Получи документы

Развитие познавательной активности у дошкольников посредством экспериментальной деятельности

Лариса Мешкова
Развитие познавательной активности у дошкольников посредством экспериментальной деятельности

Муниципальное казенное дошкольное учреждение

«Центр развития ребенка-детский сад «Счастливое детство»

Концепция воспитателя

«Развитие познавательной активности у дошкольников посредством экспериментальной деятельности».

Выполнила: воспитатель I КК

Мешкова Лариса Анатольевна

поселок Шуберское - 2016

АКТУАЛЬНОСТЬ

Публикация «Развитие познавательной активности у дошкольников посредством экспериментальной деятельности» размещена в разделах

Актуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментирование побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Большое значение детское экспериментирование имеет для интеллектуального развития детей. В процессе эксперимента идет развитие памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Детям постоянно приходится устанавливать причинно-следственные связи, доказывать и опровергать. Все это необходимо и в учебной деятельности.

В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и т. п.

Как отмечает А. И. Савенков, экспериментирование и исследовательская практика ребенка-дошкольника – это один из основных путей познания окружающего мира. Его следует рассматривать не просто как один из многочисленных методов обучения, а как основной путь познания, к которому следует максимально приблизить обучение.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Исходя из темы, передо мной были поставлены следующие

Цели: создание комплексной системы, направленной на развитие познавательной активности, интеллигентно-творческого потенциала личности ребенка через экспериментально-исследовательскую деятельность.

Задачи:

1. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента.

2. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

3 Развитие сенсорных механизмов, которыми ребенок познает и будет дальше познавать мир;

4. Создание предпосылок формирования практических и умственных действий;

5. Развитие самостоятельности – как основной, базовой характеристики взрослеющей личности.

Планирование и организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

1. Живая природа (характерные особенности сезонных и разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и другое.)

2. Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и другое.)

3. Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и другое.)

Условия для проведения опытно-экспериментальной деятельности дошкольников

Воспитание творческой личности в процессе опытно – экспериментальной деятельности возможно при наличии в ДОУ необходимых

Условий:

1. Поддержание повышенного интереса детей к занятиям, содержащим опыты, эксперименты, исследования, наблюдения.

2. Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному экспериментированию с предметами окружающей среды.

3. Создание в группе и в саду комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей.

4. Создание в группах уголков, зон для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные вместе с воспитателем опыты самостоятельно в свободное время.

5. Предварительное тестирование детей для выявления их интересов к исследованиям и экспериментированию с определенными объектами, о чем они хотят узнать, что исследовать, и помочь им реализовать их планы.

6. Научить ребенка наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.

7. Привлекать родителей к исследовательским детским проектам. Провести консультацию по созданию условий для экспериментирования в домашних условиях.

ВЕДУЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ:

развитие познавательных способностей детей, умение самостоятельно находить ответы на вопрос «почему?»

формирование умений: поставить цель, найти способы её решения и обобщить полученный результат;

развитие доказательной речи дошкольников;

• приобщение детей к исследовательской деятельности.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА

Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открываться для его творческой деятельности.

Мы же сегодня сталкиваемся с тем, что ребенок уже в четыре года говорит: «Я не могу, не умею». Причем если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань от меня». Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям.

ТЕХНОЛОГИЯ деятельности

I этап (начальный) :

• изучение научно-методической литературы по данной теме,

разрабатывание системы работы:

1. Диагностика уровня развития познавательных способностей дошкольников и работу с ними на основе данных диагностического обследования.

2. Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.) .

3. Разработка конспектов занятий по развитию познавательных способностей.

4. Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни.

5. Проведение ежедневных бесед о неживой природе.

6. Сбор информации об исследуемом объекте с помощью различных методов.

Для изучения условий организации экспериментальной деятельности детей в группе провела диагностику. Для этого использовала методику Л. Н. Прохорова. «Выбор деятельности». Данная методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей. По результатам обследования выяснилось следующее: экспериментальная деятельность имеет немаловажное значение в развитии детской.

II этап (основной)

За основу в своей работе я взяла программу Тугушевой Г. П Чистяковой А. Е «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую – опыты. Их провожу как во время совместной образовательной, так и в свободной самостоятельной деятельности.

III этап (заключительный)

В целях мониторинга эффективности разработанной системы, провела диагностику с детьми и опрос (анкетирование) среди родителей по развитию познавательной активности в процессе экспериментальной деятельности.

Исследование состояло из 3 этапов:

1 этап: изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей и особенностей данной деятельности у старших дошкольников;

2 этап: изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе;

3 этап: исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области диагностики и развития детского экспериментирования.

Таким образом, результаты обследования показали, что применение экспериментирования оказало влияние на :

а)повышение уровня развития любознательности;

б) развитие исследовательских умений и навыков детей;

в) речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы;

г) развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умение сотрудничать с другими;

д) систематизация и расширение представления детей о неживой природе

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности я пришла к выводу что опыт работы в данном направлении очень эффективен, и такой инновационный метод как экспериментированная деятельность детей мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых исследовательских умений и навыков.

Убеждена, что в поисково – исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Надеюсь, что мой опыт поможет коллегам – практикам в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности, по новому взглянуть на проблему творческого экспериментирования, применить интегративный подход, обеспечив тем самым новое качество образовательной деятельности в современном детском саду.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством организации опытно-экспериментальной деятельности Особенности организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста Изучив опыт педагогов А. И. Савенкова.

Развитие познавательной активности дошкольников в исследовательской деятельности Реализация программы дополнительного образования МБДОУ «Мир вокруг нас» Воронеж 2012 Непременным условием выживания в напряженной экологической.

Развитие познавательной активности у дошкольников посредством экспериментальной деятельности (слайд №2)Своё выступление хочу начать со слов Климента Аркадьевича Тимирязева, русского естествоиспытателя, учёного, изучавшего природу:.

Развитие познавательной активности дошкольников средствами экспериментальной деятельностиРазвитие познавательной активности дошкольников средствами экспериментальной деятельности Доклад на фестивале педагогических идей «Вдохновение» (г. Палех) РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ.

Консультация для воспитателей «Развитие познавательной активности у дошкольников в процессе продуктивных видов деятельности» Познавательное развитие дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством игровой технологии План проведения мастер-класса: 1. Представление технологии. 2. Проведение имитационной игры. 3. Совместное моделирование. 4. Рефлексия.

Развитие познавательной активности у дошкольников посредством детского экспериментирования Методические рекомендации для воспитателей Тема: «Развитие познавательной активности у дошкольников через детское экспериментирование».

Развитие познавательной активности у старших дошкольников посредством ознакомления с пространственными отношениями При практической реализации программы любой педагог, сталкивается с недостаточным разнообразием вариативности для того, чтобы выполнить.

Развитие познавательной активности дошкольников в процессе игровой деятельности в свете ФГОС Живость детского воображения и вера детей в реальность собственных представлений и созданных образов является психологической основой детской.

Развитие у детей 4–5 лет познавательной речевой активности посредством дидактической игры Цель: Развитие у детей 4- 5 лет познавательной речевой активности посредством дидактической игры. Задачи: 1. Формирование навыков пересказа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности у дошкольников посредством экспериментальной деятельности
Опубликовано: 27 марта 2016 в 13:16
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД