Чернышева Надежда Анатольевна
«Развитие социально — речевых умений у дошкольников в процессе игр».
▼ Скачать + Заказать документы
Человеческие отношения, нормы поведения начинают интересовать ребенка очень рано. Что можно и что нельзя, кто добрый и кто жадный, что хорошо и что плохо – эти и другие вопросы волнуют дошкольников даже больше, чем жизнь животных или явления природы. Ответить на эти вопросы может только взрослый. Ребенку важно понять сущность требований взрослого, утвердиться в своей правоте. Поэтому дети уже хотят разговаривать не только на познавательные темы, но и на личные, касающиеся жизни людей. Чтобы обрести уверенность в общении, ребенок должен научиться понимать внутренний мир других людей. У дошкольника резко возрастает потребность в общении со сверстниками, сравнении себя с другими, подражании. Становится достаточно устойчивым стремление участвовать в каком-либо деле из интереса к самой деятельности и к сверстникам-партнерам. На основе совместных игр возникает детское общество, ребенок начинает осознавать свое место среди сверстников. Именно в сфере социально–личностного развития детей происходит развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру – развитие коммуникативной и социальной компетентности.
Публикация «„Развитие социально — речевых умений у дошкольников в процессе игр“,» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Дошкольный возраст – период бурного проявления познавательного отношения ребенка к речи. Ведь речь используется для установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам и переживаниям, для воздействия на поведение, мысли и чувства партнера. Как показывает практика, многие дети затрудняются вербально выразить свои чувства в ситуации одобрения, сочувствия, несогласия, похвалы и др. Поэтому в задачу входит - знакомство дошкольников с различными речевыми средствами и навыками, которыми дети смогут воспользоваться в определенной ситуации общения.
Развитие социально-речевых навыков невозможно осуществить в каком либо одном виде деятельности, поэтому решать эту задачу нужно во всех видах деятельности: организованной, совместной и во взаимодействии с семьей.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. В этот момент происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка.
Все игровые упражнения можно разделить на шесть разделов в зависимости от того, на какую сферу человеческой личности воздействуют.
1. Игры, воздействующие на физиологию дошкольника.
В первую очередь такие игры помогают снятию мышечных зажимов, развивают гибкость, пластичность тела, стимулируют самовыражение детей в эмоциональном движении. Игры, ориентированные на телесные ощущения, помогают ребенку справляться с пассивностью, скованностью, закрепощенностью и замкнутостью. Ведь не секрет, что расслабление на уровне тела и мышц помогает человеку обрести и психологическое спокойствие, равновесие, расслабление. Пример игры «Двигайся, как медведь, страус, лягушка и т. д.». Детям предлагается в движении изобразить какое-либо животное или сказочного персонажа.
Динамические паузы.
Ребёнок развивается в движении. С развитием двигательных навыков тесно связно звукопроизношение, поэтому очень важно в детском саду использовать динамические паузы со словами, стихотворениями по разной тематике, игротренинги, подвижные игры.
Стихотворные тексты заучиваются, а затем чётко проговариваются с детьми совместно с воспитателем. Это сопровождается всевозможными движениями. Дети с удовольствием разучивают стихотворение и комплекс упражнений к нему.
При проведении динамических пауз и пальчиковых игр происходит автоматизация звуков, развиваются интонация и выразительность голоса, мимика, пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики кистей рук и пальцев.
Дети очень любят игру – тренинг «Человек к человеку». Стоящих в кругу детей делят на пары и начинают играть: локоть к локтю, плечо к плечу, спина к спине, щека к щеке, лоб ко лбу, нос к носу, колено к колену, носок к носку, пальчик к пальчику, ладошка к ладошке. Такие динамические паузы-тренинги лучше проводить между занятиями, т. к. они положительно настраивают детей.
Ритмопластика
Ритмопластика – это игры, создающие пластический образ; это выражение своих чувств и эмоций через пластику своего тела; ритмопластика развивает движения и фантазию детей.
• Котята отдыхают – создание конкретного образа отдыхающих котят – расслабление всего тела.
• Полетели птички – движения, имитирующие взмахивания крыльев при полёте птиц.
• Как ходят медведи – образ шагающего тяжёлыми шагами медведя.
• Как скачет лошадка – создание конкретного образа скачущей лошадки.
• Идёт лисичка – образ двигающейся хитрой лисички, виляющей хвостом.
• Зайка испугался – образ испуганного присевшего зайчика, пригнувший ушки к головке.
• Как скачут зайчики – образ прыгающего зайчика с поднятыми и прижатыми к груди лапками.
Упражнения на развитие пантомимики
Пантомимика – это упражнения, развивающие двигательные навыки, воображение, мимические движения.
• Как качаются веточки у дерева – движения, имитирующие качающиеся на ветру.
• Как ходят уточки – движения, изображающие уточек, переливающихся с лапки на лапку.
• Как птички пьют водичку – движения, имитирующие птичек, наклоняющих и поднимающих вверх голову.
• Как мы делаем зарядку – движения, изображающие движения гимнастических упражнений.
• Как летает бабочка – движения, изображающие размах крыльев бабочки.
• Как котик лапкой умывается – движения, имитирующие умывающегося лапкой котика.
• Как скачет лошадка – движения, изображающие скачущую лошадку.
2. Игры, развивающие вербальные и невербальные способы общения.
В коммуникативном процессе обычно выделяют вербальную коммуникацию общения, которая осуществляется посредством речи и невербальную коммуникацию: в этом процессе приобретаются необходимые навыки и умения. Легкость установления контакта, поддержание разговора, умения слушать и высказать свою точку зрения, аргументировать и отстоять свою позицию, возможность прийти к компромиссному решению.
Кроме того, активное слушание – умение внимательно слушать партнера и понимать его точку зрения.
С вербальной коммуникацией общения великолепно справляются театрализованные игры. Такие игры весьма популярны у дошкольников, ведь вместе с персонажами сказок дети исследуют окружающий мир, переживают целый букет эмоций и чувств, дают оценку поведению любимого персонажа в его взаимодействии с другими героями сказки. Важно, чтобы инсценировка сказки стала не просто заучиванием искусственных текстов и жестов, а способствовала развитию импровизации, фантазии ребенка, развивала умение вчувствоваться в эмоциональное состояние театральных персонажей, формировала ощущение уверенности в своих возможностях и прививала навык свободного вербального общения.
«Играем в сказку» (для детей 3-4 лет).
Цель: Развивать творческое воображение и фантазию.
Ход: Педагог выступает в роли сказочницы. Дети, используя маски, реквизит, разыгрывают известную им сказку. («Репка», «Теремок» и др.)
Игра «Знакомство».
Оснащение: картинки с изображением сказочных персонажей.
Описание игры: С помощью считалки выбирается водящий, который рассматривает картинку, не показывая её детям.
После этого водящий должен описать изображение, начиная со слов «Я хочу вас познакомить с моим лучшим другом…»Ребенок, который первым догадался, какой сказочный персонаж изображен на картинке, становится водящим, игра возобновляется.
Игра «Моя Вообразилия».
Цель: развивать навыки импровизации, фантазию, творческое воображение.
В моей Вообразилии, в моей Вообразилии
Там царствует фантазия во всем своем всесилии;
Там все мечты сбываются, а наши огорчения
Сейчас же превращаются в смешные приключения;
Воспитатель достает из волшебного мешка маски, разыгрывание по ролям мини-сценки.
Мини-сценку дети разыгрывают несколько раз различными группами. А затем предлагается придумать и разыграть продолжение диалога. В игру включаются воспитатель и родители.
Разыгрывание по ролям стихотворений, рассказов.
Цель: развивать интонационную выразительность речи.
Используется театр картинок. Текст стихотворения разучивается дома. Дети делятся на две подгруппы: одна — зрители, другая — актеры, затем они меняются. Эту инсценировку можно показать на досуге родителям или детям других групп, а можно просто поиграть.
Обучение невербальному общению с помощью жестов, мимики, пантомимы осуществляется в играх:
«Говорим через стекло»
«Немой диалог» на развитие артикуляции
Воспитатель: Представьте себе, что ваша мама в магазине, а вы ждете ее на улице, у витрины. Она вам что-то говорит, вы ее не слышите, но пытаетесь догадаться.
(Сначала роль мамы берет на себя воспитатель, а дети отгадывают. Затем роль мамы предлагается исполнить детям.)
«Рассказываем жестами» «Загадки без слов»
Цель: развивать выразительность мимики и жестов.
Воспитатель созывает детей:
Сяду рядышком на лавку,
С вами вместе посижу.
Загадаю вам загадки,
Кто смышленей — погляжу.
Воспитатель вместе с первой подгруппой детей садятся на модули и рассматривают иллюстрации к загадкам без слов. Дети выбирают картинки, которые могут загадать, не произнося ни слова. Вторая подгруппа в это время располагается в другой части зала.
Дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают, например: ветер, море, ручеек, чайник (если сложно, то: кошку, лающую собаку, мышь и т. д.). Дети второй подгруппы отгадывают. Затем загадывает вторая подгруппа, а отгадывает — первая.
«Показываем мимикой, чего хочешь». Игра на имитацию движений
Воспитатель обращается к детям:
— Вспомните, как ходят дети?
Маленькие ножки шагали по дорожке. Большие ножки шагали по дорожке.
(Дети сначала идут маленькими шагами, затем большими — гигантскими шагами.)
— Как ходит Старичок-Лесовичок?
— Как ходит принцесса?
— Как катится колобок?
— Как серый волк по лесу рыщет?
— Как заяц, прижав уши, убегает от него?
3. Игры, знакомящие с человеческими эмоциями, обучающие умению выражать свои эмоции и правильно распознавать эмоциональное состояние товарища.
В данном разделе можно использовать игры «Дневник настроений», «Изобрази эмоции пальцами», «Эмоции в картинках». Для игр применяются карточки с изображением различных эмоций схематическим рисунком, дети подбирают соответствующую пиктограмму к изображенной на рисунке эмоции. На пустых карточках дети могут изобразить свое лицо, радостное или грустное.
В младшем дошкольном возрасте можно использовать такие социально-речевые игры, как “Пирамидка ласковых слов”, где дети складывают колечки пирамидки на стержень, говоря каждому колечку ласковое слово, при этом развивая свой активный словарь и учась выказывать доброе отношение к окружающему миру.
Тренируем эмоции
Упражнения на развитие чувств и эмоций детей, на развитие умения передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жеста:
• Сладкая конфета
• Горькое лекарство
• Кислый лимон
• Грязная бумажка
• Красивая игрушка
«Волшебное колечко» (для детей 6-7 лет).
Цель: Через пантомиму передавать черты характера (добрый, злой, справедливый). Развивать творческое воображение.
Ход: Злой волшебник, с помощью заколдованного колечка,
Превращает хорошего мальчика в плохого. Мальчик всех обижает, дразнит, всё ломает. Наконец, устав, он засыпает. Добрый волшебник предлагает спасти мальчика, снять кольцо. Все дети тихо подходят и снимают колечко.
Мальчик просыпается. Он снова ласковый, просит у всех прощения. Всем весело.
4. Игры, направляющие внимание на себя самого, свои чувства, состояние.
В упражнении «Психологический автопортрет» дети поочередно отвечают на вопросы о себе: за что можно похвалить и за что можно поругать? В упражнении «Опиши себя» все ответы должны начинаться с имени отвечающего и описывать личные качества, увлечения, чувства, черты характера. Затем проводится совместное обсуждение каждого ответа. Если ребенок затрудняется самостоятельно рассказать о себе, разрешаются подсказки других детей. Таким образом, происходит развитие способности дошкольника задумываться о себе, о том, каким он сам себя представляет и каким видят его окружающие.
Игра «Зеркало»
Цель: развивать монологическую речь.
В группу (зал) вносят большое зеркало. Каждый из команды подходит к зеркалу, и, глядя в него, первый — хвалит себя, восхищается собой, второй рассказывает о том, что ему не нравится в себе. Затем то же самое проделывают члены другой команды.
Игра “Разминка”. Дети образуют два круга – внешний и внутренний, которые начинают двигаться по сигналу. Когда они слышат хлопок в ладоши, они останавливаются, и партнер из внешнего круга говорит партнеру из внутреннего круга комплимент (хвалит его за что-то, находит, что либо, общее, а затем партнер отвечает ему, называя что-то свое. Таким образом, в этой игре дети учатся принимать любого человека, находить в нем хорошее, учатся говорить комплименты.
5. Игры, формирующие осознанное отношение к своей семье в целом, каждому ее члену в отдельности и к себе как значимому и полноправному члену семьи.
Для этого применимы задания «Нарисуй свою семью и свой дом», рассматривание фотоальбомов с заданием прокомментировать каждую фотографию, беседа о любви к родителям. Такие занятия активизируют развитие чувства родства, теплоты, любви к членам своей семьи, а также дают понимание о том, что ребенок сам является таким же родным, любимым и принимаемым человеком для своих домочадцев.
Игры- этюды:
Цель: развивать детское воображение. Обучать детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.
1. Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде носить ее с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»). Но это же мама — простили, улыбнулись (зубы сомкнуты).
2. Берем снежинку в руку и говорим ей хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла.
3. На носочках я иду —
Маму я не разбужу.
4. У ребенка в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Он угощает товарищей, которые берут и благодарят. Разворачивают фантики, кладут конфеты в рот, жуют. Вкусно.
5. Мама сердито отчитывает своего сына, промочившего ноги в луже
6. Шерсть чесать — рука болит,
Письмо писать — рука болит,
Воду носить — рука болит,
Кашу варить — рука болит,
А каша готова — рука здорова.
7. У забора сиротливо
Пригорюнилась крапива.
Может, кем обижена?
Подошел поближе я,
А она-то, злюка,
Обожгла мне руку.
6. Игры, активизирующие развитие навыков взаимодействия с другими людьми.
Такие игры развивают у детей внимательное отношение к индивидуальным особенностям своих товарищей, формируют доброжелательное, дружеское отношение к ним, создают чувство единения, причастности к общему делу. Для этого применяется упражнение «Рисуем вместе», в котором вся группа работает над созданием одной большой картины, где каждый ребенок отвечает за определенный участок. Дети учатся договариваться, уступать, делиться карандашами, фломастерами, обсуждать проект рисунка. Возможно применение театрализованного проигрывания различных ситуаций взаимодействия детей друг с другом. В таких сценках дети решают нравственные вопросы, как лучше поступить в той или иной ситуации, задумываются над вопросом, какого человека называют добрым, честным, смелым, вежливым.
Игра «Телефон»
Цель: развивать фантазию, диалогическую речь.
Петрушкина загадка:
Поверчу волшебный круг —
И меня услышит друг.
Что ЭТО? (Телефон.)
Петрушка приглашает по два человека от каждой команды, особенно тех, кто любит беседовать по телефону. Для каждой пары предлагается ситуация и тема для разговора. Пара составляется из членов противоположных команд.
1. Поздравить с днем рождения и напроситься в гости.
2. Пригласить на спектакль человека, который не любит ходить в театр.
3. Вам купили новые игрушки, а вашему другу хочется в них поиграть.
4. Вас обидели, а друг вас утешает.
5. Ваш друг (подруга) отнял любимую игрушку, а теперь извиняется.
6. У вас именины
«Позвони другу»
Цель: Развить умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.
Игровое правило: сообщение должно быть хорошим, звонивший должен соблюдать все правила “телефонного разговора”.
Дети стоят по кругу. В центре круга – водящий. Водящий стоит с закрытыми глазами с вытянутой рукой. Дети движутся по кругу со словами:
Позвони мне позвони
И что хочешь мне скажи.
Может быль, а может сказку
Можешь слово, можешь два –
Только, чтобы без подсказки
Понял все твои слова.
На кого покажет рука водящего, тот ему должен “позвонить” и передать сообщение. Водящий может задавать уточняющие вопросы.
Игра “Пирамида любви”. Ребята встают в круг. “Все мы с вами любим кого-то или что- то, и все выражаем это по-разному. Сейчас я протяну руку и назову что-то, что я люблю, а затем каждый из вас назовет что-то свое и положит руку сверху. ” После того, как все высказались, я подвожу итог: “Закройте глаза. Чувствуете, какое тепло исходит от наших рук? Какая замечательная пирамида любви у нас получилась! Она свидетельство того что мы любим и любимы сами!”. В этой игре дети учатся высказываться, задумываются над ответом своим и других детей, учатся чувствовать сопричастность к группе и чувствовать свою уникальность.
Игры-ситуации
Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.
Детям предлагается разыграть ряд ситуаций
1. Два мальчика поссорились – помири их.
2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.
3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.
4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.
5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.
6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.
7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.
8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?
9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.
10. Ребёнок плачет – успокой его.
11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.
12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.
13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.
14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз.
Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил?
Игра “Мячик на полянке”, где дети все вместе берутся за разные стороны отреза ткани и катают мяч, стараясь его не уронить, дети учатся взаимодействовать в группе, чувствовать сопричастность общему делу.
Игра “Звездная карусель”, в которой дети берутся за ленточки, которые держит воспитатель и бегут по кругу, учит ребят чувствовать ощущение принадлежности к группе, уметь взаимодействовать по правилам (не обгонять, не отставать, иначе лучики запутаются).
Игра “Волшебная палочка” успешно помогает решить задачу соблюдения правила очередности. Обычно, когда задаёшь вопрос, все дети начинают отвечать одновременно. Но когда показать им “волшебную палочку”, и объяснить, что говорить может только тот, у кого она в руках, то после того, как мы попробуем ответить на тот же вопрос по новым правилам, дети сами делают вывод, что говорить по очереди более удобно, все друг друга слышат, никто никого не перебивает.
Такая работа должна вестись постоянно, целенаправленно, методично. На занятиях, в процессе игры знакомить с речевыми средствами, разыгрывать и анализировать ситуации общения. Практические же навыки приходят только в результате совместной или самостоятельной деятельности. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе предметно-пространственной развивающей среды, в которой возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую и социально-речевую деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои возможности, стимулирует проявление их самостоятельности, инициативности, творчества.