Татьяна Марусич
Развитие речи детей с ОНР в дидактических играх
▼ Скачать + Заказать документы
Чему учить в дидактических играх.
Особое место в педагогическом процессе в группах для детей с ОНР занимают дидактические игры. Они имеют большое познавательное значение, так как расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия и т. д.
Публикация «Развитие речи детей с ОНР в дидактических играх» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Любая дидактическая игра развивает внимание, в том числе к речи, наблюдательность, память, сообразительность.
В начале 1 года обучения целесообразно проводить дид/игры на различение (а затем и называние цвета) (красный, синий, желтый, зеленый, формы и величины предметов; на формирование числовых представлений (много, мало, больше, меньше); на различение неречевых звуков.
В ходе дид/игр логопед развивает речевую активность детей, поощряет правильные ответы на поставленные ответы, воспитывает выдержку.
Дид/игры логопедом проводятся со всей группой (вместо фронтального занятия, с подгруппой и индивидуально. В таких дид/играх, как «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «Покормим куклу обедом», участвуют все дети. В ходе этих игр дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их общему и речевому развитию; потом дети переносят навыки, приобретенные в дид/игре, в сюжетно-ролевую игру с куклой.
Дидактические игры «Узнай, кто говорит», «Угадай, что в мешочке», «Угадай, что я делаю», «Назови предметы…. Цвета», «Скажи, что звучит», «Как кукушка кричит», «Как звенит колокольчик», «Угадай и скажи, кто как кричит» направлены на развитие фонематического слуха, уточнение знаний детей о цвете и форме, тренировку в звукоподражании и т. д.
С дид/игрушками дети могут играть индивидуально и коллективно.
Усвоив на занятиях определенную последовательность действий, они должны затем самостоятельно в свободное от занятий время складывать пирамидку, собирать матрешку, подбирать грибочки по цвету.
Для детей с ОНР большое значение имеют игры, требующие координации и точности движений пальцев рук. Это нанизывание бус, забивание колышков, игры с мозаикой, игры с пальчиками. В такие игры играют обычно 2-3 ребенка.
Полезно обучать детей играть в лото и разрезные картинки, в этих играх также участвуют несколько детей.
Большинство дид/игр логопед проводит со всей подгруппой в форме занятия. Например, после ознакомления с игрушечной мебелью и игрушечными постельными принадлежностями можно организовать игру «Купание куклы» (младшая группа).
Цели данного занятия:
-ознакомление детей со словами и словосочетаниями (или уточнить их значение) : купать, раздеть, снять (платье, намылить, вымыть, вытереть (живот, голову, спину);
-обучение детей предметным действиям, выполнению их в определенной последовательности;
-активизирование имеющегося словаря;
-привлечение внимания к речи логопеда.
Методические приемы:
- сопровождение всех действий с куклой речью взрослого;
- многократное употребление новых слов и словосочетаний в различных грамматических формах и синтаксических связях;
- варианты построения предложений;
- вопросы к детям.
Подобные занятия следует строить таким образом, чтобы они содержали образцы речевого поведения, способствовали формированию внимания к речи, а также актуализировали имеющиеся у детей речевые средства. Важно на первых занятиях создавать такие условия, чтобы дети высказывались по собственному желанию, по своей инициативе, увлекаемые интересной игрушкой. Вначале это будут различные эмоциональные возгласы детей, звукоподражание, а затем отдельные слова, словосочетания и т. д.
Дид/игры должны быть направлены на овладение предметными действиями.