок использовали в древности кочевники Азии и Монголии, воины Китая и Рима. До сих пор в странах с суровым климатом этот материал незаменим: он согревает в холод и сохраняет тепло. С помощью валяния шерсти можно создать и предметы одежды, и украшения, и декоративные панно, и всевозможные коврики, подушки, красивые и мягкие игрушки…

Способы валяния:

Сухой (фильцевание) – уплотнение комочков шерсти с помощью специальных игл;

Мокрый – это классическая техника валяния шерсти руками при помощи горячей воды и мыла- felting. Сейчас время, когда возрождаются традиции. Валяние ориентировано на трудовое обучение подростков, их эстетическое воспитание и развитие способностей к творчеству. Шерсть - экологически безопасный продукт. Валяние развивает мелкую моторику, способствует концентрации внимания и самодисциплины. Фелтинг активизирует мыслительные процессы, улучшает способность следовать устной инструкции, воспитывает аккуратность, повышает заинтересованность в конечном результате. Возможность поиграть с продуктом своего труда, сделать подарок- привлекает детей.

При выполнении заданий ребёнок знакомится с основными геометрическими понятиями плоскости и объёма, усваивает основные процедуры, развивая точные движения пальцев, глазомер. При раскладке шерсти, выбора цвета, оттенков корректируется зрительная депривация (цветотерапия).

Поделки из бросового материала помогают нашим воспитанникам ценить каждую мелочь. И главное – включать своё воображение и фантазию относительно того, как можно использовать ту или иную безделушку. Например, из проволоки можно наделать цветов, солдатиков; из пробок получаются собачки, котики; из банок – вазы… Дети к игрушкам, сделанными своими руками, относятся бережнее, чем к покупным.

На занятиях проводится пальчиковая гимнастика, мимическая гимнастика для расслабления организма и пальцев рук. На начальном этапе постоянно требуется оказание индивидуальной помощи. Применяются игры: «Какого цвета радуга?», «Краски" «Где чья тень?», «Определим базовую форму»

Для более успешного усвоения материала и для выполнения поделок процесс их изготовления можно разделить на операции:

* Знакомство с образцом готовой игрушки:

*Анализ, составление алгоритма;

*Подготовительные работы;

*Самостоятельная работа;

*Заключительные работы.

На каждом этапе работы происходит развитие мелкой моторики рук и речи.

За время работы над данной темой мною были изучены материалы по проблеме коррекции мелкой моторики. Я изучила теоретический курс по валянию шерсти, прошла обучение на практике. Активно передаю полученный опыт детям.

Cтудийцами изготовлены поделки в разных техниках. Работы были представлены на Областных и городских выставках декоративно-прикладного творчества. (Дипломы, грамоты). Продолжаю работу по данной теме.

Публикации по теме:

«Чудо-птица». Дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук«Чудо-птица». Дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук Представляю вашему вниманию дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук. Как говорил В. А. Сухомлинский "Истоки способностей.

Использование нетрадиционных техник художественного творчества в работе с дошкольниками.Использование нетрадиционных техник художественного творчества в работе с дошкольниками. "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью
Опубликовано: 26 января 2014 в 06:01
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики у детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью» (включая файлы) размещена пользователем Вера Александрова (УИ 183267) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД