«Развитие познавательной деятельности у детей в процессе детского экспериментирования»

Дина Майорова
«Развитие познавательной деятельности у детей в процессе детского экспериментирования»

Конспект НОД по познавательной деятельности в подготовительной группе.

Тема: «Развитие познавательной деятельности у детей в процессе детского экспериментирования».

Форма обучения: открытое занятие по экспериментальной деятельности детей.

Количество детей: подгруппа.

Цель: расширить и закрепить знания детей о разнообразных свойствах воды.

Задачи по образовательным областям:

«Познание»

- развитие у детей познавательного интереса, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; продолжать учить читать схемы.

«Социализация»

- умение общаться со сверстниками во время проведения опытов

«Безопасность»

- закрепление правил безопасности при проведении опытов

«Коммуникация»

- развитие самостоятельности у детей в процессе опытов, умение работать в паре

Предварительная работа:

Чтение рассказов о воде К. Паустовский «Поэзия дождя»

Чтение сказок «Путешествие капельки», «Капитошка. Путешествие воды»

Чтение стихотворений Д. Сучков «Река», Т. Маршалова «Гонит капля дождевая…»

Проведение опытов с водой.

Знакомство детей с круговоротом воды в природе.

Оборудование и материалы: Ребус, зеркало, термос, глобус, слайды трёх состояний воды, капельки для игры, алгоритмы свойств воды, слайды на тему «Вода», прозрачные стаканы, прозрачные сосуды, стаканы с молоком, аудиозапись журчания ручейка, чайные ложечки, фартуки и нарукавники для детей.

Ход ЗАНЯТИЯ:

I часть: Вводная (информационно-познавательная)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это у нас на доске?

- Ребус.

В нём зашифровано слово, о котором мы сегодня будем говорить.

Дети отгадывают ребус и читают полученное слово.

Сегодня мы будем говорить о воде.

Чтение стихотворения о воде и показ слайдов.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает

В лес туманом заползает.

На плите у вас кипит

Паром чайника шипит.

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Когда первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин увидел из космоса землю, он назвал ее «голубой планетой»

Как вы думаете почему?

Ответы детей. Потому, что большую часть земли занимает вода.

Давайте посмотрим на глобус правда ли это?

- А что такое глобус?

- Глобус - это модель Земли.

- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

На Земле вода находиться во многих водоёмах. Назовите их. (Моря, океаны, реки, ручьи, озёра, родники, болота, пруды.)

Воспитатель. Чем отличается вода в морях и океанах от воды в озёрах, реках, родниках? В морях и океанах вода солёная, она непригодна для питья. В реках, озёрах, прудах вода пресная, после очистки её используют для питья.

Откуда вода попадает в наши дома? (С водоочистительных станций.)

В нашей стране живёт много людей, чистой воды требуется много, поэтому из рек берётся много воды. Почему же тогда вода в реках не кончается? Река пополняет свои запасы благодаря природному явлению, которое называется круговорот воды в природе.

Давайте убедимся и увидим, как это происходит. (Опыт)

Описание опыта. В природе солнце нагревает воду, но, а я ее вскипятила в чайнике.

Воспитатель открывает крышку термоса. Посмотрите, что это поднимается вверх?

Ответы детей. Это пар.

Воспитатель. Правильно это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я кипятила воду. А вы не знаете?

Ответы детей. Вода нагрелась и превратилась в пар.

С помощью детей воспитатель формулирует первый вывод: вода при нагревании превратилась в пар.

Затем к струе пара воспитатель подносит зеркало. Подержав его некоторое время над паром, убирает и показывает, что произошло с зеркалом. Дети видят, что на нём образовались капельки воды. Откуда? Ведь перед опытом зеркало было абсолютно чистым, сухим. Делается вывод: когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.

В-ль. Вот так и происходит в природе, каждый день.

В нашем опыте вы видели, что вода может быть жидкой, а может быть в виде пара. На этих иллюстрациях вы видите, что вода может быть еще в виде снега и льда. Давайте поиграем. Представьте, что вы капельки воды. (Дети получают бумажные короны с рисунками капельки).

Я называю состояния воды (жидкое, твёрдое, парообразное, а вы показываете, что происходит с капельками в это время.

Ребята, а вы хотите ещё больше узнать о воде?

Для этого нам нужно провести эксперименты и я хочу пригласить вас в лабораторию.

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты в лаборатории «Всезнаек».

Для этого надо одеть фартуки и нарукавники. (Воспитатель одевает шляпу и мантию).

Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по одному человека за один стол.)

• При проведении экспериментов ученые записывают, зарисовывают все, что происходит. Мы тоже будем с вами проводить эксперименты и вы будете все заносить в свои научные тетради. Так что такое эксперименты? Эксперименты — это опыты, которые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений или гипотез.

Как вы думаете, какие правила безопасности надо соблюдать, работая в лаборатории?

- аккуратно пользуйся емкостью для воды

- своевременно поддерживай порядок на рабочем столе, подтирай разлившуюся на стол воду.

-умей слушать и слышать, советуйся с соседом, каждый высказывает свое мнение.

- Правильно. Приступим к нашему исследованию.

Опыт №1: “Вода не имеет формы”

Первая гипотеза, которую надо подтвердить-: “Вода не имеет формы”.

Как вы думаете, что надо сделать, чтобы проверить это?

У вас на столах стоят ёмкости разной формы и разного размера.

Дети наливают воду в эти емкости. Форма, которую примет вода, все время меняется.

Что можно сказать о форме воды?

Дети делают вывод: Вода не имеет формы и примет форму того сосуда, в который она налита. (Воспитатель показывает детям схему, которая символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску)

Вы, ребята, зарисовывайте такую же схему себе в рабочую тетрадь. Это ваш научный труд, который вы покажете своим родителям, а также братьям и сёстрам. Расскажете по этой тетрадке, какие эксперименты вы сегодня провели, что нового вы узнали о воде?

Опыт №2: «Вода не имеет цвета»

Вторая гипотеза, которую надо доказать «Вода не имеет цвета».

Возьмем два стакана- один с водой, а другой с молоком и положим в каждый из них чайную ложечку.

В каком стакане видно ложечку?

Ответы детей.

Дети делают вывод: В стакане с водой ложечку видно, а в стакане с молоком- не видено. Значит вода прозрачная жидкость. Итак делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. (Используя при этом схему, символизирующую это свойство воды. И вывешиваем его на доску. Дети зарисовывают такую же схему себе в рабочую тетрадь.

- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов.

Физкультурная минутка

Мы покажем вам друзья

Для чего нужна вода.

Чтобы пить и умываться.

Чтобы плыть и искупаться.

Ручки, ножки отмывать

Если ей не подчиниться.

Обижается водица -

Грязь не украшает лица.

Кто красивым хочет стать,

Воду должен уважать.

Точно всем нужна она-

Очень чистая вода.

- Отдохнули, ребята? Тогда занимайте места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

Опыт №3: «Если у воды вкус»

- Какого вкуса вода?

Дать попробовать питьевую воду.

Ответы детей.

Затем дети в один стакан положите немного соли, в другой сахар, в 3 лимон, кислоту, размешайте и попробуйте.

- Какой вкус приобрела теперь вода.

Ответы детей. (соленная, сладкая)

Дети делают вывод: Вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено. Своего вкуса у воды нет.

Вывешиваем схему на доску. Дети зарисовывают такую же схему себе в рабочую тетрадь.

Опыт №4 «Вода не имеет запаха»

Дать детям два стакана из предыдущих опытов (чистую, с солью, с сахаром.) - Чем пахнет вода?

Ответы детей.

-Ребята закройте глаза.

Капнуть одним детям мятные капли, другим апельсиновых капель. И дать детям понюхать.

- Что же это, вода пахнет теми веществами, которые в нее положены.

Дети делают вывод: вода пахнет теми веществами, которые в нее положены

Вывешиваем схему на доску. Дети зарисовывают такую же схему себе в рабочую тетрадь.

.IV. Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня вы познакомились со свойствами воды. Расскажите,что вы узнали о воде по схемам в ваших рабочих тетрадях. Какой опыт вы хотели показать дома маме? Что понравилось больше всего? Что было трудно выполнять? Ответы детей.

Ребята, я вас поздравляю, сегодня вы были настоящими учёными. Все старались, грамотно проводили опыты и делали выводы, потратили много сил и энергии. Я хочу угостить вас полезным витаминным напитком.

«Развитие познавательной деятельности у детей в процессе детского экспериментирования»
Публикации по теме:

«Невидимка-воздух». Занятие по развитию познавательной активности детей в процессе экспериментирования Тема «Невидимка-воздух» Цель: развитие познавательной активности детей в процессе эксперементирования. Задачи: - знакомство с понятием.

Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования Мир, в который приходит ребенок, разнообразен и богат. Чтобы жить в нем малыш должен понимать речь окружающих, разобраться в назначении.

«Развитие познавательной деятельности дошкольников посредством экспериментирования» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Умка» Тюленева Вера Михайловна 1г.

Развитие самостоятельности детей в процессе экспериментирования Консультация для педагогов Экспериментирование - это, наряду с игрой - ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Цель: удовлетворить.

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Опыт работы «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» ети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование,.

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования Современный.

Педагогический совет «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования» Цель: определить пути совершенствования в организации экспериментальной деятельности с дошкольниками; выявить и проанализировать эффективность.

Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования . Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают.

Развитие познавательной активности у детей 6–7 лет в процессе детского экспериментирования. 1 слайд «Любить детей и выполнять свою работу лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня» 2 слайд Здравствуйте, уважаемые члены жюри.

Влияние экспериментирования на развитие познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них с рождения. И. П. Павлов назвал это свойство рефлексом «что.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
«Развитие познавательной деятельности у детей в процессе детского экспериментирования»
Опубликовано: 20 декабря 2016 в 15:18
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дидактические игры как средство развития речи младших дошкольников
Дидактические игры как средство развития речи младших дошкольников. «Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В. А....
Фотоочерк «Экскурсия на фабрику ёлочных игрушек» Часть 12 — «Снежная городская зима»
Зима – самое сказочное время года. Всё вокруг покрывается белым мерцающим одеялом, и остаётся только чистота и тайна. В такую красоту невозможно не...
Экспериментальная деятельность «В каком стакане снег растает быстрее?»
Цели: - продолжать формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности; - поощрять стремления и желания детей принимать активное участие в...
Мастер-класс по созданию с детьми 5–6 лет «Книжки-малышки «Лесные звери»
Каждая тематическая неделя заканчивается, каким либо итоговым мероприятием, на этот раз мы с ребятами закрепили новые знания о жизни диких животных,...
Детский мастер-класс «Совушка» с применением пластилинографии
Сегодня я предлагаю вашему вниманию занимательные и несложный вид работы с пластилином-пластилинография. Почему мы с детками отдаём именно...