Антонина Грисенко
Развитие познавательной и творческой активности детей, педагогов и родителей посредством проектной деятельности (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательной и творческой активности детей, педагогов и родителей посредством проектной деятельности (часть 2
Часть вторая. Содержание опыта.
До пяти лет ребенок развивается на подражательно - исполнительном уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов его решения. Поэтому основная роль в организации работы над проектом принадлежит взрослому. Ребенок среднего дошкольного возраста выступает в качестве заказчика проекта (явно или неявно для себя, а его осуществление происходит на подражательно-исполнительном уровне. К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающийся уровень проектирования. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольники реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют самостоятельную деятельность, у них развивается самоконтроль.
Публикация «Развитие познавательной и творческой активности детей, педагогов и родителей посредством проектной деятельности (часть 2)» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Можно выделить общие дидактические требования, связанные с проведением проектов в образовательных учреждениях.
1)Время, отводимое педагогом для выполнения задания, должно быть достаточным для качественного и спокойного решения проблемы.
2)Второе требование касается оценки деятельности ребенка.
3)Системное использование: проекты предлагаются в течение всего года и представляют собой порядочную последовательность разнообразных по форме и содержанию, постепенно усложняющихся заданий.
Вся работа над проектом строится на следующих принципах:
•принцип интеграции позволяет знакомить детей с разными областями знаний, тесно связанных между собой.
•принцип деятельности и интерактивности предоставляет ребенку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу.
•принцип научности подразумевает, что все сведения должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне.
•принцип природосообразности позволяет учитывать психофизиологические особенности детей каждого возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка;
•принцип партнерства связан тесно с реализацией прав ребенка, обеспечивает тесное сотрудничество взрослых и детей.
Работа с педагогами
Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.
Педагог, организующий проектную деятельность должен:
- подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие сформировать навыки и развивать инициативу дошкольников;
- постоянно пополнять свои знания по тематике проектов;
- обеспечить базу для выполнения проекта (демонстрационные, справочные и наглядные средства, специальные инструменты, материалы и т. п.);
- создавать положительный эмоциональный фон при выполнении проекта (дизайн, музыка и т. п.);
- осуществлять в основном консультирование детей;
- подсказывать в ходе работы над проектом лишь общее направление и главные ориентиры маршрутов поиска решения проблемы и т. п.
На какие бы рекомендации не опирался педагог при проектировании, ему важно помнить, что именно он организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, но при этом – партнер, и помощник ребенка в его саморазвитии.
Преимущества проектной деятельности
- является одним из методов развивающего обучения;
- повышает качество образовательного процесса;
- служит развитию креативности;
- способствует повышению компетентности педагогов.
Диагностический опрос, проведенный в МБДОУ № 74, в котором участвовало 20 педагогов, показал незнание педагогов проектной методики и полное отсутствие умения по ней работать. Определилась проблема: низкий уровень проектной культуры, проявляющийся в неумении педагогов ДОУ работать по методу проектов.
Для решения данной проблемы был организована методическая работа с целью: обучения педагогов ДОУ проектной деятельности.
Задачи:
• Проведение диагностического анализа уровня развития проектной деятельности в ДОУ.
• Подготовка методических рекомендаций по теме проекта.
• Разработка системы обучения педагогических кадров.
• Внедрение в педагогический процесс технологии проекта.
• Стимулирование развития интеллектуальной и творческой инициативы воспитателей.
• Проведение презентации проектов.
1 этап: Диагностический.
• Изучение уровня саморазвития педагогов
• Определение уровня активности воспитателя в работе
• Диагностика умений педагогического проектирования
• Анкета экспертной оценки (самооценки) качеств личности проектировщика
• Анкета «Проектная деятельность в ДОУ»
Диагностическое обследование проводилось на начальном этапе работы. Это позволило грамотно спланировать работу.
2 этап: Технологический
На основании диагностических данных и запросов педагогов проводится организационная, методическая и консультационно - обучающая работа
3 этап. Итоговая диагностика.
Цель: Выявить готовность педагогов к проектной деятельности
4 этап: Информационный.
Презентация проекта методической службы: «Проектная деятельность в ДОУ». Предоставление информации в СМИ, сети интернет
Результативность педагогов
На начальном этапе организации работы было проведено анкетирование, в котором участвовало 20 педагогов.
• 12 педагогов/ 60% – занимают позицию активного саморазвития; 4 педагога/20% – отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие зависит от различных условий; 4 педагога/20% – остановившееся саморазвитие.
•14 педагогов/ 70%- преимущественно работает инициативно с полной отдачей физических и душевных сил. Часто проявляет инициативу, отдает много сил работе.
•12 педагогов /60% знакомы с методом проектов, его историей и концептуальными основами, но не используют его в своей работе. 18 педагогов / 90% готовы использовать метод проектов в своей работе,2 человека / 10% воздержались от ответа. 18 педагогам / 90% требуется помощь по организации проектной деятельности. Все педагоги отметили, что проектный метод показатель высокого профессионального мастерства. Большая часть педагогов отметили, что их профессиональное мастерство позволяет разрабатывать проект с помощью старшего воспитателя, разрабатывать и реализовывать проект самостоятельно могут единицы. Все педагоги заинтересованы в разработке проекта
•10-11 педагогов /50-55% знакомы с деятельностью педагогического проектирования, с этапами проектной деятельности, хотите ли бы узнать теоретические основы педагогического проектирования и проектировать без затруднений
•10 педагогов /50% имеют высокий уровень качеств личности проектировщика; 9 педагогов/45% - средний уровень, 1 педагог/5%- низкий уровень.
Вывод: в ДОУ сложился неплохой кадровый потенциал для организации работы методом проектов. Но необходимо совершенствовать теоретическую и практическую подготовку кадров.
По результатам работы провели анкетирование педагогов с целью выявления их уровня владения проектным методом.
• 20 педагогов /100% знакомы с методом проектов, его историей и концептуальными основами, 15 педагогов /75% активно используют его в своей работе. 4 педагогам / 20% требуется помощь по организации проектной деятельности. 12 педагогов /60% отметили, что их профессиональное мастерство позволяет разрабатывать проект самостоятельно. Все педагоги заинтересованы в разработке проекта.
• 20 педагогов /100% знакомы с деятельностью педагогического проектирования, с этапами проектной деятельности, знают теоретические основы педагогического проектирования.
Повысилась способность педагога к профессиональному развитию на основе проектирования собственной стратегии своего профессионального роста, умение работать в творческом режиме, интегрируя свою деятельность с деятельностью коллег в рамках избранной темы. Педагоги научились выбирать эффективные формы обобщения и презентации опыта своей работы. Все это способствует переходу на более высокую ступень профессионального мастерства
Вывод: анализ результатов данной работы позволяет сделать вывод о том, что проектные мероприятия способствовали:
повышению уровня профессионального мастерства педагогов на основе проектирования педагогической деятельности;
совместному переходу педагогов и старшего воспитателя на более высокую профессиональную ступень
Работа с родителями
Современный родитель заинтересован в том, чтобы его ребенок – будущий первоклассник легко адаптировался к школьному обучению, чтобы свободно общался со сверстниками, учителями, умел самостоятельно находить пути предотвращения конфликта. Волнует родителей и то, насколько развита его познавательная активность, творчество, самостоятелен ли он в организации своей деятельности.
Каждый воспитатель, занимающий активную педагогическую позицию, старается вызвать интерес родителей к познанию самих себя и детей. Но зачастую родители недостаточно охотно откликаются выйти на уровень совместной проектной деятельности с ребенком, на встречи с педагогами. Выход из этого положения видится в изменении форм и методов сотрудничества с ними, в стремлении «перестроить» родителей из пассивных наблюдателей в активных участников педагогического процесса.
Удачной находкой являются интерактивные формы взаимодействия с родителями через проектную деятельность. В ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях:
• консультант;
• отслеживает выполнение плана;
• решает оперативные вопросы;
• помогает в подборе материала;
• помогает в предварительной оценке проекта;
• участвует в подготовке презентации.
Для планирования работы с родителями по развитию познавательной и творческой активности дошкольников в процессе проектной деятельности было необходимо провести анкетирование родителей с целью выяснения их компетенций в данном вопросе. По результатам анализа анкет видно, что родители знают о значении способах развития познавательно и творческой активности дошкольников (58%); слышали о проектной деятельности дошкольников и считают ее нужной и полезной (15%), хотят получить подробную информацию по теме (91%, окажут помощь детям (87%).
Вывод: Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей, а это для ребёнка значит гораздо больше, чем беседы и нравоучения. Вырастает авторитет родителей в глазах ребенка. У родителей повышается компетентность в вопросах детского проектирования – они активно участвует в образовательном процессе ДОУ; повысились знания о возрастных закономерностях развития дошкольника и умения формировать познавательную активность в условиях семьи.