Овакимян Татьяна
Консультация по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в системе дошкольного образования формируется один из эффективных видов деятельности дошкольников – поисково-исследовательский, который занимает всё более прочное место в работе с детьми в ДОУ. Каждый педагог, прекрасно понимает, что особое значение для развития личности ребенка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека, т. к. овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Главную роль в этом должна играть активизация познавательной деятельности ребенка. Поэтому, одним из ведущих направлений работы с детьми, особенно старшего дошкольного возраста, является поисково-исследовательская деятельность, основным методом которой является экспериментирование. Главное достоинство этого метода – непосредственный контакт ребенка с предметами и материалами, что дает детям реальное представление об изучаемом объекте, познание его свойств, качеств, возможностей. Поэтому знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда осознанны и более прочны. Недаром древняя китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Ведь именно в процессе эксперимента ребенок удовлетворяет свою любознательность, обогащает память, внимание, активизирует мыслительную деятельность, т. к. постоянно возникает необходимость наблюдать, размышлять, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать соответствующие выводы. Не зря великий И. Г. Песталоцци говорил: «Когда птица очаровательно щебечет и когда червяк, только что появившийся на свет, ползет по листу, прекрати упражнения в языке. Птица учит, и червяк учит больше и лучше. Молчи!» Поэтому особое внимание в педагогической работе уделяется детской поисково-экспериментальной деятельности. По опыту работы в этом направлении хочу указать на необходимость поэтапного формирования познавательной активности и компетентности дошкольников в процессе экспериментирования. Данный процесс целесообразно выстраивать в виде трех взаимосвязанных, следующих друг за другом этапов:
Публикация «Консультация по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста посредством исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
• побудительно-стимулирующий,
• конструктивно-формирующий,
• инициативно-творческий.
Побудительно-стимулирующий этап направлен на развитие интереса дошкольника к экспериментированию, преодоление скованности детского мышления, боязни ошибок и неверных действий в решении познавательных проблем. Решению этой цели способствуют приемы, вызывающие интерес, удивление и эмоциональный отклик у ребенка.
Конструктивно-формирующий этап направлен на стимулирование познавательной активности дошкольника в условиях постепенно усложняющегося экспериментирования. Необходимо создавать проблемные и проблемно-игровые ситуации, развивающие исследовательские умения, такие как принятие проблемы, выдвижение гипотез, совместный поиск способов проверки гипотез путем экспериментирования. Особое внимание на этом этапе необходимо уделить умению подбирать и использовать приборы и инструменты для проведения опытов.
Инициативно-творческий этап предполагает продолжение работы по формированию познавательной активности и компетентности, но уже в условиях самостоятельного детского экспериментирования. При этом обеспечивается свобода выбора объекта эксперимента, партнеров, схем, вариативных решений.
Дети действительно очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Поэтому исследования и опыты нужно включать в различные формы работы с детьми: экскурсии, прогулки, наблюдения, трудовую, самостоятельную или совместную деятельность, главное, чтобы работа, направленная на развитие поисково-экспериментальной деятельности, способствовала решению следующих задач:
• формирование диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
• развитие собственного познавательного опыта;
• расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
• поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
При проведении экспериментально-исследовательской работы можно выделить следующие этапы:
• определение и постановка проблемы;
• поиск и предложение возможных вариантов решения;
• непосредственное проведение эксперимента;
• обобщение полученных данных;
• вывод.
При этом структура занятия-эксперимента может иметь следующий вид:
1. Постановка исследовательской задачи (желательно в виде того или иного варианта проблемной ситуации).
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования.
6. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты деятельности.
7. Анализ и обобщение полученных детьми результатов эксперимента.
Для фиксации наблюдаемых явлений или итогов эксперимента можно использовать:
1. Фотографии, картинки, схематические зарисовки
2. Зарисовывание самого объекта
3. Схематическое зарисовывания (мнемосхемы)
4. Планы-схемы
5. Рисунки-прогнозы
6. Календарь природы
7. Дневник наблюдений и т. п.
Поисково-экспериментальная деятельность включает в себя исследование объектов рукотворного мира, живой и неживой природы, человека и физических явлений. Весь педагогический процесс строится мною на основе проблемных вопросов, игровых проблемных ситуациях, фокусах и сюрпризных моментах. Не стоит забывать о том, что поисково-исследовательская деятельность должна вызывать у ребенка интерес, а для этого, необходимо подбирать содержание, доступное его пониманию и усложнять его в соответствии с возрастной категорией детей. Так, если в младших группах мы выявляем виды и свойства бумаги, то в старшей группе знакомимся с ее историей возникновения и производством.
Экспериментально-исследовательская деятельность, как стержневая, часто может интегрироваться с другими видами деятельности :
1. Чтение художественной литературы, вводящей в конкретную тему, затем экспериментирование. ( Например: «Федорино горе» К Чуковского и «Посуда для Федоры» ( обобщение по темам: «Дерево», «Пластмасса», «Металлы», «Стекло»).
2. Познавательно-исследовательская, затем продуктивная. ( Например: тема: «Воздух» и рисование «Воздушные шарики»)
3. Познавательно-исследовательская и сюжетная игра ( например: тема: «История создания книги» и сюжетно-ролевая игра. «Музей».)
строится не в форме «урока», а в виде партнерской деятельности с взрослым. Однако для успешного развития любознательности и потребности в самостоятельном поиске решения той или иной проблемы необходимо помнить, что если:
• Действия ребенка наталкиваются на неизменное сопротивление, то в этом случае всякая активность, прежде всего поисковая, обесценивается в глазах дошкольника и воспринимается как бессмысленная, и даже ведущая к наказанию. В результате ребенок постепенно убеждается, что поиск опасен и не сулит ему удачи.
• Все желания ребенка удовлетворяются немедленно и без всяких усилий с его стороны, то потребность в поисковой деятельности угасает, ибо в ней нет никакого смысла.
Поэтому, педагогу, чтобы избежать таких ситуации, необходимо создавать посильные препятствия, которые бы способствовали развитию мотивации ребенка к поиску пути их преодоления. Не зря великий педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». Только в этом случае партнерская позиция педагога будет способствовать развитию у детей активности, умения самостоятельно принимать решения, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывать стремление к достижению нужного результата, способствовать эмоциональному комфорту и развитию познавательной активности. При этом необходимо помнить, что при проведении опытов и экспериментов, дети в силу возрастных особенностей еще не могут постоянно, на протяжении всего исследования следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают об этом, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, кроме того, обеспечивают развитие двух типов детской активности : собственной, полностью определяемой им самим и активности, стимулируемой взрослым. Собственная активность детей, так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.
Но помимо специально организованной образовательной деятельности, необходимо в этой области использовать и такие формы, как совместная деятельность взрослого и ребенка и свободная самостоятельная деятельность детей по экспериментированию. Для этого в группе должна быть создана соответствующая развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов, как всеми детьми, так и каждым из них. В рабочей зоне группы можно создать центр экспериментально-исследовательской деятельности «Познавай-ка». Он должен находиться неподалеку от туалетной комнаты. Такое расположение очень удобно, так как при проведении опытов детям часто требуется вода. Для развития познавательной активности и элементарных естественных представлений об объектах и явлениях природы, свойствах и качествах различных материалов, иметь:
• Тумбочка с углублениями для емкостей с водой и песком;
• Приборы для проведения опытов и экспериментов (лупы, весы, термометры, песочные часы, пипетки, зеркала, магниты и пр.);
• Материалы: природные (камни, перья птиц, шишки, желуди, семена растений и пр.); рукотворные (различные виды тканей, бумаги, резина, кожа, деревянные, металлические, пластмассовые мелкие предметы, пр.); бросовые (трубочки для сока, пробки, кусочки поролона, пенопласта, киндер-сюрпризы и пр.);
• Сыпучие продукты (мука, сахар, соль, крахмал, красители, крупы и пр.);
• Различные емкости (пластиковые стаканы, тарелки, контейнеры, воронки, мерные ложки и т. п.).
Все принадлежности для экспериментальной деятельности должны находиться в контейнерах с крышками с индивидуальными метками, которые размещены на стеллажах в зоне доступа каждого ребенка. На подвесной полке поместить детские познавательные книги, мнемосхемы, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов, различные коллекции.
Таким образом, вся работа по формированию и развитию познавательной активности детей посредством экспериментально-исследовательской деятельности направлена на развитие познавательной инициативы, обогащение представлений каждого ребенка об окружающем мире, умение устанавливать причинно-следственные, родовидовые, пространственные и временные связи, способствует развитию самостоятельности, умению отстаивать свою точку зрения и выслушивать мнение других, управлять своим эмоциональным состоянием, активизирует творческую, поисковую активность в любых нестандартных ситуациях. Очень хочется, чтобы воспитанники соответствовали высказыванию К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фантастические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».