Получи документы

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора

Cветлана Ивкова
Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора

На практике, мы часто сталкиваемся с тем, что дети затрудняются в составлении и произнесении сложных предложений. Высказывания детей отличаются отсутствием чёткости, последовательности изложения, отрывочностью. Труднее всего даются детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания.

Именно поэтому, мы считаем, что развитие речи у детей дошкольного возраста является актуальной задачей.

Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора» размещена в разделах

И в связи с этим, в своей работе мы выбрали такое направление, как широкое использование малых форм фольклора с целью развития речи детей. Организуя деятельность детей, мы уделяем большое внимание созданию оптимальных условий, способствующих формированию речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.

Какие же это условия? Мы выделили следующие условия и постоянно работаем в этих направлениях:

1. Создание предметно-пространственной среды.

2. Обогащение методического обеспечения процесса.

3. Фольклоризация образовательных областей.

4. Взаимосвязь с другими специалистами.

5. Работа с родителями.

Создавая предметно-пространственную среду мы организовали уголок речевого развития, который наполнили новыми дидактическими играми. Пополнили библиотеку новой литературой: русскими народными сказками, пословицами, поговорками, потешками, загадками и т. д. Совместно с детьми и родителями создали театрализованную зону: костюмерную, гримерную, декорации, различные виды театров.

Обогащая методическое обеспечение процесса мы постоянно пополняем картотеку потешек, попевок, скороговорок, загадок. Нами создана «Волшебная книга сказок», в которой содержатся иллюстрации к русским народным сказкам. В группе имеется подборка игр на развитие речевого дыхания и дидактических игр по развитию речи. Мы также систематизировали материал с дыхательной, пальчиковой, артикуляционной гимнастикой, разработали конспекты развлечений, инсценировок с использованием фольклора. Регулярно приобретаем методическую литературу, описывающую современные подходы к речевому развитию детей.

Считаем, что необходимо уделять большое внимание фольклоризации всех образовательных областей. Поэтому, формы малого фольклора мы привносим в социально-коммуникативное, в познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие ребенка. Например, в познавательной области мы решаем речевые задачи, задачи обогащения словаря. В процессе этой работы мы обращаем внимание детей на жанровые и языковые особенности, знакомим их с пословицами, поговорками, прибаутками о русском быте и гостеприимстве, знакомим с народной куклой, изучаем семейные обычаи на Руси, учимся загадывать и разгадывать загадки, поем частушки, рассказываем небылицы.

Какие же малые формы фольклора мы используем :

- потешки, попевки, поговорки, частушки;

- скороговорки;

- сказки, небылицы, прибаутки;

- загадки;

- считалки, заклички.

Все дети чутко откликаются на потешки и попевки. Прислушиваясь к словам потешки, к их ритму, музыкальности, дети притопывают, приплясывают, двигаются в такт произносимому тексту. Наши дети очень любят играть в дидактическую игру «Узнай потешку», в которой по содержанию картинки нужно вспомнить произведение.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Мы приучаем детей слышать, понимать, запоминать и использовать в речи пословицы и поговорки, активизируем в речи такие выражения как «водить за нос», «дать волю рукам», «нос повесить», «зарубить на носу» и стараемся, чтобы дети поняли, что пословицы и поговорки это неделимая единица, которая дает определенный смысл.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Нами была проведена работа по развитию у детей навыков речи-доказательства и речи-описания посредствам загадки. Чтобы вызвать у детей потребность в доказательстве, мы при отгадывании загадок ставили перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадки, но и обязательно доказать, что отгадка правильна.

Ценным материалом для развития художественного восприятия, являются увлекательные русские сказки. Мы вместе с детьми инсценировали спектакли по мотивам русских народных сказок, русские народные потешки, а также спектакли собственного сочинения. Ребята с удовольствием принимают участия в таком занимательном творческом процессе. Для постановки спектаклей широко использовали декорации, костюмы собственного изготовления, различные виды театров. Показывали спектакли детям младших групп.

Осуществляя работу по использованию малых форм фольклора с целью развития речи детей, мы считаем важным для себя объединение и тесное сотрудничество с различными специалистами детского сада: музыкальным руководителем, логопедом, инструктором по физической культуре. Так, совместно с музыкальным руководителем, мы организовываем календарно-обрядовые праздники: «Колядки», «Масленица».

Проблему развития речи средствами малых форм фольклора мы решали в тесной связи с родителями: сочиняли сказки, делали рисунки к потешкам и скороговоркам, составляли родословные семьи, готовили выставку фотографий. Родители принимали активное участие в праздниках и развлечениях, а также в родительских собраниях. Для родителей были подготовлены консультации, папки-передвижки. Совместно с детьми и родителями работали над проектом «Мама, папа, я – волшебная семья» с целью вызвать гордость за свою семью, помочь лучше узнать свою родословную, воспитывать любовь и уважение к своим предкам. Оформляли в группе выставку фотографий «Семейные увлечения».

Таким образом, опыт нашей работы показывает, что для наиболее успешного развития речи детей необходимо использовать в практике малые формы фольклора, который не только развлекает детей, но и заставляет задуматься, стимулирует развитие творческого мышления, способствует эмоциональному обогащению речи.

Результаты проведённой работы показали, что дети с большим желанием откликаются на предложения использовать элементы фольклора в играх, что способствует развитию эмоциональной связанной речи, оказывая огромное влияние на интеллектуальное развитие детей.

Ивкова С. А.

Помочтова С. Н.

Прикреплённые файлы:

prezentacija_19n7k.pptx | 1519,47 Кб
 
Публикации по теме:

«Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста». Консультация для воспитателей Здравствуйте уважаемые гости моей странички!Предлагаю вашему вниманию небольшое выступление на педагогическом часе для воспитателей старших.

Советы методиста На педагогических советах, я как методист, оставляю за собой право, вести такую страничку, как "Советы методиста" и на педагогическом совете.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
Опубликовано: 2 августа 2014 в 19:33
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД