МААМ-картинки

Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности

Ирина Хантимерова
Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности

Актуальность. Речь – чудесный дар природы. Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Публикация «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах

Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками определяется как важнейший целевой ориентир. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, дошкольнику необходимо овладеть коммуникативными навыками.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Работая в детском саду и наблюдая за самостоятельной деятельностью детей, в ходе индивидуальных бесед я заметила, что у них бедный запас слов, дети не могут выразить полностью свою мысль, у них слабо развито творческое воображение, связная речь, выразительность речи, отсутствуют коммуникативные навыки.

Именно поэтому я стала искать такие методы и приемы, которые вызывали бы интерес у детей и способствовали развитию речи. К. Д. Ушинский, подчеркивал, что важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Я пришла к выводу, что наиболее продуктивным видом деятельности для коммуникативного развития является театрализация. Это вид деятельности, где игра, воспитание и обучение неразрывно связаны. Театр позволяет строить взаимодействие и общение его участников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции. Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременному достижению этих целей. Именно поэтому у меня возникла идея создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. При этом решать комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях в соответствии с ФГОС ДО:

• социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

• физическое развитие;

• речевое развитие.

Это такие задачи речевого развития как :

• Обогащать и активизировать словарь детей.

Развивать грамматический строй речи, предоставлять возможность активного экспериментирования со словами.

• Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

Развивать интонационную выразительность речи.

• Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами, игрушками.

• Воспитывать эмоционально-положительное отношение к сверстникам, уверенность в себе.

Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

При организации театрализованной деятельности я пользуюсь общими методами руководства театрализованной игрой : прямыми способами действия (воспитатель сам показывает способы действия) и косвенными приемами (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию).

В организации театрализованных игр я широко использую практические методы обучения: игра, метод игровой импровизации, упражнения, метод действенного анализа (этюдная методика, инсценировки и драматизация).

Из словесных методов применяю: рассказ, чтение, рассказы и пересказ детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества.

Особое внимание уделяю творческим приё мам:

• знаковая система обучения (схемы, алгоритмы, мнемотаблицы);

• моделирование;

• ситуация «проживания»;

противоречий и доказательств;

• ассоциаций;

• просмотр видеофильмов;

• слушание аудиозаписи;

• словесное рисование;

• проектов;

• коллаж из сказок

• музыкотерапии

Я заметила, что при таком подходе процесс воспитания получается естественным. Интерес ребят усиливается, когда в сценках принимают участие посторонние люди (воспитатели, родители и дети других групп).

Опыт показывает, что театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации непосредственно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость также позволяет каждому ребенку проявить собственную активность, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности, раскрепостить движения. Полученный при этом опыт они могут применить в любом другом виде деятельности, будь то домашний спектакль или любое другое мероприятие.

В своей педагогической деятельности я применяю для развития речи детей разнообразные виды театра.

Пальчиковый театр :

• способствует развитию речи, внимания, памяти;

• формирует пространственные представления;

развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;

• повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.

• стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития.

Настольный театр :

• помогает учить детей координировать движения рук и глаз;

• сопровождать движения пальцев речью;

• побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Театр картинок и фланелеграф:

развивают творческие способности;

• содействуют эстетическому воспитанию;

развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Вязаный театр :

развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию;

• формирует творческие способности, артистизм;

• обогащает пассивный и активный словарь.

Театр на перчатке :

оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами;

• помогает справиться с переживаниями, страхами;

• перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.

Театр кукол Би-ба-бо :

посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.

Игра-драматизация. Самый «разговорный» вид театрализованной деятельности. Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра-драматизация. Она обеспечивает:

целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов;

• способствует самопознанию и самовыражению личности;

• создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

В процессе организации театрализованной деятельности я четко соблюдаю требования к организации театрализованных игр :

• Содержательность и разнообразие тематики.

• Соответствие содержания возрасту и опыту детей.

• Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр

• Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса.

• Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.

• Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Опыт показывает, что театрализованная деятельность способствует выработке привычки к выразительной публичной речи, которую можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлению перед аудиторией. Здесь большую роль играют показы отрывков из сказок, где присутствуют любимые сказочные персонажи, а так же выступления перед большой аудиторией. Для развития выразительности речи детей в своей работе использую артикуляционную гимнастику, дыхательную гимнастику, звукоподражание голосам птиц, животных. Это служит хорошим тренингом для развития речевого аппарата, мышц лица, а самое главное, - дети любят эти упражнения, что способствует положительному эмоциональному настрою на занятия. Также важно включать фольклор: скороговорки, загадки, потешки, дразнилки, заклички, что также способствует развитию эмоциональной сферы, речевому развитию в целом. Для развития диапазона голоса, эмоциональности и ритма можно использовать игровые упражнения В. В. Емельянова. Для развития памяти, воображения, фантазирования можно использовать этюды М. Чистяковой, пальчиковые игры, пальчиковый театр, обыгрывание стихов. Для развития сценической речи при работе над постановками можно использовать речевые этюды Н. Ф. Сорокиной.

Работу по развитию речи дошкольников средствами театрализованной деятельности провожу в тесном сотрудничестве с родителями. Используя различные формы работы:

• Тестирование и опросы

• Консультации, фото-отчеты

• Создание предметно – развивающей среды (костюмы, декорации, атрибуты)

• Участие в совместных театральных постановках

Широко использую наглядную информацию для родителей, провожу родительские собрания с участием учителя-логопеда, чтобы убедить их в необходимости развивать коммуникативные навыки детей с раннего возраста.

Работая над темой «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности», я вижу, что театрализованная деятельность способствует развитию творческой, гармоничной личности, восприятия, эмоциональной сферы ребенка и, что важно, речевого развития. Ведь театрализованная игра :

• Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса;

• Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства (динамику, темп, интонацию и др.);

• Совершенствуется артикуляционный аппарат;

• Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что театрализация – не просто развлечение, но и отличное средство для развития уникальной, неповторимой личности ребенка, его речи и творческого потенциала.

Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Закончить нашу встречу хочется замечательными словами Б. М. Теплова: «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие детей…”

Публикации по теме:

Презентация «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрализованной деятельности» «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрализованной деятельности». «Театр – это волшебный край, в котором.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами театрализованной деятельности: театр оригами «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают.

Консультация для родителей «Развитие речи детей средствами театрализованной деятельности в детском саду» Консультация для родителей: «Развитие речи детей через театрализованную деятельность в детском саду» Театральная деятельность – это самый.

Отчет по самообразованию «Развитие речи средствами театрализованной деятельности» Отчет по теме самообразования «Развитие речи детей через театрализованную деятельность» Подготовила: Ларичева Н. С. Актуальность выбранной.

Педагогический совет «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Педагогический совет «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Дата проведения: 18 апреля 2019.

«Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». Педсовет Педагогический совет – деловая игра «Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Слайд 1. Форма.

Развитие интонационной выразительности речи средствами театрализованной деятельности Работая с детьми дошкольного возраста, понимаешь, какая ответственность ложится на тебя. Ведь именно в этот период времени формируются и.

Развитие речи и эмоциональное развитие детей с ОВЗ средствами театрализованной деятельности Развитие речи и эмоциональное развитие детей с ОВЗ средствами театрализованной деятельности «Воспитав человека интеллектуально, не воспитав.

Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности в соответствии ФГОС ДОРазвитие творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности в соответствии ФГОС ДО «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!» Гармоничное формирование личности ребёнка невозможно.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи дошкольников Развитие речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности
Опубликовано: 19 ноября 2019 в 11:39
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД