Татьяна Мальцева
«Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через те-атрализованную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через те-атрализованную деятельность
Введение
Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя ис-тория народа.
Эти поучительные истории учат добру, прощению, терпимости, по-ниманию того, что хорошо, что плохо. Стимулируют концентрацию внимания, развивают положительные качества, поощряют к раз-мышлению, побуждают к вопросам, поиску ответов. Именно сказки знакомят ребёнка с литературой, прививают ему любовь к чтению.
Публикация «„Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через те-атрализованную деятельность“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Воспитание детей через сказку неоспоримо, ведь она несёт огромный запас знаний пережитых поколений.
Вид проекта:
Познавательно - творческий, групповой.
Участники: воспитатели, дети средней группы, родители.
Продолжительность — 1 месяц с 19.02.2019 по 19.03.2019.
Развивающие технологии — ИКТ, здоровьесберегающие технологии, технологии проектной деятельности, игровые технологии.
Авторы-разработчики: воспитатели Мальцева Т. Ю. Суханова О. А.
Проблема
Несомненная значимость для данной проблемы, для освоения детьми до-школьного возраста речевой культуры и развития умений речевого само-выражения, развития словарного запаса дошкольников обусловило выбор темы проекта «По дорогам сказок».
Развитие связной последовательной речи детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Цель:
Формирование, совершенствование и развитие связной последовательной речи детей среднего дошкольного возраста через театрализованную дея-тельность.
Задачи:
Образовательные: совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи детей средней группы; закреплять умение логично и связно излагать мысли; совершенствовать и расширять игровые замыслы и уме-ния детей; формировать умение свободно чувствовать себя в роли.
Развивающие : развивать речь детей как средство общения; интонацион-ный строй речи детей; умение выражать эмоции, распределять роли, дого-вариваться о последовательности совместных действий.
Воспитательные: воспитывать артистические качества, раскрывать твор-ческие способности детей, вовлекая в различные театрализованные пред-ставления; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Актуальность:
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного воз-раста является развитие речи, речевого общения. Владение родным язы-ком – это не только умение правильно произносить предложение. В фор-мировании связной речи детей дошкольного возраста отчётливо вступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышле-ния, восприятия, наблюдательности. Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте. Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что спо-собствует развитию фантазии. Вместе с тем, время от времени жизнь этих внутренних образов должна обогащаться за счёт образов внешних. Имен-но эту важную функцию выполняет в детском саду театр.
Гипотеза
Процесс развития диалогической и монологической формы речи детей средней группы будет протекать наиболее успешно, если в определенной системе использовать сказки в не только в театрализованной деятельности, но и в различных видах деятельности.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе
Воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продук-тивную деятельность, консультирование родителей;
Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности;
Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют по-лученные детьми знания на практике
Предполагаемый результат проекта:
Последовательность и связность речи (пересказ сказки, выразитель-ность и эмоциональность речи при драматизации);
Обогатится игровой, коммуникативный, эмоциональный опыт до-школьников, расширится их кругозор, повысится познавательный интерес;
Повысится темп развития речи, общительности за счёт включения детей в творческую деятельность, расширится творческий потенциал детей;
Обогащение активного словаря, рассказывание сказок с помощью различных театров;
У родителей сформируются представления о создании игровой сре-ды для полноценного творческого развития ребёнка;
Участие малоактивных детей в процессе театрализованных игр.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап;
Определение темы проекта;
Формулировка цели и определение задач;
Подбор материалов по теме проекта.
Первый этап
Подборка книг в книжный уголок, пополнение книжного уголка в соответствии с возрастом;
Пополнение театрального уголка;
Подбор иллюстраций к сказкам и викторине;
Подбор стихотворений, потешек для заучивания, загадок;
Подбор подвижных игр;
Подготовка атрибутов для игровых занятий.
Работа с родителями
Консультация для родителей «Книга в жизни ребёнка», «Сказки в воспитании и развитии ребёнка»;
Изготовление театра по сказке «Три поросёнка»;
Разучивание слов к сказке;
Изготовление костюмов (шапочек для сказки - драматизации);
Изготовление с детьми рисунков и поделок по теме «По дороге ска-зок»;
Второй этап
Чтение художественной литературы – сказка «Зимовье зверей», чте-ние сказки Ушинского «Четыре желания»;
Дидактическая игра на количество и счёт по сказке «Репка»;
Подвижная игра на формирование пространственно-временных представлений «Обезьянки»;
Подвижная игра «Лиса в курятнике», «Бездомный заяц», «Зайка се-рый умывается»;
Сюжетно-ролевая игра «Колобок идёт в гости», «Чаепитие в терем-ке»;
Театрализованные, режиссёрские игры – драматизация «Волк и се-меро козлят», «Теремок»;
Конструирование.
Третий этап
Рассказывание детьми сказок с использованием различных видов те-атров;
Рассказывание сказок по иллюстрациям;
Выставка рисунков и поделок;
Викторина «Путешествие по сказкам».
Драматизация сказки на новый лад «Заюшкина избушка»
Продукт проектной деятельности :
Выставка рисунков по теме «По дороге сказок»;
Выставка поделок по теме «По дороге сказок»;
Атрибуты к театрализованным постановкам и играм;
Театрализованная постановка «Заюшкина избушка»
Викторина «Путешествие по сказкам»;
Афиша к театрализованной постановке «Заюшкина избушка»;
Театр по сказке «Три поросёнка»;
Костюмы (шапочки для сказки - драматизации).
Вывод
Использование сказок оказывает неоценимую помощь в работе с детьми дошкольного возраста, соответствует их возрастным особенностям, спо-собствует развитию познавательной сферы, творческого потенциала, и яв-ляется незаменимым средством развития диалогической и монологической формы речи детей. В процессе использования различных видов деятельно-сти, разнообразных дидактических и сюжетно-ролевых игр, наглядного материала у детей сформировалась связная последовательная речь, куль-тура общения и нравственное поведение.
В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно ре-шены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта. Проделанная работа достигла своей цели, у детей обогатился активный словарь, умение драматизировать сказку.
Литература
1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой;
2. Журнал «Воспитатель ДОУ» - Театрализованная деятельность в дет-ском саду : Игры, упражнения, сценарий. 2-е издание, перераб. Е. А. Антипина, 2009г.
3. Театрализованные игры дошкольников : кн. Для воспитателей дет. сада Л. В. Артемова;
4. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дет. садов М. Д. Маханева.