МААМ-картинки

Развитие ритмического слуха детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности в детском саду

Елена Галочкина
Развитие ритмического слуха детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности в детском саду

Выступление – презентация на тему: «Развитие ритмического слуха детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности в детском саду»

Слайд 1 Здравствуйте! Я, Галочкина Елена Александровна, музыкальный руководитель детского сада № 4 «Колокольчик». Вот уже на протяжении 20 лет учу детей чистому интонированию певческих навыков, воспитываю интерес к музыке и развиваю в них ритмический слух.

Публикация «Развитие ритмического слуха детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности в детском саду» размещена в разделах

Слайд 2 Актуальность

Вы когда-нибудь задумывались о том, что ритм – это не только что-то из мира музыки и танцев? Ритм — это сама наша жизнь. Нормальный сердечный ритм и ритмичное дыхание дают нам возможность радоваться этой жизни и тому, что нас окружает. Но и то, что нас окружает, — тоже ритмично. Развивая чувство ритма у малыша, мы даем ему возможность чувствовать себя более гармонично в этом мире. Ребёнок, находясь в утробе матери, слушает её песни, слышит разговор, стук и ритм сердца. А значит, ещё до рождения малыш живет в определенном ритме. Ритм упорядочивает время и пространство. Человек, если он собьется с ритма, потеряется, ритм помогает выполнять человеку свои функциональные обязанности.

Слайд 3 Что же такое ритм?

В переводе с греческого «ритм» – соразмерность, закономерное чередование тех или иных элементов, к примеру, движений, звуков.

Чувство ритма – это способность чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.

Благодаря ритму мы отличаем марш от вальса, польку от колыбельной. Если чувство ритма несовершенно, у ребенка слаба развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована.

Слайд 4 Значение развития чувства ритма дошкольников:

-способствует общему развитию;

- развивает умственные способностей, психические процессы (мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии,

-развивает мелкую моторику, двигательную реакцию.

Слайд 5 Развивая чувство ритма, я ставлю перед собой следующие задачи:

- учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки;

- развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);

- учить определять музыкальные жанры, виды ритмики (игра, пляска, упражнение, различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка);

- формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям;

- развивать творческие способности.

Слайд 6 Чувства ритма развиваю во всех видах музыкальной деятельности. Упражнения и игры на развитие чувства ритма включаются в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть.

Карл Орф, немецкий композитор и педагог, уделявший ритмическому воспитанию особое внимание, доказал, что развитие чувства ритма происходит через:

Слайд 7

- движение – музицирование со звучащими жестами,

- речь – речевое музицирование(«Прохлопываем слова», «Прохлопываем песенки»)

- музицирование с инструментами. («Играем в эхо», «Изображаем ритм»)

Слайд 8 Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхностях: хлопки, притопы, шлепки, щелчки, использование природных «инструментов» - рук и ног. С их помощью дети, разделившись на группы, импровизируют сопровождение к звучащим песням и стихам. Ребята с воодушевлением включаются в игру, открывая новые способы извлечения звуков на собственном теле, оживляя декламируемые стихи. Некоторые тексты дети постарше придумывают сами.

Слайд 9 Звучащие жесты на следующем этапе «переносим» на инструменты. Если инструментов нет, - их звучание могут заменить простейшие предметы: наполненные крупой коробочки от «киндер-сюрприза», карандаши, рыболовные колокольчики, стаканчик из-под йогурта и т. д.

Слайд 10 Огромными развивающими возможностями обладает музицирование с инструментами. Игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, а также доставляет ребёнку огромное удовольствие, учит слушать партнёра, позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства.

Я использую словесные формы, побуждающие детей к действию:

-«поиграй на своём инструменте, изучи, какие в нём живут звуки» (работа всей группой одновременно);

-«сыграй музыку на инструменте, как ты хочешь» (свободные индивидуальные соло по кругу);

-«будь дирижёром» – ребёнок дирижирует оркестром из 3-4 шумовых инструментов, солирующих по очереди;

-«подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них «музыку дождя», «солнечный свет», «твоё сегодняшнее настроение»;

-«попробуй подобрать инструменты и озвучить стихотворение»;

-«поговори со своим соседом, расскажи ему что-нибудь» – диалоги инструментов;

-«сыграем вместе» – дети по очереди импровизируют на шумовых инструментах на фоне игры на фортепиано.

В процессе важна роль педагога, при том, что ведущая фраза здесь «сыграй, как ТЫ хочешь»,

Слайд 11 Речевое музицирование – важная форма работы с детьми в развитии речи и чувства ритма. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Базой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы. Опора на истинные ценности, прошедшие испытание временем и понятные, близкие в своей основе детям. Материал я стараюсь подбирать так, чтобы ребенок мог соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Здесь важна правильная последовательность: сначала дети выполняют действие «по показу», затем самостоятельно, в нужном ритме, одновременно проговаривая или пропевая в том же ритме слова.

Слайд 12 Работа с воспитателями

Хороших результатов по развитию чувства ритма можно добиться только при совместной работе педагогов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, а воспитатель продолжает эту работу на речевых занятиях, при разучивании стихов к утренникам, и в игровой деятельности детей. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.

Слайд 13 Работа с родителями

Идеальная ситуация, когда с ребенком занимаются комплексным развитием дома, в том числе и ритмическим развитием. Дошкольное учреждение помогает родителям: предлагает беседы, консультации, родители вместе с детьми мастерят инструменты для оркестра, разучивают песни, танцы, играют на инструментах.

Слайд 14 Литература

Представленные разработки будут полезны и воспитателям, и музыкальным руководителям.

Программа Т. Н. Сауко и А. И. Бурениной «Топ, хлоп, малыши» предполагает музыкально-ритмическое развитие детей 2-3 лет.

Программа интересна наличием разнообразных музыкально-ритмических композиций, которые объединены в циклы по принципу усложнения заданий и разнообразия движения. Все игровые упражнения систематизированы в строгой последовательности и адаптированы именно для раннего возраста.

Программа «Этот удивительный ритм» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой помогает музыкальным руководителям развить в 4-7 лет ребёнке чувство ритма. Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра может неоднократно повторяться и варьироваться в течение всего учебного года. Предлагаемая методика условно разделена на четыре ступени, каждая из которых соответствует возрастной группе.

Слайд 15 Ритм – это «сердце музыки». Он оказывает наиболее сильное и прямое воздействие на человека - и на его тело, и на эмоции. В педагогике очень распространено убеждение в том, что из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так как оно является врожденным. Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать развивать как можно раньше.

Прикреплённые файлы:

prezentac_mjor9.pptx | 6596,6 Кб
 
Публикации по теме:

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями звукопроизношения «Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями звукопроизношения» В настоящее время наблюдается увеличение.

Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе неклассического рисования База проекта: МБДОУ «Дульдургинский детский сад «Чебурашка» Участники: дети старшей и подготовительной групп, воспитатели, родители. Вид.

Развитие познавательной активности и креативности мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе реорганизации Все мы знаем, что главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в современных условиях является обеспечение.

Развитие детской инициативы у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из строительного материала 1 слайд\ тема Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы по развитию детской инициативы у детей старшего.

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи В настоящее время увеличилось число детей с отклонениями в речевом развитии, в том числе и детей с общим недоразвитием речи. Под общим недоразвитием.

Развитие фонематического слуха в детском саду В детском саду я работаю относительно недавно 7 лет. Но знаю, что развитие речи и развитие фонематического слуха - это фундамент для подготовки.

Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах Одной из главных особенностей современного общества является стремительный темп жизни, а также огромное количество жизненных ритмов, с которыми.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности в детском садуРазвитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности в детском саду В течение нескольких лет я работала над темой «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.

Сценарий летнего праздника в детском саду «Карлсон в детском саду» для старшего дошкольного возраста Сценарий летнего праздника (старший дошкольный возраст) Слышится жужжание, и в дверь «влетает» Карлсон, у него в руках воздушные шары.

Семинар-практикум на тему «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома» Подготовил: воспитатель Смирнова И. В. Тема: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома. Цель: повысить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие ритмического слуха детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности в детском саду
Опубликовано: 9 января 2019 в 19:54
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД