«Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста через экологические проекты»

Светлана Елистратова
«Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста через экологические проекты»

С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования меняются требования и к самому воспитателю, к методам обучения и воспитания дошкольников и предусматривают следующие изменения в организации образовательного процесса:

• соответствие принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

• соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности;

• обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

• решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Долгое время в дошкольном образовании преобладал такой метод обучения, как объяснительно-иллюстративный, посредством которого дети усваивают готовые знания и воспроизводят уже известные им способы деятельности, так как педагог сообщает готовую информацию и готовый образец действий. В итоге учебная деятельность превращается в скучную повинность.

«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А. И. Савенков).

В дошкольном возрасте дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Это – исследовательское обучение, так как оно направлено на развитие у ребенка умений и навыков научного поиска, на воспитание истинного творца.

Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка- дошкольника. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане развития ребенка.

Следовательно, необходимо искать новые пути для полноценного развития познавательной активности детей.

Для решения обозначенной выше проблемы в работе с детьми дошкольного возраста мной была определена следующая цель:

Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через экологические проекты.

В соответствие с поставленной целью были определены задачи:

4. Организовать предметно-развивающую среду в группе.

5. Формировать элементарные научные экологические знания, доступные пониманию ребенка-дошкольника.

6. Развить умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни.

Предполагаемый результат:

4. Создана предметно – развивающая среда для стимулирования исследовательской активности детей.

5. Сформированы элементарные научные экологические знания, доступные пониманию ребенка – дошкольника.

6. Развиты исследовательские и коммуникативные умения в процессе проектной деятельности.

Выбранный мной метод экологического проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста. Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. И, что немаловажно, проект учитывает совместную познавательно-поисковую деятельность детей, педагогов и родителей.

Реализацию проектной деятельности по ознакомлению с природой я осуществляю в течение всего учебного года.

Три этапа реализации проекта

• на первом этапе (подготовительный) – мы с детьми обсуждаем и выбираем тему проекта; выбор можно слегка направить в нужное русло или вовсе предопределить. Для этого я использую такие методы и приемы, как:

- мотивация на основе подхватывания и проговаривания пока еще не оформленных детских идей; мотивация на основе формирования зрительного образа (рассматривание иллюстраций в книгах с научным содержанием, детских энциклопедиях); экскурсии и целевые прогулки; наблюдения за объектами и явлениями природы; беседы;

- метод «модель трех вопросов».

Во время этой деятельности мной была использована психогимнастика «Я растение».

Таким образом, формирование элементарных научных экологических знаний происходит уже на начальном этапе работы.

на втором этапе (исследовательский, практический): дальнейшее развитие проекта происходит при совместном с детьми составлении плана и создании в группе предметно – развивающей среды, в которой проект постепенно реализуется на практике в разных Центрах активности: игры, искусства, книги, кулинарии, математики, строительства. Особое место занимает мини-лаборатория, в которой дети чувствуют себя учеными – экспериментаторами, а работа строится на основе деятельностного подхода и включает в себя постановку опытов, проведение экспериментальных исследований.

Во время работы над проектами была проведена большая опытно-экспериментальная деятельность: «Проращивание семян», «Строение растений», «Рост и развитие растений», «Узнаем какая земля», «Вода и растения», «Солнце и растения».

Выбор Центров активности зависит от выбора темы проекта. Работа в Центрах является введением ребенка в исследовательскую деятельность. Здесь ребенок учится строить план действий, общаться со сверстниками и взрослыми, искать и собирать информацию (например, «Как вырастают растения и как это происходит?», систематизировать ее и выступать с сообщением. Также эта работа способствуют тому, что дети становятся увереннее в себе, научаются слушать и слышать друг друга.

Такая работа позволяет выявить детей активных, любознательных, способных креативно мыслить. Результаты детской деятельности в Центрах фиксируются.

А еще мы с детьми принимаем решение, что результаты наших исследований будем отмечать в «Дневнике наблюдений». Это дает возможность активизировать их дальнейшее участие в совместной работе. В результате дети становятся более смелыми, постепенно раскрывают свои естественные таланты: умение слушать, говорить, просто общаться. А это в свою очередь служит гарантом саморазвития личности, они учатся по-своему мыслить, доказывать, спорить и т. д.

Дневником может быть альбом, скоросшиватель с прозрачными файлами, куда вкладываются детские работы, фотографии.

- на первой странице дневника дети изображают объект наблюдений, придумывают ему имя (Чипполино, Пусик, Антошка, Ягодка, Львенок, подписывают, рисуют себя с этим предметом.

- на второй странице дневника «Что нужно нашему объекту?» дети рисуют солнце, воду, комочек земли, дождевого червяка, ветер, семена, пчелу, шмеля, воздух. Перечисляя все эти объекты, мы закладываем в детях представление о взаимосвязи объекта живой природы с объектами неживой природы (воздухом, водой, светом, почвой) и формируем представление о том, что живой организм не может жить сам по себе, он обитает в определенной среде, а его жизнь зависит от многих факторов.

При заполнении второй страницы мы с детьми подробно обсуждаем такие моменты, как: Солнце – источник света и тепла; для чего нужны вода и воздух, ветер и птицы. Символы неживой и живой природы должны обязательно присутствовать в «Дневнике наблюдений».

- третью станицу мы назвали «Паспорт нашего объекта». Здесь дети указывают общие данные: возраст (сколько дней, месяцев, высота (самой луковки, зеленых перышек, диаметр (донца, наличие «деток».

На остальных страницах в файлы мы вкладывали листы с результатами наблюдений, детскими рисунками, фотографиями и т. д.

Работа над Дневником наблюдений дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе.

Важным в проектной деятельности является вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс и развитие с ними партнерских отношений. В связи с этим я организую мероприятия, которые помогают понять родителям их значимость и важность в формировании исследовательской культуры дошкольников.

Такое взаимодействие с родителями благотворно влияет на психологическое развитие ребенка и, как следствие, дает большие возможности для повышения уровня его познавательных способностей. У родителей непременно появляется уверенность в своих детях, потому что они видят их еще с одной стороны: как активных творцов, способных добиваться поставленной цели.

Самым ярким и зрелищным предстает всегда последний этап - защита проекта. Представления образовательных результатов происходят в виде открытых показов, в которых воспитатели, дети и их родители рассказывают и показывают результаты проделанной работы: презентация проекта или тематический праздник, выпуск стенгазеты, совместный поход или экскурсия воспитателей, детей и родителей на природу.

Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста через метод проектов, в том числе экологических, актуален и эффективен. В ходе проектной деятельности дети моей группы научились совместно работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками, родителями и сотрудниками детского сада. У них сформировались элементарные научные экологические знания, доступные пониманию, а также получили развитие исследовательские и коммуникативные умения.

Публикации по теме:

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность «Без игры нет и не может быть Полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

«Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста 5–6 лет с нарушением слуха по проекту: «Транспорт» План педагогического проекта «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста 5-6 лет с нарушением слуха по проекту: «Транспорт".

«Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста» 1. Вступление Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироваться к новым условиям.

Формирование познавательной сферы личности детей старшего дошкольного возраста через ознакомления со своим организмом Приоритетным направлением нашего дошкольного учреждения является"Воспитание здорового ребенка".Это направление актуально на сегодняшний.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через природу Из опыта работы:[/b][/h3] «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через природу». Воспитатель: Лихачева М. П. МБДОУ №54.

Развитие любознательности, познавательной мотивации у детей дошкольного возраста через дидактические игры «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» М. А. Сухомлинский Внимание всего общества приковали к себе экологические проблемы. Пластмассовые.

Развитие познавательной мотивации воспитанников старшего дошкольного возраста в проектно-исследовательской деятельности Проект «Вода-источник жизни» Цель проекта: Формирование представлений детей о воде как необходимой части для всего живого на земле. Изучение.

Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность Сенсорное развитие происходит в разных видах деятельности – в действиях с предметами и орудиями в повседневной жизни, в играх, рисовании,.

Экологические проекты в детском саду для старшего дошкольного возраста Красная книга микрорайона Цель проекта - составить Красную книгу своего микрорайона (или ближайшего парка, приусадебного участка., выяснив,.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Тело, организм, эмоции
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
«Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста через экологические проекты»
Опубликовано: 7 августа 2015 в 21:00
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая. День рождения Елены Благининой

Знакомые с детства стихи про маму, про цветок-огонек, про радугу и одуванчик — звонкие чистые строчки поэтессы Елены Благининой включены в каждую детскую хрестоматию. Их переиздают для всё новых поколений...

26 мая. День химика

Химия – это не какая-то отвлечённая теоретическая наука, а самая что ни на есть прикладная и практическая. Её плодами все мы пользуемся ежедневно: колготками и чулками, стиральными порошками и моющими...

Дидактическое пособие «Дерево знаний»
«Есть одна планета – сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных. Лишь на ней одной увидишь Ландыши в траве зелёной....
Изготовление костюмов Снежной Королевы и Кая из бросового материала
Для изготовления данных костюмов понадобились следующие материалы: теплоизоляция ( платье, основа короны, воротник Снежной Королевы, жилетка и ботинки...
Конспект НОД по познавательному развитию «Этот таинственный космос» для детей старшей...
Воспитатель Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили вчера на занятии и на каком месте мы остановились. ( о космосе, Вселенной, мечтали летать,...