Лучший педагог года

Развитие самостоятельности и инициативности у детей старшего дошкольного возраста в работе над проектом

Алёна Куржумова
Развитие самостоятельности и инициативности у детей старшего дошкольного возраста в работе над проектом

Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного ребенок увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать.

В силу обостренной потребности к познанию и расширению круга своих интересов, дети задают разнообразные вопросы, которые охватывают все области знаний о мире, природе и обществе. Самостоятельно они не могут найти ответы, взрослые выступают источником новых знаний, как эрудиты, способные разрешить сомнения и ответить на вопросы.

Публикация «Развитие самостоятельности и инициативности у детей старшего дошкольного возраста в работе над проектом» размещена в разделах

Познавательное развитие по ФГОС в ДОО, предполагает вовлечение ребенка в самостоятельную деятельность, для развития его воображения, мышления и любознательности.

Чтобы эффективно развивать самостоятельность и инициативу детей, организуется и проводится образовательная деятельность, направленная на познание. Ведь в процессе каждый ребенок познает окружающее его пространство, получает опыт взаимодействия с различными предметами, приобретает знания и овладевает навыками. В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности.

Для развития самостоятельности и активности у воспитанников широко используются: сюрпризные моменты, проблемные ситуации, развивающие игры, опыты, экспериментирование, кроссворды, ребусы, головоломки. Главное условие в работе с дошкольниками - ориентироваться на их возможности и развивать деятельность, направленную на изучение социума. Планировать и проводить мероприятия, в которых дети исследуют, анализируют, познают и выступают инициаторами.

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей, является проектная деятельность.

Она позволяет детям самостоятельно или совместносо взрослыми в детском саду или семье «добывать» новые знания поисковым путем, анализировать их с позиций использования в различных видах собственной деятельности и преобразовывать в практический опыт. Самостоятельность и творческая направленность деятельности детей обусловлены нежестким формулированием задач, их вариативностью; интересом к деятельности, приносящей результат.

Для реализации индивидуальных проектов выделяем несколько этапов последовательности.

1. Целеполагание.

Погружение воспитанника в проект. Помогаю ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проектаплан деятельности по достижению цели:

Организация деятельности ребенка при работе по выбранной теме.

Определяем с детьми, к кому обратится за помощью (родителям, педагогу);

Подбираем источники информации;

Отбираем предметы для использования (принадлежности, оборудование);

Выясняем, с какими предметами нужно научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

Осуществление деятельности.

Дети самостоятельно выполняют творческие задания по теме проекта : ручной труд, дизайн, конструирование, игровая деятельность.

Совместно со взрослыми готовят фотоотчеты о проделанной работе.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Презентация результатов.

Ребенок самостоятельно рассказывает о сделанных им выводах по исследованию.

Проектная деятельность в детском саду – это совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята повышают свою самооценку, учатся искать информацию и применять ее на практике в социуме. Для достижения результата используются все виды продуктивной детской деятельности: игровая, познавательная, исследовательская, музыкальная, театрализованная, изобразительная. Совместный сбор материалов по теме занятия, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в образовательный процесс что, естественно сказывается на качестве образования.

Благодаря такой необходимости дети учатся пользоваться энциклопедической литературой, дети приобщаются к искусству, овладевают различными видами художественного мастерства, учатся давать эстетическую оценку.

Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка- дошкольника.

Работая над проектом, дети приобретают навык публичного изложения своих мыслей, необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, стараются руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

При реализации проектов происходят изменения содержания игровой деятельности.

Игры становятся разнообразнее, сложно структурированные, а сами дети интересны друг другу.

В ходе проектной деятельности дети оказались интересны родителям, поскольку выдвигали различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения.

Роль педагога заключается в организации условий для самостоятельной деятельности дошкольников, постановки цели на основе их интересов, способностей и потребностей, удовлетворении любознательности в процессе реализации этапов проекта.

Коллективная работа дает возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. Основное предназначение проектов — предоставление возможности всем участникам самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции различных предметных областей.

Выбранная тема проекта «проецируется» на все образовательные области, предлагаемых в ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды деятельности. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

Основная цель проектного метода-развитие свободной, самостоятельной, творческой личности ребёнка.

Задачи развития воспитанников принимающих участие в проектах :

1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.

2. Развитие познавательных способностей.

3. Развитие творческого воображения.

4. Развитие творческого мышления.

5. Развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это :

• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

• активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

• формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это :

• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Внедрение в практику проектного метода в организации работы с родителями

является: встреча – круглый стол с родителями, совместный досуг, консультации, совместные детско-родительские конференции: где проходит знакомство родителей с изученными проблемами детей, предложив оказать помощь своему ребенку при реализации замысла, так как необходимо учитывать тот факт, что замысел дошкольника, как правило, опережает его технические возможности. Показав значимость совместной деятельности, которая позволяет установить доверительные отношения, лучше понять друг друга детям и родителям.

При проведении презентаций проектов с родителями проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка, поддерживается уникальное видение мира, свойственное ребенку, стимулируется его познавательная активность, повышается креативность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов, предлагаемых сверстников. Кроме того, дошкольник получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность детей (индивидуальную, парную, групповую) и предполагает решение какой-то проблемы, с использование интегрирования различных знаний, умений. Показателем эффективности проектного метода является :

высокая степень развития любознательности детей, их познавательной активности, коммуникативности, самостоятельности;

повышение готовности детей к восприятию нового материала;

активное участие родителей в жизни ДОО.

Прикреплённые файлы:

kurzhumova-baikalsk_a20jf.pptx | 18854,14 Кб
 
Публикации по теме:

Развитие инициативности и самостоятельности в процессе экспериментирования с неживой природойРазвитие инициативности и самостоятельности в процессе экспериментирования с неживой природой Современные требования к личности и содержанию профессиональной деятельности педагога, предполагают наличие у него умений эффективно работать.

Фотоотчёт о работе над проектом «Мишка косолапый» в первой группе раннего возрастаФотоотчёт о работе над проектом «Мишка косолапый» в первой группе раннего возраста Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья! Предлагаю вам посмотреть на результаты, полученные во время работы над проектом. Наши дети,.

Фотоотчет о работе над проектом «Осень — дивная пора»Фотоотчет о работе над проектом «Осень — дивная пора» В октябре в средней группе «Ягодка» мы работали над проектом «Осень – дивная пора». Основная цель проекта : уточнить, расширить представления.

Фотоотчет о работе над познавательно-творческим проектом «Наши имена»Фотоотчет о работе над познавательно-творческим проектом «Наши имена» Фотоотчет работы над познавательно-творческим проектом «Наши имена» Фотоотчет работы над познавательно-творческим проектом «Наши имена».

Фотоотчёт о работе над проектом «Земля — наш общий дом»Фотоотчёт о работе над проектом «Земля — наш общий дом» «Человечество слишком долго вело себя на планете как неразумный хозяин. Создавая удобства для комфортной жизни, мы напрочь забыли о том,.

Использование ИКТ в работе над экологическим проектом «Здравствуй, береза» Использование ИКТ в работе над экологическим проектом «Здравствуй, береза!» В настоящее время досуг ребенка уже на раннем его развитии,.

Отчет о работе над проектом «Волшебница» во второй младшей группеОтчет о работе над проектом «Волшебница» во второй младшей группе Содержание работы в процессе реализации проекта:Познавательно – речевое развитие:Беседы : «Какую роль играет вода в жизни человека?».

Отчёт по работе над проектом «Зимующие птицы»Отчёт по работе над проектом «Зимующие птицы» В современном мире проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного.

Фотоотчет о работе над проектом «Вместе» с детьми с ОВЗФотоотчет о работе над проектом «Вместе» с детьми с ОВЗ Проанализировав результаты работы нашего дошкольного учреждения и отделения по сопровождению семей с детьми с ограниченными возможностями.

Семинар для педагогов «Развитие самостоятельности и инициативности у детей»Семинар для педагогов «Развитие самостоятельности и инициативности у детей» «Развитие самостоятельности и инициативности у детей» План: 1. Упражнение «Здороваемся локтями» 2. Игра «Паровозики» 3. Притча «Плата.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие самостоятельности и инициативности у детей старшего дошкольного возраста в работе над проектом
Опубликовано: 25 марта 2018 в 11:42
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД