МААМ-картинки

Статья «Развитие монологической речи детей при подготовке к школьному обучению»

Кучерова Диана Салаватовна
Статья «Развитие монологической речи детей при подготовке к школьному обучению»
▼ Скачать + Заказать документы

Статью подготовила :

Кучерова Диана Саловатовна

МДОУ «Д/С №114 о. в.» г. Магнитогорск

В настоящее время наблюдается тенденция увеличения процентного соотношения дошкольников, имеющих различные речевые проблемы. Дети дошкольного возраста имеют недостаточный словарный запас, неправильное звукопроизношение, недостатки фонетико-фонематического восприятия. С использованием гаджетов дошкольники стали значительно меньше говорить, зачастую с трудом подбирать слова для выражения своих мыслей.

Публикация «Статья „Развитие монологической речи детей при подготовке к школьному обучению“» размещена в разделах

Старший дошкольный возраст является важным этапом в плане речевого развития детей, потому что в этот период идёт процесс активного усвоения ребёнком литературного языка и происходит становление морфологической, синтаксической и грамматической системы родного языка. В это время диалогическая речь ребёнка постепенно сменяется монологической, которая характеризуется более сложным видом связной речи и требует максимальной концентрации внимания на построение высказывания в целом.

Правильное и своевременное развитие связной речи играет большую роль в формировании личности ребёнка, его умственном развитии и социализации его в современном мире. В старшем дошкольном возрасте, когда происходит активная подготовка ребёнка к школе, очень важно, насколько хорошо будущий первоклассник владеть монологической речью, ведь именно при построении монолога проявляются основные речевые умения.

Развитие монологической речи является значимым условием для полноценного освоения знаний детьми старшего дошкольного возраста, развития их логического мышления, творческих способностей, образованности в целом, а также для выполнения важнейших социальных функций. Основными сложностями при развитии монологической речи являются :

• нехватка словарного запаса дошкольника,

• неправильное произношение,

недостаточно сформированный грамматический строй речи.

Монологическую речь можно рассматривать как с психологической точки зрения, так и с лингвистической. К психологическим характеристикам монологического высказывания следует отнести:

• односторонний, непрерывный характер высказывания;

• логическую последовательность и связность монолога;

• наличие структуры и целостности высказывания;

• смысловая завершённость высказывания;

развёрнутость мысли;

• предварительное продумывание текста монолога;

• инициатива идёт от говорящего.

С точки зрения лингвистики монологическая речь характеризуется использованием лингвистических средств выражения, наличием полносоставных предложений и связывающих элементов между ними, разнообразием речевых моделей в синтаксических конструкциях. В зависимости от функционально-смыслового типа связной речи, монологическая речь разделяется на :

монолог – описание;

монолог – повествование;

монолог – рассуждение;

монолог – контаминацию (смешанный тип монолога, с элементами остальных типов).

Для полноценной подготовки к школьному обучению ребенок должен освоить все виды монологической речи.

Описание является таким типом монологической речи, когда происходит сообщение о характеристиках кого-нибудь или чего-нибудь, с перечислением существенных и второстепенных признаков, качеств и действий взятого объекта. Описание имеет чёткую структуру монолога : в начале идёт общая характеристика объекта описания, в середине – последовательно перечисляются отдельные признаки объекта, а в завершении произносится заключительная фраза, которая несёт в себе оценочное суждение по отношению к объекту. Не допускается смешение двух времён – настоящего и будущего.

Повествованием называется такой тип монологической речи, в котором сообщается связный рассказ о каких-либо событиях, действиях или состоянии предметов во временной последовательности. Структура повествования жёсткая, требующая определённой последовательности, начинается с экспозиции (знакомство с местом или временем события, далее следует завязка (начало действия, продолжается последовательным развитием событий, кульминацией и завершается развязкой.

Рассуждение – это тип речи, главная цель которого - убедить в чём-либо слушателя, аргументировано доказать свою точку зрения, т. е. в процессе высказывания происходит логическое изложение материала в форме доказательства. Рассуждение предполагает обязательное наличие тезиса и систему доказательств верности данного тезиса или доказательств, опровергающих истинность данного тезиса, структура монолога состоит из трё х частей:

• в начале выдвигается суждение, требующее утверждения или отрицания чего-либо;

• в основной части рассуждения, путём последовательной аргументации, даётся доказательное суждение, выявляются причинно-следственные связи;

• в результате высказывания формулируется вывод-заключение по поставленному в начале рассуждения вопросу, полученное логическим путём.

В старшем дошкольном возрасте, когда формируется навык монологической речи, в детском саду детей обучают таким видам монолога, как самостоятельному пересказу и рассказу.

Пересказ – связное выразительное изложение литературного текста в устной речи при активном участии памяти, мышления и воображения ребёнка. Для полной, самостоятельной передачи произведения близко к тексту необходимо, чтобы ребёнок осмыслил текст, понял его основное содержание, запомнил последовательность событий, а для этого необходимо специальное обучение для овладения пересказом и проведение общей эффективной работы по развитию речи.

Рассказ – самостоятельно созданный монолог, развёрнутое описание ребёнком какого-либо события, факта или явления. В дошкольном возрасте дети, в зависимости от источника высказывания, составляют рассказы по картине, по игрушкам, по предметам, а также делятся рассказами творческими и из опыта. Выделяются как вид детских рассказов – рассказы о будущих играх, в которых дети учатся планировать и представлять товарищам игровую деятельность. Рассказы, в зависимости от ведущего психологического процесса, разделяют на фактические – созданные на основе памяти и восприятия, и творческие - созданные на воображении детей.

Монологическая речь является сложной формой связной речи и овладение ей не происходит спонтанно, а формируется в процессе обучения. Монолог дисциплинирует мышление, учит выражать основную мысль текста, строить высказывание в соответствии с темой и доносить его до слушателя в понятной для него форме. В зависимости от функции монологические высказывания бывают нескольких типов, но для всех характерна связность и образность. Овладение навыком монологической речи в старшем дошкольном возрасте является одной из составляющих для успешного начала школьного обучения и всестороннего развития личности дошкольника.

Развитие монологической речи старших дошкольников невозможно без единой системы работы по всем направлениям речевого развития (лексика, грамматика, фонетика, необходимо наличие определённого уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи, а также появления регулирующей и планирующей функций речи. Для того, чтобы получить желаемый уровень монологической речи, необходимо создать правильную речевую развивающую среду с учётом особенностей детей предшкольного возраста. Это не только предметное окружение, необходимо организовать следующие направления в речевой среде для старших дошкольников :

• побуждать детей общаться с другими людьми и сверстниками суждениями и высказываниями;

• поощрять самостоятельные рассказы детей, стимулировать комментировать свою речь;

• упражнять в умении планировать свою деятельность для развития планирующей функции речи;

• приобщать детей к культуре чтения художественной литературы.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что развитие связной монологической речи дошкольников происходит поэтапно. В предшкольный период оно имеет наиболее высокое значение и дает потенциал к дальнейшему школьному обучению. Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в контексте развития связной речи в целом путём формирования стойкого умения. К методическим аспектам развития монологической речи старших дошкольников можно отнести то, что каждый тип речи нуждается в специфическом отборе материала для качественного проведения занятия по формированию навыка монологических высказываний. Использование игровых технологий в образовательном процессе помогает «разговорить детей» и благотворно влияет на развитие монологической речи и общую готовность к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Конспект открытого занятия по развитию связной диалогической и монологической речи «Мы — журналисты»Конспект открытого занятия по развитию связной диалогической и монологической речи «Мы — журналисты» Конспект занятия в старшей группе «Мы-журналисты" Цель: развитие связной диалогической речи; развитие коммуникативного и личного взаимодействия.

Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению»Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению» Добрый день, коллеги! Хочу представить вам мою консультацию для родителей "Рекомендации по подготовке детей к школе" Возраст 6–7 лет.

Открытое итоговое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. логопед - Попова Наталья Анатольевна Цели:.

Консультация «Почему учиться трудно? Или что такое адаптация к школьному обучению» Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, и так и в физиологическом.

Психологическая готовность детей к школьному обучению ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ВВЕДЕНИЕ Одной из основных проблем детского развития является проблема вхождения.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Советы педагога-психолога для родителей о подготовке детей к школьному обучению В своей практике я использую консультирование родителей по поводу проблем их детей. Многих родителей интересует информация о подготовке.

Занятие по адаптации первоклассников к школьному обучениюЗанятие по адаптации первоклассников к школьному обучению Приветствие. 1. Передача рукопожатий по кругу. Упражнение «Искорка». Дети берутся за руки, по кругу передают рукопожатия и улыбаются соседу,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Развитие монологической речи детей при подготовке к школьному обучению»
Опубликовано: 29 сентября 2022 в 15:35
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья «Развитие монологической речи детей при подготовке к школьному обучению»» (включая файлы) размещена пользователем Кучерова Диана Салаватовна (УИ 2574136) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД