Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности

Марина Сафонова
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности

«Усваивается все крепко и надолго,

когда ребенок слышит, видит и делает сам»

(Р. Эмерсон).

Дошкольники по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

Содержание Программы, основой для которой является ФГОС, охватывает определенные направления развития и образование детей:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Конкретное содержание указанных образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности).

Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями используют элементарные опыты. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно–следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину

В старшем дошкольном возрасте экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.

На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы по теме: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность".

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением ФГОС дошкольного образования. Требования нового стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. В стандарте выделены следующие целевые ориентиры: «Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др. ; способен выбирать род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности».

Учитывая практическую значимость метода экспериментирования для всестороннего развития ребенка, в своей работе поставила перед собой следующие цели и задачи.

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

-развитие у детей представления о химических свойствах веществ;

-выделение веществ из неоднородной смеси путем отстаивания, фильтрования;

-развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (звук, температура, состояние веществ);

-развитие представлений о свойствах (вода, песок, глина, воздух, камень);

Формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.

Развитие у детей познавательных способностей:

-мыслительных операций: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

-способов познания путем сенсорного анализа.

Развитие ребенка в социально-личностном направлении:

-развитие коммуникативности;

-совершенствование самостоятельности, наблюдательности;

-развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Активизировать работу по повышению уровня представлений детей о неживой природе через взаимодействие с семьёй.

Свою работу по развитию познавательной активности детей через экспериментальную деятельность я строила исходя из следующих принципов:

Принцип научности:

- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;

- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.

Принцип доступности:

- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми, а так же в одной из ведущих деятельностей – игре;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.

Принцип систематичности и последовательности:

- обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;

- предполагает повторяемость тем.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

- обеспечивает гуманный подход к целостному развитию личности ребенка дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

Принцип целостности:

- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Принцип активного обучения:

- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;

- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип креативности:

- поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности:

- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

В характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

В процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

Они практически безопасны.

В такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Свою деятельность в данном направлении я начала с изучения методической литературы, связанную с экспериментированием. В методическую копилку вошли конспекты занятий, картотека, фототека, создан уголок экспериментально-исследовательской деятельности.

Свою работу по развитию экспериментальной деятельности с детьми строю по трём взаимосвязанным направлениям:

живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.).

неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, тепло и др.).

человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.).

В ФГОС особое место отводится созданию предметно-развивающей среды, так как она имеет немаловажное значение в развитии детской активности. Хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка. В созданном мною уголке экспериментирования содержится:

- прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма, мерные ложки, сита и воронки, формы для изготовления льда, пипетки, трубочки,

- гигиенически безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн, растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки, растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т. п.

- природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа) и т. п.

- бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки) и т. п.

- увеличительные стёкла, микроскоп, спиртовка, пробирки.

-медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без иглы, мерные ложки и др.

- контейнеры с песком и водой.

- рулетка, портновский метр, линейка, треугольник.

- часы песочные.

- бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.

При оборудовании мини-лаборатории учитывала следующие требовании:

безопасность для жизни и здоровья детей;

достаточность;

доступность расположения.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Содержание работы по экспериментально-исследовательской деятельности реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса:

-специально организованная образовательная деятельность с включенными опытами по заданной теме (ОД);

-совместная деятельность воспитателя с детьми, совместные проекты с родителями;

-свободная самостоятельная деятельность детей.

В своей работе я использую как традиционные методы, так и инновационные. Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:

- Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.).

- Словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов).

- Практические методы (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры).

Использую инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные, мультимедийные и интерактивные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.

Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах: была оформлена серия наглядной информации для родителей, проведены индивидуальные и групповые консультации «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников», использовала раздаточный материал в виде памяток и рекомендаций, совместные досуги, обмен опытом.

Родители принимали активное участие в пополнении полочки умных книг познавательной литературой и детскими энциклопедиями. Тематическая подборка книг соответствует изучаемым объектам, и располагается, в специально оформленном литературном центре, где кроме книг подобраны картины, иллюстрации, познавательные игры. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю родителей к активной помощи.

Так, например, детям предлагала дома совместно с родителями приготовить презентации «Лекарственные растения на подоконнике», «Поделки из природного материала», «Стихи про овощи», Загадки с грядки», изготовление пугала для исследовательского проекта «Огород на подоконнике, проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования. Совместное проращивание лука и создание декоративного для него кашпо. Создание коллекции семян. Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

Кроме того, родители помогают в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают необходимые материалы во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес.

Постоянно ищу новые пути сотрудничества с родителями. Ведь цель у нас одна – воспитать будущих создателей жизни. Каков человек – таков и мир, который он создает вокруг себя.

Информацию о накопленном мною положительном опыте открыто представляю педагогическому сообществу внутри детского сада. Воспитателям детского сада представила проект "Мы парфюмеры",

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность», я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении эффективен для развития познавательной активности детей, а также способствует развитию мышления, формирует элементы научного мировоззрения, помогает применить самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем).

Актуальность работы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью, относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения.

Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод в образовании как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону развития у детей познавательной активности в соответствии с новыми стандартами государственного образования.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ-технологий (опыт работы) 1. Актуальность. «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы.

Развитие познавательной активности посредством опытно-экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста А у нас в саду дела — эксперименты снова, Сам волшебник никогда не творил такого! То растопим снег и лед, то смешаем краски, Изменяем вкус.

Развитие исследовательской активности дошкольников посредством организации экспериментальной деятельности Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Туяа» ГО «Поселок Агинское» Методические рекомендации п. Агинское.

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности» Обобщение опыта работы «Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность». «.

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста посркдством совместной проектной деятельности Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через проектную деятельность. Дошкольный возраст - это период наиболее.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельностейРазвитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельностей В начале учебного года мной проводился мониторинг детей группы № 9. Анализ результатов педагогических исследований на данном этапе, показал,.

Сборник дидактических игр, направленный на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста «Сборник дидактических игр направленный на развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста при организации образовательной.

Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста Хосиямо Галина Тацуовна. Воспитатель МБДОУ№33 «Дюймовочка» г. Южно-Сахалинск 2016 г.. Краткая аннотация Современные дети живут и развиваются.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности
Опубликовано: 1 декабря 2017 в 12:55
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 декабря. Праздник снегопада на МААМ

Более половины людей на Земле никогда не видели снега. Жителям России повезло больше — снег выпадает почти везде, но в разном количестве. Самые большие сугробы у нас бывают в Петропавловске-Камчатском, а...

16 декабря. День экспериментов со снегом на МААМ

Дошколята активно познают окружающий мир и задают нам, взрослым, множество разных интересных вопросов. Зимой это, к примеру «откуда берется снег», «почему он не тает», «почему на улице вода замерзает и...

Фотоотчет о проведении мероприятия «День именинника» в старшей логопедической группе
День именинника 20 ноября в нашем МБДОУ Д/С №3 «Тополек» состоялось музыкальное развлечение «День именинников». День рождение -это праздник, который ждет...
Мое хобби — выращивание домашних цветов. Часть первая
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу немного отвлечь вас от мыслей о работе. Сегодня я продолжу рассказывать о своем хобби - выращивании цветов. Я,...
Конспект НОД в старшей группе «Знакомство с трудом повара»
Цель: Формировать представления о профессии повара, закреплять знания о его профессиональных трудовых действиях, результатах и пользе труда повара,...