Ирина Шемелина
Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить родителей, с особенностями развития речи у детей 4-5 лет, рассказать о том, как помочь своему ребенку преодолеть проблемы связанные с развитием речи, обратить внимание на правильность произношения слов, предложений.
Задачи:
- Разъяснить важность развития мелкой моторики для развития речи, речи с движением.
Публикация «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» размещена в разделах
Оборудование: шарики, готовые детали из бумаги, атрибуты для героев сказки «Колобок», ежик (сделанный из пластиковой бутылки).
Звучит музыка
Ведущий: Добрый вечер!
Мы благодарны вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываем на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Предлагаем вам объединиться группами, и дать название своим группам.
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям.
Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способности общаться.
Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.
Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития. Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания.
Основными задачами развития речи являются:
1. Воспитание звуковой культуры речи.
2. Словарная работа.
3. Формирование грамматического строя речи.
4. Обучение рассказыванию – связная речь.
Сейчас мы предложим вам несколько вопросов, на которые вы должны ответить.
Задание 1 группе:
-Скажите, пожалуйста, какие вопросы задают Вам дети?
(высказывание родителей)
Ответ: Потребность задавать вопросы возникает у детей при встречи с чем-то неизвестным, при попытке понять это неизвестное, при осмыслении нового. Причём вопросы взрослого должны побуждать ребёнка к полным ответам.
Задание 2 группе:
А когда дошкольник не задаёт взрослому вопросов, это хорошо или плохо? В чём причина?
(Высказывания родителей)
ответ: Отсутствие необходимых знаний.
Нет устойчивого интереса к чему-либо.
Раньше ребёнок обращался к взрослому с вопросами, но встретился с раздражением взрослого, получил отказ.
Задание для 3 группы:
-Если ребёнок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли это для его развития?
(Высказывания родителей)
ответ: Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создаёт предпосылки к успешному овладению письмом.
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни и в процессе наблюдений.
В зал приглашаются дети и усаживаются напротив родителей.
1. Игра на формирование грамматического строя речи:
«Один – много»
Цель: упражнять детей в образовании форм множественного числа существительных в родительном падеже.
Детям раздаются картинки с предметами во множественном числе. «Я буду показывать картинки, а тот, у кого такие же предметы, должен сказать об этом со словом «много» например: У меня кукла. А у тебя? Ребенок: У меня много кукол.
2. Речь с движением:
Цель: передать тот или иной образ в выразительном исполнении.
Наша лавка широка (разводят руки и показывают какая широкая)
Наша печка высока (показывают какая высокая)
Сядь на лавку, смотри в печь (садятся и прикладывают руку ко лбу, смотрят)
Будет жучка пышки печь (показывают,как пекут)
Будем мы кисель варить (пальцем водят по кругу)
Бабка сказки говорить. Вот так! (приложили руки к щекам)
3. Игры на развитие словаря:
«Накорми ежика»
Цель: закрепить название овощей и фруктов.
На столе стоит ежик (сделанный своими руками из пластиковой бутылки и обшитый мехом) и тарелка с фасолью. Пробку открываем и начинаем кормить. Ребенку дается задание, покормить ежика овощами, фруктами.
Например: ребенок берет фасоль и говорит: «Я покормлю ежика капустой» и т. д.
Практическое задание для родителей и детей:
Сейчас предлагаем мамам вместе с детьми оживить героев сказки «колобок». На столах лежат готовые детали для образов (глаза, нос, рот, уши, атрибуты. Вам предлагается выбрать нужное,и наклеить их на шарики, чтобы получились похожие герои.
А теперь давайте вместе с детьми обыграем наших героев и покажем сказку «колобок»
Ведущий: А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете, начинать нужно со слов:
-Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (родители передают игрушку и высказывают свои мнения)
Ведущий: Мы в свою очередь хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным. Всего вам доброго!