Лучший педагог года

Развитие одаренности в современной образовательной среде

Лилия Хайруллина
Развитие одаренности в современной образовательной среде

Статья на тему:

«Развитие одаренности в современной образовательной среде»

Совершающиеся перемены в концепции дошкольного преподавания и обучения: направленность в гуманизацию целой преподавательской деятельностью, формирование обстоятельств с целью формирования индивидуальности каждого ребенка – позволяют по-новому поставить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.

Публикация «Развитие одаренности в современной образовательной среде» размещена в разделах

При данном особенная значимость в раскрытии и формировании одарённости у дошкольников предотвращается преподавателю-специалисту по психологии, главной целью работы какого считается создание единого ансамбля событий,нацеленных никак не только лишь в ребенка, однако и на их родителей, и педагогов ДОУ.

При анализе трудности одаренности дошкольников наиболее продуктивны и важны идеи о творчестве как универсальном механизме развития психики (С. Л. Рубинштейн, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев, Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, П. Торренс); о важности и самоценности дошкольного этапа раннего возраста (Л. С. Выготский, А. А. Люблинская, А. В.  Казак, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисицина, Л. А. Венгер). 

Н. С. Лейтес акцентирует 3 группы ребенка, которых общепринято называть талантливыми

дети с высоким IQ;

дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности;

дети с высокой креативностью;

Научно доказано, что одаренность и способности не бывают врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки, которые при соответствующем развитии могут стать способностями, а те, в свою очередь, одарённостью. Дошкольное детство это период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов, происходящих в психике. Таким образом, можно утверждать, что дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития задатков одарённости.

Самое важное условие успешности работы с одарёнными детьми – слаженная работа всех участников (воспитателей, педагога-психолога и родителей). Наиболее значимая роль отводится педагогу-психологу, так как именно этот специалист осуществляет необходимые мероприятия для выявления предпосылок одарённости и их развития.

Проблема выявления одаренности в дошкольном возрасте представляется как сложная в методическом плане задача, особенно с точки зрения определения процессуальных характеристик. А именно они наиболее значимы на этапе дошкольного детства как для самого ребенка (он в большей степени увлечен процессом творчества, чем получением определенного продукта, так и для оценки его одаренности. Выявление одаренных дошкольников должно быть связано с задачами их воспитания и развития, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки, с созданием благоприятных условий для совершенствования присущих им видов одаренности.

Не терпится выделить, то что характеристики исследовательских методов никак не считаются едиными и необходимым индикаторами одаренности дошкольника.

Существует определённая возрастная последовательность проявления способностей в разных областях.

В возрасте 2-3 лет ребёнок восприимчив к музыке, театру, устному народному творчеству. В процессе слушания музыки, стихов, потешек, встречаясь с героями сказок, дошкольник испытывает первые эстетические переживания, которые влияют на развитие у него чувственной сферы. Таким образом создаётся благоприятная среда для общего развития ребёнка, в частности для пробуждения его природного потенциала.

В возрасте 3-5 лет ребёнок, участвуя в разных видах деятельности, закрепляет интерес к творчеству и желание заниматься. При этом необходимо учитывать уровень развития ребёнка в конкретном виде деятельности. Поэтому педагог-психолог оказывает профессиональную помощь воспитателям в определении индивидуального подхода к ребёнку в воспитательно-образовательной работе.

Развитие дошкольника в 5-6 лет характеризуется ярким проявлением его природного материала. Один из показателей одарённости ребёнка – повышенный уровень интеллекта, креативности, развития творческого мышления. На этом этапе педагог-психолог и воспитатели создают интеллектуально-творческий портрет одарённого ребёнка.

Преподаватель-специалист по психологии советует родителям и преподавателям грамотно осуществить и сформировать требование с целью последующего формирования одарённости у дошкольника. Он становится координатором действий воспитателей групп и родителей. Воспитатели по рекомендации специалиста подбирают для детей соответствующие их развитию игры и контролируют усвоение воспитанниками программ обучения и воспитания.

Проблема организации педагогического процесса, развивающего одарённость, рассматривается в работах Ю. К. Кулюткина, М. И. Махмутова, А. М. Матюшкина, В. И. Панова, А. В. Хуторского и др. Исследователи отмечают, что следует осуществлять системное формирующее воздействие на одаренных детей через определенный комплекс психолого-педагогических условий. Среда, в которой одарённость могла бы актуализироваться, должна обладать следующими особенностями:

Высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариативностью (богатством возможностей). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых. Многовариативность обеспечивает возможность нахождения путей решения.

Предметно-информационное обогащение среды (наличие необходимого (максимального) материального и информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной среде, возможность любого их использования).

Активизация трансформационных возможностей предметно-пространственной среды (разнообразные, неожиданные преобразования среды).

Гибкость в использовании времени, средств и материалов. Предполагает отсутствие прямых указаний, предоставление дошкольникам возможности самостоятельно ставить задачу, выбирать время, последовательность, способы ее решения.

Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с её коллективными формами. Одаренного ребенка необходимо обучать не только в индивидуальной, но и коллективной творческой деятельности.

Существует много различных способов работы с одаренными  детьми, в частности в нашем детском саду мы применяем разнообразные направления арт-терапии для развития интеллектуально-творческой способностей дошкольников.

Реализация предложенного подхода предъявляет особые требования к специалистам, работающим с одаренными детьми,  и предполагает соответствующие формы подготовки этих специалистов. Основная цель работы с одаренными детьми – это содействие их превращению в одаренных взрослых, людей способных нестандартно, творчески  мыслить.

Публикации по теме:

Модель современной образовательной среды ДОО в средней группе «Мой город, моя страна» в течение календарного месяца Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Пермского края» (ГАУ.

Реализация регионального компонента в образовательной среде. Удмуртский уголокРеализация регионального компонента в образовательной среде. Удмуртский уголок Для знакомства детей с культурой и традициями родного края и в рамках реализации ФГОС во второй младшей группе "Лесобазовского" детского.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде (инклюзивное образование-проблемы и пути решения) Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013.

Индивидуальный маршрут ребенка с признаками одаренности ]ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ РЕБЕНКА С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ Воспитатель: Латухина Татьяна Григорьевна Для воспитанника: Гриценко.

Инновационная деятельность в современной образовательной организации Глaвнoй целью Федеральнoгo гoсудaрственнoгo oбрaзoвaтельнoгo стaндaртa дoшкoльнoгo oбрaзoвaния (Прикaз Минoбрнaуки Рoссии oт 17.10.2013.

Модель образовательной деятельности. Познавательное развитие-математическое развитие Модель образовательной деятельности: Познавательное развитие - математическое развитие Воспитатель: Ребрунова Э. С. Тема: Тема : Занятие.

О развитии одаренности у детей дошкольного возраста Вопросы обучения и воспитания одаренных детей имеют важное общественное значение: талантливый человек – особая ценность для общества. Умственные.

Система работы ДОО по развитию детской одаренности в условиях реализации ФГОС до В условиях реализации ФГОС ДО всё больше возрастает значимость проблемы раннего выявления и развития одарённости детей. Существует достаточно.

Тема: «Поддержка детской одаренности на занятиях по физической культуре в ДОУ» В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к.

Экологическое развитие ребёнка в этнокультурной среде Цели: -Формирование норм поведения, направленных на единение нравственности с экологическим знанием и поведением. -Развивать интерес дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие одаренности в современной образовательной среде
Опубликовано: 9 мая 2017 в 21:24
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД