Светлана Елистратова
«Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста через экологические проекты»
С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования меняются требования и к самому воспитателю, к методам обучения и воспитания дошкольников и предусматривают следующие изменения в организации образовательного процесса:
• соответствие принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности;
Публикация «„Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста через экологические проекты“» размещена в разделах
• обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Долгое время в дошкольном образовании преобладал такой метод обучения, как объяснительно-иллюстративный, посредством которого дети усваивают готовые знания и воспроизводят уже известные им способы деятельности, так как педагог сообщает готовую информацию и готовый образец действий. В итоге учебная деятельность превращается в скучную повинность.
«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А. И. Савенков).
В дошкольном возрасте дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Это – исследовательское обучение, так как оно направлено на развитие у ребенка умений и навыков научного поиска, на воспитание истинного творца.
Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка-дошкольника. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане развития ребенка.
Следовательно, необходимо искать новые пути для полноценного развития познавательной активности детей.
Для решения обозначенной выше проблемы в работе с детьми дошкольного возраста мной была определена следующая цель:
Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через экологические проекты.
В соответствие с поставленной целью были определены задачи:
4. Организовать предметно-развивающую среду в группе.
5. Формировать элементарные научные экологические знания, доступные пониманию ребенка-дошкольника.
6. Развить умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни.
Предполагаемый результат:
4. Создана предметно – развивающая среда для стимулирования исследовательской активности детей.
5. Сформированы элементарные научные экологические знания, доступные пониманию ребенка – дошкольника.
6. Развиты исследовательские и коммуникативные умения в процессе проектной деятельности.
Выбранный мной метод экологического проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста. Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. И, что немаловажно, проект учитывает совместную познавательно-поисковую деятельность детей, педагогов и родителей.
Реализацию проектной деятельности по ознакомлению с природой я осуществляю в течение всего учебного года.
Три этапа реализации проекта
• на первом этапе (подготовительный) – мы с детьми обсуждаем и выбираем тему проекта; выбор можно слегка направить в нужное русло или вовсе предопределить. Для этого я использую такие методы и приемы, как:
- мотивация на основе подхватывания и проговаривания пока еще не оформленных детских идей; мотивация на основе формирования зрительного образа (рассматривание иллюстраций в книгах с научным содержанием, детских энциклопедиях); экскурсии и целевые прогулки; наблюдения за объектами и явлениями природы; беседы;
- метод «модель трех вопросов».
Во время этой деятельности мной была использована психогимнастика «Я растение».
Таким образом, формирование элементарных научных экологических знаний происходит уже на начальном этапе работы.
на втором этапе (исследовательский, практический) : дальнейшее развитие проекта происходит при совместном с детьми составлении плана и создании в группе предметно – развивающей среды, в которой проект постепенно реализуется на практике в разных Центрах активности: игры, искусства, книги, кулинарии, математики, строительства. Особое место занимает мини-лаборатория, в которой дети чувствуют себя учеными – экспериментаторами, а работа строится на основе деятельностного подхода и включает в себя постановку опытов, проведение экспериментальных исследований.
Во время работы над проектами была проведена большая опытно-экспериментальная деятельность : «Проращивание семян», «Строение растений», «Рост и развитие растений», «Узнаем какая земля», «Вода и растения», «Солнце и растения».
Выбор Центров активности зависит от выбора темы проекта. Работа в Центрах является введением ребенка в исследовательскую деятельность. Здесь ребенок учится строить план действий, общаться со сверстниками и взрослыми, искать и собирать информацию (например, «Как вырастают растения и как это происходит?», систематизировать ее и выступать с сообщением. Также эта работа способствуют тому, что дети становятся увереннее в себе, научаются слушать и слышать друг друга.
Такая работа позволяет выявить детей активных, любознательных, способных креативно мыслить. Результаты детской деятельности в Центрах фиксируются.
А еще мы с детьми принимаем решение, что результаты наших исследований будем отмечать в «Дневнике наблюдений». Это дает возможность активизировать их дальнейшее участие в совместной работе. В результате дети становятся более смелыми, постепенно раскрывают свои естественные таланты: умение слушать, говорить, просто общаться. А это в свою очередь служит гарантом саморазвития личности, они учатся по-своему мыслить, доказывать, спорить и т. д.
Дневником может быть альбом, скоросшиватель с прозрачными файлами, куда вкладываются детские работы, фотографии.
- на первой странице дневника дети изображают объект наблюдений, придумывают ему имя (Чипполино, Пусик, Антошка, Ягодка, Львенок, подписывают, рисуют себя с этим предметом.
- на второй странице дневника «Что нужно нашему объекту?» дети рисуют солнце, воду, комочек земли, дождевого червяка, ветер, семена, пчелу, шмеля, воздух. Перечисляя все эти объекты, мы закладываем в детях представление о взаимосвязи объекта живой природы с объектами неживой природы (воздухом, водой, светом, почвой) и формируем представление о том, что живой организм не может жить сам по себе, он обитает в определенной среде, а его жизнь зависит от многих факторов.
При заполнении второй страницы мы с детьми подробно обсуждаем такие моменты, как: Солнце – источник света и тепла; для чего нужны вода и воздух, ветер и птицы. Символы неживой и живой природы должны обязательно присутствовать в «Дневнике наблюдений».
- третью станицу мы назвали «Паспорт нашего объекта». Здесь дети указывают общие данные: возраст (сколько дней, месяцев, высота (самой луковки, зеленых перышек, диаметр (донца, наличие «деток».
На остальных страницах в файлы мы вкладывали листы с результатами наблюдений, детскими рисунками, фотографиями и т. д.
Работа над Дневником наблюдений дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе.
Важным в проектной деятельности является вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс и развитие с ними партнерских отношений. В связи с этим я организую мероприятия, которые помогают понять родителям их значимость и важность в формировании исследовательской культуры дошкольников.
Такое взаимодействие с родителями благотворно влияет на психологическое развитие ребенка и, как следствие, дает большие возможности для повышения уровня его познавательных способностей. У родителей непременно появляется уверенность в своих детях, потому что они видят их еще с одной стороны: как активных творцов, способных добиваться поставленной цели.
Самым ярким и зрелищным предстает всегда последний этап - защита проекта. Представления образовательных результатов происходят в виде открытых показов, в которых воспитатели, дети и их родители рассказывают и показывают результаты проделанной работы: презентация проекта или тематический праздник, выпуск стенгазеты, совместный поход или экскурсия воспитателей, детей и родителей на природу.
Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста через метод проектов, в том числе экологических, актуален и эффективен. В ходе проектной деятельности дети моей группы научились совместно работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками, родителями и сотрудниками детского сада. У них сформировались элементарные научные экологические знания, доступные пониманию, а также получили развитие исследовательские и коммуникативные умения.