Папки-передвижки

Развитие познавательного интереса у детей 4–7 лет посредством опытно-исследовательской деятельности

Марина Гаврюшина
Развитие познавательного интереса у детей 4–7 лет посредством опытно-исследовательской деятельности

Опыт работы по теме :

«Развитие познавательного интереса у детей 4-7 лет, используя опытно-исследовательскую деятельность при ознакомлении с неживой природой»

В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования. Система образования ориентирована на развитие активной творческой личности, способной адаптироваться к современным условиям, принимать нестандартные решения. Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывной системы образования. Одними из важных качеств будущего школьника являются любознательность и активность, поэтому проблема воспитания у дошкольников познавательных интересов, охватывающая все стороны воспитательно-образовательного процесса является довольно значимой. До недавнего времени в дошкольной педагогике развитию познавательных интересов дошкольников не уделялось особого внимания, между тем как познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению.

Публикация «Развитие познавательного интереса у детей 4–7 лет посредством опытно-исследовательской деятельности» размещена в разделах

Проблему познавательного интереса широко исследовали в психологии Б. Г. Ананьев, М. Ф. Беляев, Л. И. Божович, Л. А. Гордон, С. Л. Рубинштейн, В. Н. Мясищев и в педагогической литературе Г. И. Щукина, Н. Р. Морозова.

Исследования Б. Г. Ананьева, Л. Н. Божович, Л. С. Выготского, Л. А. Венгера, А. Г. Запорожца показывают, что познавательный интерес формируется более успешно при активной познавательной деятельности. Познавательный интерес ребенка проявляется в стремлении узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании понять их сущность, найти между ними имеющиеся отношения и связи.

Многими исследователям доказано, что любознательность, активность детей не есть свойство, присущее возрасту и развивающееся стихийно. Формирование познавательного интереса требует целенаправленной работы с детьми.

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развивать у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи, обобщение.

При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие. Особенности деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований (Д. Б. Годовикова, М. И. Лисина, С. Л. Новоселова, А. Н. Поддьяков.)

Анализируя результаты обследования уровня развития познавательной потребности, пришли к выводу, что у большинства детей познавательная потребность выражена слабо и поэтому необходима система работы для развития познавательного интереса (Приложение 1).

В связи с этим мы поставили перед собой цель: создание условий для развития познавательного интереса у детей 4-7 лет, используя опытно-исследовательскую деятельность при ознакомлении с неживой природой.

Задачи:

1. изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;

2. составить план работы опытно -исследовательской деятельности для детей 4-7 лет с объектами и явлениями неживой природы и реализовать его;

3. провести итоговое обследование на выявление уровня сформированности познавательного интереса у детей.

Для того чтобы у ребенка возникло желание что-либо познавать, необходимо создавать в группе определенную предметно-развивающую среду.

Поэтому в группе была оборудована мини-лаборатория «Любознайка», в которой находятся материалы для ознакомления с их свойствами, различное оборудование и приборы для проведения исследований.

Основное оборудование лаборатории:

• приборы – «помощники» : лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д. ;

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;

• разные виды бумаги;

красители: гуашь, акварельные краски;

медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.

Дополнительное оборудование: клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

В своей работе придерживаемся, следующим принципам: системности, сезонности, возрасту, интеграции, преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения, семьи и школы.

Изучение свойств, качеств объектов и явлений неживой природы происходит поэтапно: в средней группе знакомим с одними объектами, в старшей и подготовительной к ним добавляются другие.

Содержание работы по данной теме реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса (Приложение 3) :

Непосредственно образовательная деятельность (занятия) по реализации образовательной области «познавательное развитие» с включенными опытами по заданной теме организована согласно перспективному планированию по образовательной программе и темам недели в детском саду: в средней группе-2 занятия; в старшей - 3 занятия, в подготовительной к школе - 4 занятия.

Для того чтобы привлечь внимание детей к поставленной проблеме или задаче использую различные стимулы:

• новизна, необычность объекта, тайна, сюрприз;

• мотив помощи;

познавательный мотив;

• ситуация выбора.

Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

Блок совместной деятельности взрослого с детьми является, на мой взгляд, основным в формировании у детей опытно-исследовательских навыков. К этому блоку относятся опыты и эксперименты, игры - эксперименты, игры – опыты. Также я отношу к этому блоку реализуемые совместно с родителями проекты. Именно совместная содержательная деятельность взрослого и ребенка является своего рода школой передачи социального опыта в сфере влиянии неживой природы на все живое.

Опыты и эксперименты проводим в мини-лаборатории «Любознайка» в режимные моменты, а в хорошую погоду – на улице во время прогулки. Структура проведения игры - экспериментирования:

• постановка, формулирование познавательной задачи;

• уточнение правил безопасности в ходе эксперимента;

• выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

• проверка гипотез;

• проверки итогов, вывод;

• фиксация результатов;

• вопросы детей.

Экспериментирование в лаборатории стараемся связывать с наблюдением на прогулке или с экскурсией.

Планирование самостоятельной деятельности детей предполагает в первую очередь создание условий, которые способствуют этой деятельности. Для этой цели в группе организована мини-лаборатория с соответствующим оснащением, что позволяет оказывать огромное влияние на познавательную активность детей. Эта опытно-исследовательская самостоятельная деятельность детей направлена на уточнение систематизацию всех свойств и признаков объектов и явлений неживой природы, их взаимосвязи и взаимозависимости с объектами живой природы.

Опытно - исследовательская деятельность как основная может интегрироваться с другими видами деятельности. Возможны следующие сочетания:

- чтение небольшого художественного произведения, вводящего в конкретную тему, затем, собственно опыты и эксперименты;

- познавательно - исследовательская деятельность, затем продуктивная деятельность, продолжающая тему (рисование, аппликация, конструирование, лепка);

- познавательно - исследовательская деятельность, затем сюжетная игра.

Успешному развитию познавательного интереса, используя опытно-исследовательскую деятельность при ознакомлении с неживой природой, способствует тесное сотрудничество с родителями.

Поэтому мы используются такие формы работы как родительские собрания, консультации «Удивительное в природе», «Познавательные опыты дома», экологические праздники, педагогические ширмы, открытый показ опытов с привлечением детей и родителей.

Такие формы работы дают возможность вовлечь родителей в педагогический процесс и продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры и развития познавательного интереса у детей.

В ходе проделанной работы у детей сформировались устойчивые экологические знания о неживой природе и потребность познавать окружающий мир, т. е. познавательный интерес. Мы считаем, что наша работа приводит к положительным результатам, проследить это можно по результатам обследования в конце года (Приложение 1). Дети стали наблюдательными, любознательными, пытаются самостоятельно делать выводы и умозаключения.

Список литературы

1. Венгер, В. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания- М. : Просвещение, 1986

2. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой. –М. : Просвещение, 1980

3. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет / Автор-составитель: Зубкова Н. М. — СПб. : Речь, 2006. — 64 с.

4. Горькова, С. Е., Кочергина, А. В., Обухова, Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М. : ВАКО, 2005

5. Доронова Т. Н., Короткова Н. А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3

6. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников / под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТУ сфера, 2010.- 192с.

7. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду М: Творческий центр, 2008

8. Кувшинова Е. В. Наблюдение и эксперименты зимой // Воспитатель ДОУ, 2010, №2, С. 27-31

9. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М. : Издательский центр «Академия», 2001

10. Пинахина Е. Б. Исследуем свойства воды // Воспитатель ДОУ, 2010, №12, С. 26-29

11. Порткина С. А. Ознакомление с природой в исследовательской деятельности дошкольников // Воспитатель ДОУ, 2010, №3, С. 26-33

12. Рыжова Н. Песок, глина, камни // Дошкольное воспитание, 2004 №7

13. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007.№6. С. 13-16.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста». Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность.

Мастер-класс «Развитие познавательного интереса дошкольников с помощью использования мультимедийных презентаций» К. Д. Ушинский сказал: «Детская природа требует наглядности». Сегодня схемы, таблицы и картинки заменяются более близкой детской природе.

Развитие познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования Образовательный проект «Развитие познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование» Пояснительная.

Проект «Осень». Развитие у детей познавательного интереса к природе Цель: развитие познавательного интереса детей к природе осенью. Задачи: 1. Познакомить детей с характерными особенностями осени, учить.

Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности с целью формирования познавательного интереса к окружающему миру «Маленькие дети испытывают безграничную жажду знаний, и надо очень постараться, чтобы не отбить у них всякое желание получить новую информацию».

Развитие познавательного интереса и наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природойРазвитие познавательного интереса и наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой Проект. Название: "Развитие познавательного интереса и наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с.

Развитие познавательного интереса к математике как одно из условий формирования познавательных процессов старших дошкольников. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Известно, что многие.

Развитие познавательного интереса у дошкольников Развитие познавательного интереса у дошкольников. Разнообразные занятия развивают познавательный интерес дошкольника, заставляют работать.

Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности 1 слайд. Педагогический опыт работы Евдокимовой Натальи Владимировны. 2 слайд. Сегодня я хочу представить вам опыт своей работы по теме:.

Развитие познавательного интереса — важная задача дошкольникаРазвитие познавательного интереса — важная задача дошкольника Опыт работы по развитию познавательных способностей Что может быть интересней, радостней, чем общение с детьми и стремление помочь им познать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательного интереса у детей 4–7 лет посредством опытно-исследовательской деятельности
Опубликовано: 9 мая 2016 в 21:28
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД