Развитие сенсорного восприятия у детей раннего возраста с помощью дидактических пособий

Татьяна Гальчина
Развитие сенсорного восприятия у детей раннего возраста с помощью дидактических пособий

Я работаю в группе с детьми раннего возраста. В этом возрасте у детей

преобладают зрительно – эмоциональная память, наглядно – действенное мышление, они очень любознательны, любят все яркое и красивое.

Работая и наблюдая за детьми, понимаешь, что развитие детей напрямую зависит от сенсорного развития.

Сенсорное развитие малышей - это удивительный источник обогащения детского словаря, развития интереса детей к разнообразному миру, совершенствование детского мышления и других психических процессов.

Огромную роль в развитии сенсорных способностей детей имеет хорошо разработанная развивающая среда.

Ознакомившись с требованием федерального образовательного стандарта образовательной деятельности, я разработала и создала сенсорную зону, состоящую из дидактических игр, которые обогащают восприятие детей, развивают зрительную сосредоточенность, внимание, моторику, тактильные чувства, стабилизируют эмоциональное состояние.

При подборе дидактического материала я обращала внимание на чистоту цветовых тонов, их яркость. Важно, чтобы игрушки и пособия были удобны ребенку для обхвата рукой.

В своей работе я использую дидактическое пособие, созданное своими руками в виде книжки с мягкими страничками. Содержание этой книжки разработано по стихам известного писателя А. Барто «Игрушки».

Развитие сенсорного восприятия у детей раннего возраста с помощью дидактических пособий

На каждой страничке персонажи, элементы сюжета прикреплены с помощью липучек, кнопок, шнуровок.

Данное пособие получилось наглядным и эффективным. Мягкое на ощупь, яркое в оформлении, содержит страницы с объемными изображениями, что не оставляет малыша равнодушным. Детям книжка интересна тем, что все можно потрогать, отстегнуть, пристегнуть, подвигать, позвенеть, поиграть. Малыш с удовольствием сам достает ее с полки, что позволяет мне воспитать у ребенка интерес к книге, окружающему миру, формировать умение самостоятельно обследовать предметы.

Использование данного пособия развивает зрительное и тактильное восприятие, закрепляет понятие «цвет», «форма», «величина», «гладкий -шероховатый», «пушистый», «один - много».

Развивает пространственную ориентировку и обследовательские действия малышей, усидчивость, способствует развитию речи и развивает мелкую моторику рук.

Описание пособия: основу страниц составляет дерматин с подкладочной тканью, для оформление персонажей использовалось ткань разного вида и фактуры (фланель, шелк, кожзаменитель, букле, костюмная и шерстяная ткань, бархат, тесьма, нитки, колокольчик. Детали персонажей оформлены с помощью цветных шнуровок, ниток, пуговиц, кнопок.

Последовательность работы с детьми:

Работу веду не только с группой или подгруппой детей, но осуществляю и индивидуальный подход, особенно в адаптационный период. Данное пособие помогает мне облегчить процесс адаптации у детей раннего возраста к условиям ДОУ. А так же научить родителей общаться со своими детьми с использованием ими художественного слова.

В ходе совместной деятельности, я привлекаю внимание детей красивой книгой: «Где же наша книжка – малышка?»; «Кто живет в нашей книжке – малышке?». На первой странице знакомлю детей со стихотворением А. Барто «Котенок».

Котёнок возится с клубком:

То подползёт к нему тайком,

То на клубок начнёт кидаться,

Толкнёт его, отпрыгнет вбок.

Никак не может догадаться,

Что здесь не мышка, а клубок.

Проговариваю вместе с детьми стихотворение, обсуждаю все детали изображения. Обращаюсь к детям: «Кто это?», «Как мяукает, мурлычет котенок?». Продолжаю расширять и обогащать словарный запас прилагательными: котенок пушистый, маленький.

Пальчиковая гимнастика «Кошки - мышки»

Вот кулак, показать кулак левой руки

А вот – ладошка, раскрыть пальцы, ладонь вверх

На ладошку села кошка. «когти» правой руки водят по ладошке левой

Села мышек посчитать,

Раз, два, три, четыре пять. правой рукой загибать по одному пальцу левой

Мышки очень испугались, вращать кулаком

В норки быстро разбежались спрятать кулак под. правую подмышку

Отправляемся на следующую страницу – знакомлю детей с новым стихотворением А. Барто «Лошадка»

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик,

И верхом поеду в гости.

Задаю детям вопрос: «Как кричит, цокает, скачет лошадка», «Где у нее глаза, уши, хвостик?» и т. д. Провожу подвижную игру «Лошадки». Предлагаю погладить лошадку, уточняю какая она (мягкая, нежная, большая и т. д.). Спрашиваю, что у лошадки на голове? (грива). По желанию дети могут расчесать ее. С целью развития у детей мелкой моторики также можно поиграть в игру: «Посадим цветочки для лошадки» («Пристегивание»).

Далее мы отправляемся на следующую страницу - знакомлю детей с новым стихотворением А. Барто «Бычок».

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

Предоставляю возможность детям повторять вслед за воспитателем некоторые слова стихотворного текста. Далее усложняю задание: речь ребенка сопровождается движением руки, т. е. дети могут отстегнуть и пристегнуть бычка.

Продолжаю закреплять умения детей находить и показывать части тела животного. Предлагаю вспомнить, как бычок кричит.

На следующей странице знакомимся со стихотворением «Кораблик»

Матросская шапка,

Веревка в руке,

Тяну я кораблик

По быстрой реке,

И скачут лягушки

За мной по пятам

И просят меня:

- Прокати, капитан!

Спрашиваю у детей «Кораблик, какой?» (большой). «Где плывет кораблик?» (по реке, «По какой реке?» (по быстрой).

Пальчиковая гимнастика «Кораблик»

Вот плывет кораблик мой руки – «полочка», покачиваются

Он плывет ко мне домой руки вперед, ладони сомкнуть углом (нос)

Крепко я держу штурвал «держать штурвал»

Я ведь главный капитан 4 хлопка

Знакомимся с лягушатами: «Как квакают, прыгают лягушки?». Дети могут отстегнуть и поиграть с лягушками.

На последующих страницах знакомимся со стихами А. Барто: «Петушок», «Мишка», «Таня», «Козленок». Организую подвижные игры «У медведя во бору», «Мой веселый, звонкий мяч».

Так же можно создать проблемные ситуации: «Ребята, наши герои заблудились, поможем им вернуться на свою страничку», «Петушок плачет – потерял хвостики», «Поможем мишке собрать меду», «Вернем листочки на дерево».

Персонажи из книжки можно использовать на фланелеграфе, и тут у детей открывается воображение и фантазия.

С помощью данного пособия решаются задачи всех образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Используется при организации непрерывно образовательной деятельности, в совместной образовательной деятельности, осуществляемой в режимные моменты, а также в самостоятельной образовательной деятельности. Взаимодействую с родителями, они могут брать книгу домой, для закрепления сенсорного развития у детей.

Эта книга соответствует требованием Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования, она эстетична, доступна, учитывает возраст детей, безопасна.

Применение книги с мягкими страничками позволяет моим малышам достичь в раннем возрасте следующих целевых ориентиров:

1. Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

2. Овладевает простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении.

3. Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых.

4. Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях.

5. Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.

6. Проявляет интерес к стихам, рассматриванию картинки.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие на развитие сенсорного восприятия детей «Цветочная полянка»Дидактическое пособие на развитие сенсорного восприятия детей «Цветочная полянка» Дидактическое пособие на развитие сенсорного восприятия детей «Цветочная полянка» Цель: Развитие внимания, мышление и мелкой моторики детей.

Использование дидактических игр и пособий для развития восприятия цвета и формыИспользование дидактических игр и пособий для развития восприятия цвета и формы Хочу поделиться своим опытом развития цветовосприятия в игровой форме с помощью наглядных дидактических пособий. Мы все знаем,что во второй.

Из опыта работы «Развитие восприятия у детей раннего возраста с помощью сенсорных эталонов» Развитие восприятия у детей раннего возраста с помощью сенсорных эталонов. Сухарева Ольга Борисовна, воспитатель В рамках сенсорного развития.

Развитие сенсорного восприятия детей младшего дошкольного возраста посредством образовательной деятельности Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо.

Роль и место дидактических игр и пособий в предметно-развивающей среде группы раннего возраста Роль и место дидактических игр и пособий в предметно-развивающей среде группы раннего возраста Ранний возраст- важнейший период жизни человека.

Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр В наше время бурно развиваются информационные технологии, которые, конечно же, необходимы человечеству для выполнения различных работ, сейчас.

Развитие речи детей с помощью дидактических игр Из опыта работы по проблеме «Развитие речи детей через дидактическую игру» я могу утверждать, что именно дидактические игры в большей степени.

Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование дидактических игр и пособий «Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование дидактических игр и пособий» Маленький ребенок познает окружающий мир через.

Сенсорное развитие детей раннего возраста «Изучение света как способ развития зрительного восприятия» Слайд 1 В настоящее время идеи раннего развития становятся все более популярными. Прогрессивные специалисты и родители малышей 1-3 лет сходятся.

Выступление на РМО «Роль и место дидактических пособий в предметно-развивающей среде групп раннего возраста» Тема: «Роль и место дидактических пособий в предметно-развивающей среде групп раннего возраста». Ранний возраст-важнейший период жизни человека.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Учимся считать
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Развитие сенсорного восприятия у детей раннего возраста с помощью дидактических пособий
Опубликовано: 6 мая 2018 в 18:37
+35Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 октября. Международный день хлеба

Хлеб – наш самый важный продукт. Его можно кушать по нескольку раз в день, и он никогда не надоест! Хлеб присутствует в традиционных национальных кухнях всех народов мира. О его значимости говорит то, что...

16 октября. День колоса на МААМ

«Зерно в землю пало — колосом стало» – такой путь каждый раз проходит маленькое зернышко, чтобы стать колосом. У всех народов хлебные колосья считаются символом плодородия и достатка. Колос, полный спелых...

Детский мастер-класс по пластилинографии: «Осенние краски». Старшая группа
Кружит последний жёлтый лист И землю укрывает, А город скоро станет чист – Всё ветер подметает. Ведь в гости осень к нам идёт, За ней - зима седая....
Детский мастер-класс по конструированию из бумаги «Ежик»
Добрый день, дорогие друзья! Предлагаем вам смастерить ежика из бумаги. Поделка проста в исполнении и у детей вызвала интерес. Необходимые...
Конспект занятия кружка «Эколята» на тему «Как человек охраняет природу»
Цель. Формировать бережное отношение к родной природе. Задачи. Дать представления о том, как люди заботятся о природе, хотят ее сохранить, рассказать о...