Ксения Кудашкина
Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в конструктивной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время детская активность и самостоятельность все чаще становятся предметом особого внимания ученых и педагогов. Предпосылки возникновения идеи воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста уходят корнями в прошлое.
При правильно организованной конструктивной деятельности дети приобретают :
• конструктивно-технические умения :
• сооружать отдельные предметы из строительного материала – здания, мосты и т. д. ;
• делать из бумаги различные поделки – ёлочные игрушки, кораблики и т. д. ;
• обобщё нные умения:
• целенаправленно рассматривать предметы;
Публикация «Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в конструктивной деятельности» размещена в разделах
• сравнивать их между собой и расчленять на части;
• видеть в них общее и различное;
• находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей;
• делать умозаключения и обобщения.
• навыки самостоятельности.
Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер.
Основными типами конструктивной деятельности являются :
1. Конструирование по образцу : суть этого типа конструирования заключается в воссоздании в конструкции предложенного образца предмета. Самый простой способ такого конструирования – создание образца на глазах у детей, где дети имеют возможность наблюдать особенности, последовательность процесса.
Значительно более сложным является конструирование по готовым образцам, поскольку ребёнку необходимо выделить в нём отдельные детали. В этом процессе ребёнок производит точное представление о предмете, который
необходимо будет сконструировать. Основное правило при обследовании образца – проанализировать большие основные его части и их взаиморасположение.
Использование расчленённого на элементы образца оправдано лишь в начале овладения конструктивной деятельностью, когда ребёнок приобретает первые навыки обследования, умение выделять его основные части.
Деятельность, которая состоит только из точного воспроизведения образца, не развивает умение творчески решать конструктивные задачи. Этой цели подчинено конструирование по целостным образцам, когда ребёнок в ходе обследования должен установить, с помощью каких деталей он сможет воспроизвести предмет.
2. Конструирование по данным условиям – его особенность заключается в необходимости построить конструкцию на основе сформулированных педагогом условий, требований, задач, игры (например, сконструировать пароход, чтобы на нём могли разместиться команда и пассажиры; построить мост через реку, чтобы по нему могли проехать машины). Для этого необходимо видеть зависимость конструкции предмета от его назначения.
В процессе такого конструирования согласно заданию ребёнок учится по - разному решать его. Это создаёт важные предпосылки для развития творчества : детям становится интересно построить различные здания, различными способами оградить их, построить мост через реку т. п. Часто ребёнок создаёт много зданий, которые последовательно усложняются. Сооружение высоких и низких, широких и узких, длинных и коротких домиков формирует у детей гибкое представление о различных их типах, обобщённое умение их строить, развивает самостоятельность. Это составляет основу творческого конструирования.
3. Конструирование по замыслу : таких умений требует от ребёнка игровая деятельность, для которой нужны строения не только из специального материала (например, кубиков, но и окружающих ребёнка предметов - мебели, досок, палок, кусков бумаги, ткани и т. п. Игра часто требует создания конструкций, которыми ребёнок мог бы пользоваться лично. Дети строят сооружения, которые хотят использовать в различных целях (например, корабли и баржи, на которых отправились бы в плавание).
Типы конструирования чередуются в зависимости от задачи и ситуации, в которой действует дошкольник. Каждый из них развивает у ребёнка специфические способности.
Конструктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста представляет собой продуктивный вид деятельности, включающий этапы создания замысла и его осуществления. Чтобы получить желаемый продукт, ребёнок должен научиться ставить цель деятельности, выбирать наиболее подходящий в данной ситуации материал, использовать соответствующие выдвинутой цели способы действия, контролировать порядок и качество их выполнения с позиции достижимости прогнозируемого результата. Кроме того, он должен знать правила конструирования, понимать зависимости, существующие между качеством постройки и характером используемого материала, а также способами его применения.
Таким образом, дети учатся изготовлять поделки из природного материала, знакомятся с окружающим миром, знакомятся со свойствами различных материалов. Изучая опыт применения подвижной игрушки для формирования конструкторских умений старших дошкольников в педагогической, методической и психологической литературе, было выявлено, что педагоги отмечают воздействие подвижной игрушки на формирование конструкторских умений и навыков у дошкольников.
Конструирование в старшем дошкольном возрасте влияет на :
4) физическое воспитание – действия с материалами в процессе конструирования развивают тонкие движения пальцев, координацию движений, пространственную ориентацию;
5) нравственное воспитание – в процессе конструктивной деятельности формируется трудолюбие, инициатива, упорство при достижении цели;
6) трудовое воспитание – процесс занятий формирует у детей целеустремлённость, самостоятельность, организованность.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста педагог располагает значительно большими возможностями, чем в предшествующих группах, так как дети этого возраста приобрели уже некоторый опыт.