Папки-передвижки

Консультация «Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста»

Мария Чужанова
Консультация «Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста»

Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Чужанова Мария Сергеевна, воспитатель, МДОУ детский сад комбинированного вида № 42 «Теремок», г. Серпухов, Московская область.

“ Конечная цель всякого воспитания — воспитание

самостоятельности посредством самодеятельности”

А. Дистервег

Публикация «Консультация „Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

В наше время очень многие говорят о важности развития таких качеств, как самостоятельность, инициативность и успешность. Начинать развивать их следует еще в дошкольном возрасте.

Самостоятельность – одно из важнейших качеств лидера. Чтобы быть успешным в будущем, ребенку нужно помочь развить свою индивидуальность. Формирование самостоятельности и инициативности расширяет возможности познания и подготовки к школе. (2,с 2)

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности остается одной из самых актуальных в современной педагогике.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из основных принципов развития полноценной личности ребенка, является поддержка инициативности, самостоятельности и ответственности в различных видах деятельности. Все дети имеют право на собственное видение и инициативу в том деле, которым они занимаются в данное время, независимо от того, что это: рисование или лепка, музыкальное движение или физическое упражнение.

Одним из важнейших условий в развитии самостоятельности и инициативности является правильная организация предметно-пространственной среды.

«Организация образовательного пространства в соответствии с ФГОС ДО для детей дошкольного возраста имеет свою специфику развития : вариативность различных методов и развивающих методик, индивидуализация, гибкий подход, выбор определенных форм и направлений и т. д.» (2, с. 5) Благодаря этому появляется возможность реализовывать образовательные задачи в игровой форме. Для детей создаются условия для их полноценного развития.

«Создание условий образовательного пространства в реализации программы дошкольного развития – одна из самых главных и трудных задач, поскольку педагог должен понимать главную составляющую образовательного пространства для развития и поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников(2, с. 6)

В своей каждодневной работе педагог ставит конкретные цели, которые направлены на развитие и поддержку лидерских качеств детей. А в результате их совершенствования формируются самосознание, смелость и уверенность.

Необходимость формирования и развития самостоятельности и инициативности диктуется потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески, совершать открытия на благо всего человечества.

Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм. И вместе с тем она должна подчиняться не только требованиям взрослых, но и проявлять инициативу ребенка. И чем лучше и осмысленнее освоили дети правила поведения, тем больше у них возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях жизни.

«Когда ребенок-человек формируется, то каждую свою новую способность ему надо сначала заметить для себя, а потом выращивать, подкармливая. Ребенок от рождения не умеет этого делать. Как и другому хорошему, он учится этому у значимых взрослых» (1, с. 84)

Все дети от природы различны. Кто-то с рождения имеет лидерские качества, а кому-то, для самоутверждения в новых умениях, необходимо помогать. Для этого существуем мы – взрослые.

В целях пробуждения у ребенка дошкольного возраста самостоятельности и инициативности педагоги применяют различные методы и приемы. К таким методам можно отнести: дидактическую игру, продуктивные виды деятельности, самоорганизованную деятельность, метод «проектов», трудовую деятельность, развитие различных коммуникативных качеств, развитие самостоятельности и инициативности в процессе занятий.

Таким образом, для развития самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО необходимо:

1. предоставлять детям самостоятельность во всем, что не является опасным для жизни и здоровья, помогая тем самым реализовывать их собственные замыслы;

2. приветствовать успехи детей, даже если они совсем маленькие;

3. никогда не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;

4. формировать у них привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;

5. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;

6. для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности, создавать для него все необходимые условия;

7. держать в открытом доступе всевозможные атрибуты к развлечениям;

8. поощрять различные творческие начинания ребенка.

Помогая детям развивать свою самостоятельность и инициативность, мы совершенствуемся сами. Давайте будем стараться затрагивать колокольчики в душах наших воспитанников, о которых говорил В. А. Сухомлинский, и наполним окружающий мир звонким смехом, радостью и счастьем подрастающего поколения!

Список использованной литературы:

1. Головина М. Ф. и др. Пространство детского сада: творческая деятельность / Под ред. Т. Лапкиной, А. Русакова, М. Ганькиной. – М. : ТЦ Сфера; СПб. : Образовательные проекты, 2016.- 128 с. (Библиотека воспитателя) (5)

2. Модель Н. А. Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества: в 3 ч. Ч. 1. – М. : ТЦ Сфера, 2016.- 128 с. – (Библиотека Воспитателя).(10)

3. Модель Н. А. Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества: в 3 ч. Ч. 3. – М. : ТЦ Сфера, 2016.- 128 с. – (Библиотека Воспитателя).(10)

Публикации по теме:

Развитие инициативности и самостоятельности в процессе экспериментирования с неживой природойРазвитие инициативности и самостоятельности в процессе экспериментирования с неживой природой Современные требования к личности и содержанию профессиональной деятельности педагога, предполагают наличие у него умений эффективно работать.

Развитие самостоятельности и инициативности у детей старшего дошкольного возраста в работе над проектом Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть.

Консультация для родителей «Развитие самостоятельности у детей» В мире бытует ошибочное мнение о том, что ребенок, достигнув определённого возраста всему научиться сам. Все навыки приобретённые ребенком.

Консультация для родителей «Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста» Успешность ребенка в разных видах деятельности во многом зависит от умения действовать самостоятельно. Формирование самостоятельности.

Консультация для родителей «Развитие самостоятельности у детей» Консультация для родителей «Развитие самостоятельности у детей» Период раннего детства является благоприятным для развития самостоятельности.

Презентация «Технологии поддержки инициативности детей младшего дошкольного возраста» В ФГОС указывается что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативности детей в разных видах деятельности.

Проектная деятельность как средство развития самостоятельности и инициативности детей Проектная деятельность как средство развития самостоятельности и инициативности детей. Один из основных принципов дошкольного образования,.

Семинар для педагогов «Развитие самостоятельности и инициативности у детей»Семинар для педагогов «Развитие самостоятельности и инициативности у детей» «Развитие самостоятельности и инициативности у детей» План: 1. Упражнение «Здороваемся локтями» 2. Игра «Паровозики» 3. Притча «Плата.

Консультация для родителей «Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности в самообслуживании» Сообщение для родителей: "Воспитание у детей мпадшего возраста самостоятельности в самообслуживании". Самостоятельность-ценное качество,.

Выступление на педагогическом совете «Развитие детской инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 комбинированного вида» Выступление на педагогическом совете на тему:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 6 сентября 2018 в 04:35
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД