Наталья Украинская
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста средствами кейс-технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно новым требованиям ФГОС ДО в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является социально-коммуникативная направленность образовательного процесса. Это является значимым, так как в последнее время педагоги и родители всё чаще замечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные проблемы в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, стесняются ответить, если к ним обращаются. Они часто не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют адекватно выражать свои чувства и мысли, поэтому часто конфликтуют и замыкаются в себе.
Публикация «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста средствами кейс-технологий» размещена в разделах
Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий. Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании.
Развитие мышления на сегодняшний день – самый важный механизм для каждого человека. Учить размышлять, анализировать нужно с дошкольного детства, т. к. это самое время привить ребенку умение мыслить творчески, использовать оригинальные, непривычные ресурсы и приемы, полностью задействовать воображение и фантазию.
Обоснованность применения кейс-технологии в детском саду связана с главной установкой стандарта – поддержкой разнообразия детства через создание условий социальной ситуации взаимодействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
Учитывая актуальность и значимость кейс-технологии решила применить её в своей работе с детьми.
«Для чего нужен кейс?» - спросите вы.
Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.
Кейс-технология повышает интерес детей к теме образовательной деятельности, выявляет их актуальные интересы, развивает активность, коммуникативные навыки, умение слушать и излагать свои мысли, вести диалог с взрослым и сверстниками, получать необходимую информацию. У детей появляется возможность задавать вопросы, искать пути решения в различных ситуациях, формировать собственную точку зрения.
На сегодняшний день в своей работе я использую следующие виды кейсов :
- анализ конкретных ситуаций;
- кейс – иллюстрации;
- фото – кейс.
Эти кейсы применяю с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности.
Мероприятия:
1. Изучение методической литературы по данной теме.
2. Обзор информации по теме в интернете.
3. Мероприятия с детьми:
• Занятия с применением кейс - технологий по формированию социально – коммуникативного развития старших дошкольников
• Картотека кейсов по образовательным областям
4. Работа с родителями:
• Консультация для родителей на тему: «Кейс-технология – новая форма взаимодействия дошкольников и их родителей».
• Буклет «Кейс, как одна из технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
5. Работа с педагогами:
• Консультация для педагогов ДОУ «Что такое кейсы?
Для чего нужны кейсы в образовательной деятельности
с дошкольниками?»
• Мастер-класс для воспитателей: «Кейс-технология в работе педагога ДОО»
Кейс - технология опирается на совокупность следующих дидактических принципов:
1. Индивидуальный подход к каждому, учет особенностей и познавательных потребностей. В процессе обсуждения и размышления каждый будет использовать собственные возможности, дополнять и развивать групповое суждение.
2. Вариативность. Этот метод предполагает возможность опоры на разнообразный материал и способы его обработки, что обеспечивает свободу выбора.
3. Прагматизм. При работе с кейсами восприятие направлено на поиск информации, которая позволит решить реальные проблему, ответить на вопросы.
Кейс можно применять как для групповой, так и для индивидуальной работы.
Таким образом, можно отметить, что применение кейс - технологии как средство формирования коммуникативных навыков старших дошкольников дает возможность педагогу действовать, не боясь негативных последствий.
Кейс-технологии формируют навыки коммуникативного воздействия детей :
• происходит формирование у детей навыков работы в команде;
• умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;
• развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях;
• обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;
• учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.
Кейс - технологии помогают повысить интерес детей к изучаемому предмету, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли, коммуникативная компетентность.
Как показывает практика, дети охотно включаются в кейс – технологии, с удовольствием проигрывают роли, создают ситуацию и оценивают поступки. Так же любят дискуссировать по разным проблемным вопросам. Им нравятся кейс-ситуации, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти путь для ее решения. Кейс-иллюстрации, которые мы активно используем для рассмотрения проблемной ситуации, дает нам анализ возможных решений и выбор лучшего из них. Фото-кейс. Дети охотно анализируют проблему и принимают оптимальное решение проблемы.
На занятиях с использованием данной технологии у воспитанников наблюдается положительная динамика в формировании самооценки, даже самые застенчивые и робкие, как правило, становятся активными участниками и вносят свой вклад в решения, принимаемые командой, учатся выражать и обосновывать свои мысли, слушать партнёров, учатся осуществлять сотрудничество на основе эффективного и конструктивного взаимодействия, так как в процессе обучения моделируются процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия и понимания, а также осуществляются групповые и межгрупповые дискуссии.
Ценность использования кейс - технологии я вижу в том, что дети учатся находить разнообразные пути решения проблемной ситуации, обмениваться мнениями с другими, применять свои знания и расширять их, аргументировать свою стратегию решения проблемы по отношению другим. Получают важный для их становления жизненный опыт позитивного социального взаимодействия.
Таким образом, применение кейс — технологии, оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников, в том числе и на развитие речемыслительной деятельности дошкольника.
Дети моей группы отличаются доброжелательностью, отзывчивостью, общительностью, социально – игровой активностью.
По моему мнению, применение кейс-технологии, как способ формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников, как нельзя более точно соответствует вышеизложенным принципам. Практически любой воспитатель, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу и имея на руках учебные ситуации.