Олеся Ивановна Седешева
Развитие межличностных взаимоотношений дошкольников через коммуникативные игры
«Развитие межличностных взаимоотношений дошкольников через коммуникативные игры»
Стиль педагогического общения как фактор обуславливающий поведение детей
Публикация «Развитие межличностных взаимоотношений дошкольников через коммуникативные игры» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2022
Доминирующая роль в формировании личности ребёнка, в том числе особенностей его общения, отношения к себе и окружающим, принадлежит семье. Родители лучше всех знают своего ребёнка и оказывают решающее влияние на его развитие. Однако в дошкольном возрасте есть ещё одна важная составляющая жизни малыша – это детский сад, в котором он проводит значительную часть времени.
Приобретённый ранее опыт общения в семье подвергается серьёзному испытанию в дошкольном учреждении. В группе детского сада ребёнку нужно не только сумеет построить отношения с незнакомыми взрослыми (педагогами, но и научиться общаться со сверстниками, соотносить своё поведение с общепринятыми правилами, организовывать собственную деятельность. И кто как, не воспитатель, поможет ребёнку сделать первые шаги в мир новых взаимоотношений?
Каждый педагог имеет индивидуальный стиль деятельности и общения, то есть характерные именно для него сочетания задач, средств и способов педагогической деятельности. От личности педагога и его стиля взаимодействия с детьми зависят результаты воспитательного воздействия. В процессе общения с ребёнком взрослый должен не только теоретически передавать детям свой опыт и знания, но и прежде всего, транслировать своим собственным поведением личностное отношение к другому человеку.
Реальное педагогическое общение предполагает субъектные отношения: партнёры по общению строят своё взаимодействие так, чтобы учитывать психологические особенности друг друга: интересы, мотивы, цели, темперамент, способности. При таком типе общения педагог, обращаясь к ребёнку, предполагает определённое отношение к своему обращению с его стороны, аргументирует свои требования, объясняет своё поведение.
Если в общении педагога с детьми нет взаимной направленности, т. е дети выступают только объектом воздействия, то нельзя говорить о полноценном общении.
Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значительным фактором, определяющим содержание, характер и особенности влиянии его на личность ребёнка.
У каждого педагога есть своя воспитательная стратегия, а точнее модель взаимодействия с детьми. Наиболее содержательные характеристики моделей педагога с детьми даются В. А Петровским.
Модель «невмешательства» в жизнь ребёнка.
При таком модели взаимодействия для педагога характерна отстранённость от детей, которую можно выразить словами: «Оставьте меня в покое».
Педагог проявляет по отношении к детям безразличие, равнодушие, разражённое неприятие. Ребёнку не оказывается эмоциональная поддержка, не предлагаются альтернативные варианты поведения, он остаётся наедине со своими трудностями.
Тактика общения здесь такова: «мирное сосуществование», «рядом, но не вместе».
Личность позиция педагога – избегать ответственности.
Учебно – дисциплинарная модель общения.
Основной целью этой модели выступает стремление вооружить ребёнка знаниями, умениями и навыками.
Ребёнок в данном случае является объектом воздействия взрослого.
Активность педагога преобладает над активностью ребёнка, который вынужден подстраиваться под взрослого. Характерны способы общения: наставления, разъяснения, запрет, требование,угроза, наказание.
Личностная позиция педагога: удовлетворять требования руководства и контролирующих инстанций.
Личностно – ориентированная модель взаимодействия.
Целью общения выступает стремление педагога обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости, доверия к миру, развивать его индивидуальность. Воспитывать не подгоняет развитие детей под определённые стандарты, а старается создать благоприятные условия для всестороннего развития с учётом индивидуальных особенностей. Ребёнку предоставляется определённая самостоятельность, его активность не подавляется.
Способы общения: понимание, приятие личности ребенка, основанное на способности взрослых к децентрации (умение становиться на позицию другого, учитывать точку зрения ребёнка и не игнорировать его чувства и эмоции).
Тактика общения: сотрудничество, использование проблемных ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности, гибкость позиций общения при взаимодействия с ребёнком. Ребёнок воспринимается взрослым как полноценный партнёр в условиях сотрудничества.
Личностно – ориентированная модель взаимодействия является наиболее эффективной для полноценного общения детей педагога и детей. В данном случае взрослый и ребёнок в равной мере являются объектами взаимодействия.