Марина Мазырко
Развитие познавательной активности у детей с ОНР через опытно-экспериментальную деятельность
Развитие познавательной активности у детей с ОНР через опытно- экспериментальная деятельность в научном центре «Маленький исследователь»
Познавательная активность формируется в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка, что способствует успешному его обучению в школе, социализации ребенка в обществе.
Публикация «Развитие познавательной активности у детей с ОНР через опытно-экспериментальную деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Каждый ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Для детей с ОНР очень важно познавательно-речевое развитие в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Поскольку эта деятельность разнообразием связей и зависимостей влияет на развитие личности, связной речи, самостоятельность мышления. Находя и определяя словом причинно-следственную связь, ребёнок учится объяснять, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
Следовательно, необходимо искать новые пути для полноценного развития познавательной активности детей. Изучив методическую литературу по данному вопросу, а именно Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир», «Из чего сделаны предметы: Сценарии игр-занятий для дошкольников», Савенков А. И. «Маленький исследователь 5-7 лет: Развитие познавательных способностей», «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ», приступила к работе.
На базе подготовительной логопедической группы, где я являюсь воспитателем, открылся кружок «Маленький исследователь», целью которого является формирование у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- создавать условия для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования;
- формировать у детей представления об окружающем мире;
- создавать условия для развития наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать;
- обеспечить средствами и материалами для самостоятельной деятельности.
Прежде чем приступить к кружковой деятельности была проведена предварительная работа: анкетирование родителей «Хотели ли бы вы, чтобы ваш ребенок занимался экспериментальной деятельностью?». Технологию экспериментальной деятельности разбила по месяцам, а в ряде случаев и по неделям: ее особенность - максимально эффективно использовать в работе с детьми благоприятные периоды каждого сезона. Например, познание свойств снега проводим в зимний период, а изучение песка – в теплые месяца, так как в него можно играть.
Познавательно-речевое развитие детей с ОНР через опытно-экспериментальную деятельность невозможно осуществить без создания предметно-развивающей среды. Поэтому особенное внимание уделила организации пространства для лаборатории.
Лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка (превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).
Материалы для опытов хранятся на полочках, в коробках и контейнерах. Для того чтобы создать атмосферу «научности» подобрана лабораторная посуда: колбочки, пробирки, увеличительные стекла, лупы, микроскопы, измерительные приборы, пипетки.
В лаборатории собрана большая коллекция разнообразных природных материалов, предназначенных для проведения различных исследований: песок, глина, камни; семена диких и “окультуренных” растений, шишки, мох, лишайники, гербарии. Различные морские обитатели: ракушки, морские звезды, и многое другое. Материалы и предметы, созданные человеком: зеркало, сито, свечи, различные виды бумаги, технические изделия. Специи: соль, сахар, перец. Пищевые и непищевые красители.
На каждого маленького исследователя приготовила альбом, в который они заносят свои наблюдения. В каждом таком альбоме кармашки со схематическим изображением «метода исследования» : «спросить у специалиста», «подумать самостоятельно», «спросить у другого человека», «посмотреть в книгах», «посмотреть по телевизору», «понаблюдать», «провести эксперимент», «получить информацию у компьютера». В кармашки дети вкладывают пиктографические записи по той или иной теме исследования. С методом пиктограммы юных учёных познакомила учитель-логопед, с которой происходит совместная деятельность в нашем кружке.
Была создана мини-библиотека «Я – исследователь», где были собраны энциклопедии, книги по интересам детей, папки с иллюстрациями, словарики, атласы; CD – диски («Космос», «Океан», «Наша планета», наглядные пособия. Но особенно нравится детям макеты: модель земли; макет круговорота в природе и т. д.
Использую такие формы работы по развитию познавательно – исследовательской деятельности : наблюдение, экспериментирование, беседа, рассказ. Детям очень нравятся развивающие игры по экспериментированию. Например, «Послушный ветерок» (знакомить детей с разной силой потока воздуха, его свойствами); «Друзья» (познакомить с составом воды (кислород); «Соревнование» (познакомить с состоянием почвы) и многие другие.
Работу по развитию опытно-экспериментальной деятельности я веду по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представляется несколькими темами:
Живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмом);
Неживая природа (воздух, вода, почва, магниты, звук, свет);
Человек. Закрепляем представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки, нос – определять запах, пальцы – определять форму, структуру поверхности, язык – определять на вкус).
Я стараюсь строить отношения с детьми на основе партнерства. Для поддержания интереса практикую игровой сюжет, проблемные ситуации. Считаю, что в диалоге дети учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями.
Активно использую метод проектной деятельности. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Осуществляя тесное взаимодействие с родителями, привлекаем их к совместным проектам с детьми, которые они показывают на совместных мероприятиях нашей группы. Были показаны проекты: «Эта удивительная вода», «Откуда берется радуга», «Как происходит извержение вулкана?», «Волшебное электричество», «Почему идет снег?», «Зачем нужен нос?», а с проектом «Где прячется крахмал?» моя воспитанница участвовала в городском конкурсе «Я-исследователь», проходивший в марте 2017 года.
По результатам совместной проектной деятельности оформляем разнообразные тематические выставки: например, «Область на островах», «Эти удивительные камни», «Мир воды».
При организации экспериментальной деятельности неоценимую помощь может оказать семья. Но не все родители могут делать это правильно, с учетом возможностей самого ребенка. Я предложила родителям консультации для родителей: «Домашние научные опыты для детей», «Детское экспериментирование», «Игры с водой и песком», «Маленькие ученые». Дала рекомендации по подбору литературы, просмотру телепередач, по совместному посещению выставок, музеев.
Использование метода детского экспериментирования в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, способствует активизации и расширению словарного запаса, усвоению лексико-грамматических категорий, развитию связной речи, повышению познавательной активности, расширению кругозора, развитию личностных качеств дошкольников.
Детское экспериментирование располагает большим потенциалом формирования и развития познавательной активности у дошкольников с ОНР. Оно позволяет наглядно проследить зависимости разного рода, установить логические связи, выделить существенные признаки, свойства объектов, учить детей делать выводы, у детей формируется способность к поиску творческого решения поставленных задач. Развитие речи и экспериментирование очень тесно связаны. Это хорошо просматривается на всех этапах эксперимента. Умение четко выразить свою мысль, формулируя, задачу, вывод или гипотезу, способствует развитию речи.