МААМ-картинки

Развитие речи на музыкальных занятиях в ДОУ

Наталья Холмогорова
Развитие речи на музыкальных занятиях в ДОУ

Музыка для ребёнка – это мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков и шумов. От степени сформированности речевых умений в детском возрасте во многом зависит уровень общей подготовленности ребёнка к школьному обучению.

Все мы, педагоги – дошкольники знаем, что основная задача музыкального воспитания в детском саду - это воспитание любви и интереса к музыке у детей. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха. Основополагающим принципом проведения музыкальных занятий является взаимосвязь музыки, речи и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом.

Публикация «Развитие речи на музыкальных занятиях в ДОУ» размещена в разделах

Музыкальная и разговорная речь имеют определённые черты сходства:

• и речь, и музыка являются средствами общения между людьми;

• и речь, и музыка имеют определённое содержание (образ);

• как речь без всякого содержания не есть речь, так и музыка, лишённая содержания, не есть музыка.

Музыка и речь неразделимы. Знакомя детей с песнями, играми, музыкальными сценками, во время бесед о музыке и композиторах, при подготовке к утренникам, досугам, развлечениям, при разучивании текстов мы постоянно работаем над:

• развитием речевого аппарата (артикуляция, дикция, дыхание);

• развитием динамической стороны речи (темп, ритм, интонация, сила голоса);

• развитием словаря детей;

• обучением выразительному исполнению текстов песен и музыкальных игр;

• формированием диалогической речи;

• воспитанием культуры речевого общения;

• развитием психических процессов (память, внимание, мышление, воображение).

Музыкальные занятия всегда были интегрированными по своей сути: восприятие музыки, исполнительство (песенное, музыкально-ритмическое, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-образовательная деятельность (музыкальная грамота, творчество во всех видах музыкальной деятельности. И, вне всякого сомнения, каждый из этих видов развивает речь детей. А такие понятия как темп, ритм, тембр, динамика присущи как речи, так и музыке.

Восприятие музыки:

Восприятие музыки является одним из видов музыкальной деятельности. На музыкальных занятиях дети учатся слушать музыку и у них формируются элементарные навыки слуховой культуры: умение, не отвлекаясь, дослушивать музыку, понимать общий характер и настроение музыкального произведения, при прослушивании музыки у дошкольников обогащается эмоциональная сфера, расширяется кругозор, словарный запас, что влияет на развитие речи.

Исполнительство:

(песенное, музыкально-ритмическое, игра на детских музыкальных инструментах)

песенное исполнительство:

Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности. Дошкольники любят петь, делают это охотно, с удовольствием. Развитие музыкального слуха и певческого голоса требует чистоты интонации, что также способствует формированию интонационной выразительности речи.

На музыкальных занятиях при разучивании песен с детьми

встречаются следующие проблемы:

• дети не поют, а говорят;

• не справляются с произношением, пропеванием какого-либо звука;

• плохо запоминают тексты песен, их названия;

• затрудняются в передаче ритмического рисунка мелодии;

• неправильно берут дыхание во время пения.

На занятиях при разучивании новых песен фиксируем особое внимание на моментах, которые требуют той или иной отработки.

В работе над дыханием стараемся сформировать представление о правильном вдохе и выдохе, для этого используем игры:

«Понюхай цветочек», «Подуй на ладошки», «Вдохни через носик» и. д.

В работе над дикцией проговариваем текст не в слух, а только губами, или очень тихо, начиная с медленного темпа, но постепенно ускоряясь. Это упражнение позволяет детям следить за правильностью положения губ и точнее воспроизводить текст песни.

При постановке певческого голоса дошкольника, решаются следующие речевые задачи:

совершенствование голосового аппарата при пении, одновременно совершенствует и речь дошкольника;

культура выразительного исполнения песни, формирует не только музыкальную, но и речевую выразительность;

формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;

развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.

музыкально-ритмическое исполнительство:

К музыкально – ритмическим движениям относятся: музыкально-ритмические упражнения, парные танцы, сюжетные, национальные, характерные, хороводы с пением и музыкальные игры. Сочетание речи и движения под музыку является очень важным компонентам на пути развития двигательных и речевых навыков детей.

На музыкальных занятиях при разучивании тех или иных музыкально-ритмических движений, мы подбираем репертуар, который понятен и доступен детям. При выборе танцев и хороводов мы стараемся, чтобы дети чувствовали не только общий характер музыки, но и средства музыкальной выразительности: ритм, мелодию, фразировку, динамику в музыке, большое внимание уделяем текстам хороводов. Особенно любимы детьми русские народные подвижные игры «Золотые ворота», «Плетень», «Заря – Заряница», «Гори ясно» и др., а так же авторские музыкальные игры «Хитрый кот», «Пёс Барбос и птички», «С колокольчиком хожу», «Игра с козликом». Все эти игры развивают в ребёнке творческую фантазию, двигательную активность, а использование речевого материала способствует развитию речи дошкольников.

игра на детских музыкальных инструментах:

При разучивании пьес мы часто используем прохлопывание и проговаривание ритмического рисунка мелодии, для того, чтобы детям было легче его воспроизвести на музыкальных инструментах. При этом эффективен приём подтекстовки длительностей. Долгие длительности обозначаются слогом «та», а короткие – «ти».

Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, активизирует у детей работу мозга, способствует развитию речи и помогает дошкольникам подготовить руку к письму.

Музыкально - образовательная деятельность (музыкальная грамота)

Для развития музыкального слуха и голоса, на музыкальных занятиях, мы используем музыкальные дидактические игры, народные попевки, а так же песни - упражнения с игровым содержанием, подобранные педагогами и композиторами: Н. Метловым, В. Карасёвой, Е. Тиличеевой («Лесенка», «Эхо», «Бубенчики» и другие). Всё это способствует развитию у детей специальных музыкальных знаний (форма, характер, темп произведений, жанры в музыке, тембры звучания инструментов и качество музыкального звука: звуковысотность и длительность). Так же эти упражнения помогают развивать артикуляционный аппарат у детей, что способствует правильному звукопроизношению.

Творчество

Детское музыкальное творчество является важным, прежде всего, для самого ребёнка. Оно проявляется во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, в игре на детских музыкальных инструментах. На музыкальных занятиях дети придумывают несложные мелодии, по-своему варьируют знакомые движения в играх и танцах, а игра на детских музыкальных инструментах активизирует детскую фантазию. Каждый из этих видов музыкального творчества даёт наиболее благоприятные возможности для развития правильной речи у дошкольников.

Музыкально - театрализованная деятельность

Музыкально – театрализованная деятельность способствует усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Театрализованная деятельность – это не просто игра, но и прекрасное средство для интенсивного развития речи, обогащения словаря, а также развития мышления, воображения, снятия закомплексованности детей, развития внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.

Ежегодно дети нашего детского сада являются участниками конкурса музыкально – театрализованных постановок «Мои первые книжки». Совместно с детьми были подготовлены и показаны спектакли: «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина», «Мешок яблок», «Сказка о глупом мышонке», «Как старик корову продавал» и другие.

Праздники в детском саду

На празднике дети показывают свои достижения, и, кроме этого, праздники являются источником новых впечатлений для ребёнка, стимулом его дальнейшего развития. Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, танец, драматизацию, художественное слово.

Таким образом, музыкальное воспитание, все виды музыкальной деятельности оказывают большую помощь в развитии речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, игр, танцев, песен положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

Публикации по теме:

«Нарисованная музыка» или песочная анимация на музыкальных занятиях в ДОУ«Нарисованная музыка» или песочная анимация на музыкальных занятиях в ДОУ Всем родителям известно, игра в песке — одно из самых любимых занятий детей. В песочнице или на морском побережье, дети увлечены этим.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятияхСохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях» Здоровье ребёнка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения,.

Использование игрушек в технике оригами на музыкальных занятиях с детьми, имеющими ТНРИспользование игрушек в технике оригами на музыкальных занятиях с детьми, имеющими ТНР Использование игрушек в технике «Оригами» на музыкальных занятиях с детьми, имеющими ТНР Картавенко Ирина Александровна, музыкальный руководитель.

Использование коммуникативных игр на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.

Из опыта работы «Использование игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр Развития Ребёнка детский сад «Берёзка» Из опыта работы.

Консультация для педагогов «Использование фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики» Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмикиВсе окружающее нас живет по законам ритма. Смена.

Консультация для родителей «Для чего на музыкальных занятиях нужны чешки» Чешки - это мягкие спортивные детские тапочки для занятий гимнастикой, а вот откуда произошло это название - ответит не всякий. Есть несколько.

Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях. 1. Музыка или шум?Цель: Научить определять происхождение звуков и различать.

Современные игровые технологии на музыкальных занятиях в ДОУ С внедрением ФГОС в образовательный процесс в ДОУ на смену традиционным методам приходят такие методы обучения и воспитания, которые направлены.

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях ДОУ-фотоотчетЗдоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях ДОУ-фотоотчет Использование нетрадиционных методов и приемов результативно для развития дошкольников. Особо остро в настоящее время стоит вопрос о здоровье.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи на музыкальных занятиях в ДОУ
Опубликовано: 13 мая 2021 в 11:57
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД