Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством организации опытно-экспериментальной деятельности

Юлия Ступина
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством организации опытно-экспериментальной деятельности

Особенности организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста

Изучив опыт педагогов А. И. Савенкова по применению методики исследовательского обучения дошкольников, Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх по методике формирования у дошкольников классификационных навыков (Технология ТРИЗ, разработала перспективный план, модели познавательно – исследовательских занятий и наглядно – схематический материал.

Для организации опытно – экспериментальной деятельности совместно с родителями преобразовала и пополнила предметно-пространственную среду группы.

Полифункциональность материалов и оборудования в группе:

- преобразование статичной мебели: «Кухня» - в "Лабораторию" по опытно - экспериментальной деятельности,

- ширмы со сменяемым панно в соответствии с тематикой познавательно – исследовательских занятий;

- предметы – заместители.

Оборудование уголка экспериментирования:

- набор емкостей различных размеров и форм;

- приборы для определения веса, объема, времени, направления;

- наглядно – схематический материал «Волшебный компьютер» с информацией по изучаемому объекту;

- настольно – печатные игры экологического содержания;

- картотека игр с элементами ТРИЗ, опытов с разными объектами.

Особенности применения элементов методики:

А. И. Савенков предлагает использовать на занятиях карточки с символическими изображениями «методов исследования» как дополнительный источник информации.

Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх разработали методику формирования у дошкольников классификационных навыков на основе технологии ТРИЗ и предлагают использовать для анализа признаков объектов карточки с символическим изображением анализаторов.

Изучив методики, отобрала карточки – схемы, позволяющие детям понять, где собирать информацию и с помощью чего.

«Где»: «С помощью чего»:

«Волшебный компьютер»; «Что мы можем услышать об объекте»;

«Посмотреть в книгах»;

«Что мы узнаем, потрогав объект»;

«Посмотреть по телевизору» (видеофильм); «Что мы можем увидеть у объекта»;

«Связаться со специалистом».

«Имеет ли объект запах»;

! «Подумать самостоятельно» - «Имеет ли объект вкус»;

Адаптировала карточки – схемы для детей среднего дошкольного возраста. При анализе объекта даю словесную инструкцию к карточке – схеме.

Таким образом, в ходе познавательно – исследовательских занятий, у детей формируются реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Дети учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы.

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью использую следующие формы взаимодействия с родителями:

- анкетирование родителей;

- привлечение к созданию предметно-пространственной развивающей среды в группе, помощь в оборудовании уголка экспериментирования;

- оформление наглядной информации в родительском уголке (консультации «Юные исследователи», памятки «Проведите с детьми дома», рекомендации по созданию уголка экспериментирования дома»;

- тематические родительские собрания;

- открытые мероприятия для родителей;

- реализация детско-взрослых проектов познавательной направленности;

- оформление выставки результатов совместных опытов;

- экспериментирование родителей с детьми в домашних условиях;

- мини исследования на заданную тему в домашних условиях: «Умеют ли рыбы говорить», «Есть ли у рыб кровь и какого она цвета?», «Какая бывает бумага»;

- творческие проекты в ходе предварительной работы: оформление коллекций, изготовление игр, поделок из бумаги, дерева, пластмассы и др.

Таким образом, вовлечение родителей в совместную образовательную деятельность с детьми способствует поддержке детской инициативы и самостоятельности в исследовательской деятельности, а так же ясное представление о том, посредством каких методов и приемов происходит познаватвательное развитие детей.

Анализ структуры познавательно-исследовательского

занятия с детьми 4-5 лет.

В ходе совместной деятельности дети опытным путем знакомятся со свойствами бумаги в процессе выполнения с ней различных действий (мять, разрывать, рисовать, шуршать, мочить, с назначением бумаги в повседневной жизни. Дети учатся накапливать информацию о предмете опытным путем, опираясь на ранее полученный опыт. В процессе деятельности дети знакомятся с историей бумаги, с разновидностями профессии «художник», с новым знаковым символом «Подумай самостоятельно!» У детей совершенствуется диалогическая речь: умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы.

Предварительная работа к познавательно – исследовательскому занятию проходила через:

- познавательные беседы «Как создается бумага», «Что можно сделать из бумаги», «Чтоб деревья нам спасти, ты бумагу береги!», «Как пользоваться салфеткой»;

- изготовление поделок из бумаги совместно с родителями «Дед Мороз и Снегурочка», «Картонная кормушка из коробочек», «Книжка для малышки»;

- рисование на тему: «Шапка Деда Мороза», «Рождественская елочка»;

- рассматривание и чтение познавательных сказок «Сказка о бумажном листочке», «Бумажная сказка о храбром солдате», энциклопедии «Всё обо всем»;

- опыт «Изготовление бумаги», где поэтапно делали бумагу.

Были использованы следующие материалы и оборудование:

- образцы бумаги разного назначения и вида;

- таз с водой, бумажные цветы;

- продукт предварительного опыта (образец самодельной бумаги);

- карточки – схемы: «Волшебный компьютер», восклицательный знак, глаз, ухо, нос, рука,

- фантики в коробке, карандаши, фломастеры, восковые мелки,

- "Секретное письмо" написанное с помощью свечки.

Занятие начинается с организационного момента – появление воспитателя в образе мультипликационного героя «Профессор Чудаков», образ которого был ранее предложен детьми.

Анализ этапов основной части занятия

Знакомство с объектом исследования.

На выставке в лаборатории представлен объект, который дети изучают в процессе совместной деятельности. В данной части использовала следующие методы и приемы: активизация самостоятельного мышления, отгадывание загадок, вопросы, объяснения.

Подача нового материала с опорой на имеющиеся знания детей

Методы и приемы: рассматривание и анализ различных образцов бумаги разной формы, цвета и запаха, карточки – схемы по технологии ТРИЗ («Нос - «Имеет ли объект запах», глаз – «Что мы можем увидеть у объекта», уточняющие вопросы, объяснение.

Организация динамической паузы «Мы фантики бумажные»

Проведение опыта №1 «Издает ли звук бумага», «Что мы узнаем, потрогав объект».

Цель: подвести детей к пониманию того, что бумага может издавать звук, может быть разной толщины.

Методы и приемы: сравнение разных видов бумаги, эксперимент с бумагой (шуршит, рвется, издавая звук).

Игра «Бывает – не бывает» (элементы технологии ТРИЗ)

Дети встают в круг. Профессор называет предмет с прилагательным «бумажный». Наталкивая детей наводящими вопросами на рассуждения. Дети отвечают «бывает» или «не бывает», в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги.

Проведение опыта №2 «Можно ли рисовать на бумаге, которую сделали сами?».

Цель: подвести детей к пониманию того, что бумагу можно изготовить самим и опытным путем проверить свои предположения.

Методы и приемы: опора на предварительный опыт, вопросы к детям, эксперимент с бумагой, анализ полученного результата, объяснение нового материала с опорой на наглядность.

Проведение опыта №3 «Вода и бумага»

Цель: формировать у детей представления о том, что все бумажные предметы портятся от встречи с водой, т. к. бумага – материал не прочный.

Методы и приемы: эксперимент с бумагой, наблюдение.

Психологическое упражнение «Любящее сердце»

Цель: способствовать установлению тесного эмоционального контакта с детьми через сюрпризный момент (фокус «Секретное письмо»)

Анализ заключительной части

Вывод:

Дети совместно с педагогом делают вывод об изучаемом объекте с опорой на «Волшебный компьютер», в котором представлен иллюстративный ряд.

Заключение

Проведенная работа благотворно отразилась на познавательном развитии детей:

- дети выделяют основные признаки предмета, составлять рассказы об объектах из 3-4 предложений, «читать» простейшие знаки - символы;

- овладели простейшими навыки обследования объектов с помощью анализаторов (зрение, слух, обоняние, осязание);

- умеют обращаться к различным источникам информации: компьютер, книга, телевизор, специалист;

- устанавливают элементарные причинно – следственные связи между предметами, событиями и явлениями и делают умозаключения;

- высказывания детей стали более чёткими, связными и последовательными;

- повысился интерес детей к совместной образовательной деятельности по познавательному развитию.

Список литературы:

1. Гризик Т. И. Познавательное развитие детей 2 – 7 лет. Методическое пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2010 .

2. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. Самара, 2010 .

3. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков (Технология ТРИЗ): практическое пособие. – М.: Аркти, 2010.

4. А. М. Щетинина «Учим дошкольников думать: игры, занятия, диагностика». – М.: ТЦ Сфера, 2011.

Публикации по теме:

«Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста 5–6 лет с нарушением слуха по проекту: «Транспорт» План педагогического проекта «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста 5-6 лет с нарушением слуха по проекту: «Транспорт".

«Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста через экологические проекты» С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования меняются требования и к самому воспитателю,.

Социализация детей дошкольного возраста через организацию игровой деятельности Жизнь современного ребенка заполнена телевидением, компьютерными играми, планшетами и телефонами, кружками и секциями. На игру у ребенка.

Формирование исследовательских умений в процессе опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста Современные дети живут в эпоху информации и компьютеризации. Жизнь и техника ускоряются, и в условиях поступления со всех сторон огромного.

Консультация для воспитателей «Развитие познавательной активности через окружающий мир» Мир, в котором мы живём, сложен, многогранен и изменчив. Люди, человечество – часть этого мира – открывают для себя всё новые и новые объекты.

Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментирование и проектную деятельность Цель:Познакомить педагогов с экспериментированием и проектной деятельностью в детском саду и её ролью в развитии познавательной активности.

Развитие любознательности, познавательной мотивации у детей дошкольного возраста через дидактические игры «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» М. А. Сухомлинский Внимание всего общества приковали к себе экологические проблемы. Пластмассовые.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают методы, развивающие у.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в свете ФГОС В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. Поэтому.

Развитие познавательной активности у дошкольников с задержкой психического развития средствами экспериментальной деятельности В воспитательно – образовательном процессе коррекционных групп традиционно присутствует обучающее занятие по “ознакомлению с окружающим”,.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством организации опытно-экспериментальной деятельности
Опубликовано: 1 октября 2015 в 06:53
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 апреля. День весеннего ветра на МААМ

Оказывается фраза «Федул, чего губы надул?» не просто присказка-дразнилка, а отсылка к памятному дню в народном календаре. На Руси 18 апреля отмечали праздник Федула-ветреника. В этот день по народным...

18 апреля. День отпечатка пальца

Говорят, у любого человека найдётся на планете двойник. Если это правда, то очень забавная: где-то, скажем в Австралии или просто в Урюпинске в этот самый момент трудится на огороде или кушает борщ...

Конспект НОД по лепке с использованием природного материала в средней группе «Барашек»
Тема: «Барашек» Цель: формировать умение лепить четвероногое животное ( овальное тело, голова, прямые ноги) с использованием природного материала (...
Кулинарно-развлекательное шоу «Вместе с мамою вдвоем»
Вкусное шоу «Вместе с мамою вдвоем… » Цель: установление позитивных взаимоотношений родителей, представителей служб системы профилактики с детьми и...
Музыкально-дидактическая игра с использованием ИКТ «Музыкальные загадки. Птицы»
Музыкально-дидактическая игра с использованием ИКТ «Музыкальные загадки. Птицы» Цель: Повторение и закрепление пройденного музыкального материала по...