МААМ-картинки

Развитие тонкой моторики у детей дошкольного возраста средствами физических упражнений подвижных игр

Мария Трегубенко
Развитие тонкой моторики у детей дошкольного возраста средствами физических упражнений подвижных игр

Развитие тонкой моторики у детей дошкольного возраста средствами физических упражнений подвижных игр».

подготовила старший воспитатель МКДОУ "Детский сад №42" ИГОСК Трегубенко Мария Стефановна.

1 В научно-методической литературе для развития мелкой моторики явное предпочтение отдается пальчиковой гимнастике, изобразительной, игровой, бытовой деятельности, которые прямо или опосредованно влияет на развитие тонкой моторики. При решении данной проблемы недостаточно используются возможности физкультурно-оздоровительной деятельности, в том числе спортивных игр.

Публикация «Развитие тонкой моторики у детей дошкольного возраста средствами физических упражнений подвижных игр» размещена в разделах

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику, причем и на занятиях физкультурой в детском саду. Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка.

У значительной части современных детей отмечается общее моторное отставание, в том числе в управлении руками. А двигательная активность в свою очередь является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма.

Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром. Развитие тонкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием, поэтому для развития мелкой моторики рук необходимо разнообразить физические упражнения и занятия физкультурой.

Существенной стороной влияния физических упражнений является повышение эмоционального тонуса. Во время занятий по физическому воспитанию у ребенка улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным фактором, а также средством всестороннего гармонического развития ребенка.

2 Актуальность этой проблемы достаточно высока и физические упражнения по развитию пальцевой моторики всегда будут востребованы и детскими педагогами, психологами и родителями.

Работая с детьми дошкольного возраста, мы сталкиваемся с такими проблемами детей, как слабое развитие кисти рук, слабое запоминание цвета, формы, нарушение моторики рук, у таких детей преобладает медлительность выполнения движений, наблюдается скованность. Ребенок при выполнении заданий начинает капризничать, у него ухудшается настроение.

3 Понимая важность этой проблемы, мы поставили перед собой цель: развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через игровую форму физических упражнений и подвижных игр.

В работе с детьми необходимо уделять большое внимание физическим упражнениям, способствующим развитию руки ребёнка. Это разнообразные лазания (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы, развивают мышцы. Развивая моторику рук, нужно помнить о том, что у малыша две руки, стараться все упражнения дублировать : выполнять и правой и левой рукой.

В упражнениях и играх применяем разнообразный спортивный инвентарь:

- мячи разного диаметра;

- обручи;

-кегли;

- ленты;

- флажки;

- султанчики;

- кубики;

- платочки;

- скакалки;

- гимнастические палки;

-массажные мячи, валики;

- веревки;

и т. д.

Физические упражнения, направленные на развитие руки ребё нка проводятся:

- во время утренней гимнастики;

-на физкультминутках;

-на занятиях физкультурой;

- во время подвижных игр на прогулках, и т. д.

Такие занятия позволяют развивать координацию движений всех звеньев рук и тренировать мелкие мышцы рук.

Задача наших педагогов – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Особое внимание в детском саду уделяем выработке у детей положительных эмоций. Часто физические упражнения проходят под музыкальное сопровождение с применением игрового метода. Роль игры в жизни дошкольника трудно переоценить. Яркие черты ритмического рисунка произвольно отражаются в движении и оформляются по преимуществу шагами, бегом, прыжками, гимнастическими и танцевальными движениями. При выполнении упражнений полезно учитывать положения рук, при которых КИСТЬ играет функцию двигательной регуляции. Именно подвижность кисти определяет гармоничное, размеренное движение рук, которое благотворно влияет на психику, нервную систему и все функции организма.

Поскольку развитие ручной умелости предполагает определенную зрелость мозговых структур, заставлять ребенка заниматься через силу неэффективно.

Начинать надо с физических упражнений, которые доставят удовольствие.

Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное взаимодействие тело и разум, поддерживает мозговые системы в превосходном состоянии. Подтверждается связь тонкой моторики с развитием мозга.

В дошкольном возрасте преобладает выразительная, изобразительная моторика при использовании имитационно – игровых упражнений, поэтому необходимо руководствоваться следующими правилами:

- Постепенно увеличивать координационную сложность;

- Формировать способность выполнять имитационно – игровые упражнения в меняющихся условиях;

- Использовать различный спортивный инвентарь в одном игровом упражнении;

- Развивать двигательные ощущения и восприятие;

- Учить преодолевать нерациональную мышечную направленность, актуализировать осознанную установку на расслабление в нужные моменты;

- Изменять способы выполнения действия, исходные положения, инвентарь.

Выполнение этих правил поможет предупредить утомление, улучшить координацию и регуляцию мышечных усилий, активизировать функции различных анализаторов и в перспективе успешно решить задачу своевременного развития общей и тонкой моторики.

Общая физическая нагрузка по длительности и интенсивности должна быть распределена в течение всего дня. При этом учитывается типичное состояние для большинства детей утром, днем, вечером. При правильном распределении нагрузок создается возможность посредством движений «сбрасывать» накопившиеся эмоции. Кроме того, мини – физкультурные занятия являются хорошим средством приобретения навыков организованного поведения, столь необходимых детям.

Физкультурные занятия должны увеличивать психомоторное развитие детей как основу произвольной регуляции движений. В их содержание должны ежедневно включаться специальные упражнения, развивающие крупную и мелкую моторику, автоматизмы движений рук, статическое и динамическое равновесие, совершенствование координационных механизмов нервной системы. Возрастные особенности и возможности детей дошкольного возраста требуют создания соответствующих условий и средств обучения.

Но особенности физиологического и психического развития детей, их подготовленность к усвоению учебного материала требуют внесения корректив в содержание, систему и методику обучения. И здесь на помощь педагогам, психологам приходят нетрадиционные, авторские методики. Однако демократизация физического воспитания (право свободного выбора форм, средств, методов работы) должна гарантировать действительно высокие конечные результаты здоровья, физического развития, двигательной подготовленности детей по сравнению с исходными данными. Это обязывает воспитателя уметь определить ближайшую зону физического и двигательного развития детей, находить наиболее результативные средства, объединяя их в систему, уметь оценивать эффективность используемых методик. Поэтому при оценке физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста считаем целесообразным, наряду с оценкой качественных и количественных показателей развития общей моторики, использовать диагностические методики, позволяющие объективно оценить разви-тие тонкомоторных действий ребенка. Эти наблюдения за детьми позволяют получить необходимую информацию для проведения дальнейшей развивающей работы средствами физического воспитания и о характере индивидуальной работы с каждым воспитанником.

При подготовке старших дошкольников к обучению в школе необходимо учитывать и то, что развитие двигательной сферы вообще и тонкой моторики в частности является важнейшим условием психического развития ребенка.

Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное взаимодействие тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии, подтверждают связь тонкой моторики с развитием мозга.

Благодаря наглядности и практической направленности действий со спортивным инвентарем появляется целенаправленность и осмысленность этих действий, что позволяет достичь существенных результатов в развитии тонкой моторики и ручной ловкости; при этом мелкую моторику рук гораздо эффективнее развивать сопряжённо с развитием общей моторики. Примером могут служить общеразвивающие упражнения типа :

«Передай мяч, гимнастическую палку и т. д.» (над головой, за спиной, перед грудью, под ногой, согнутой в колене, и др.).

«Положи-возьми мяч, кубик» (сидя, стоя на колене, стоя, в сочетании с разными наклонами, приседаниями).

«Измерь гимнастическую палку» (хватательными движениями, плотно приставляя ладонь к ладони).

«Барабан» (наклониться к кубику, лежащим на полу, побарабанить пальцами, выпрямиться).

Их можно использовать в комплексах утренней гимнастики и гимнастики после сна. Итак, общеразвивающие упражнения с мячами, кубиками, гимнастической палкой - эффективное средство развития тонкой моторики, поскольку именно предметно- манипулятивная деятельность лежит в основе развития двигательных функций рук. Подвижные игры и имитационно-игровые упражнения могут быть включены в физкультурные занятия и применяться на прогулках, а также в самостоятельной двигательной деятельности.

Игры и имитационно-игровые упражнения для развития тонкомоторных действий.

1. «Забей мячик в ворота!» (щелчком загнать мячик для пинг-понга в ворота).

2. «Удержи мячик!» (удерживать мячик двумя пальцами с их сменой).

3. «Брось мячик в вертикальную или горизонтальную мишень!».

4. «Чье звено скорее передаст, гимнастическую палку, мяч и т. д?».

5. «Почекань мячик ракеткой!» (чередование правой и левой руки, вращение кистью).

6. «Кто скорее измерит?» (перехватами рук измерить гимнастическую палку).

7. «Подбрось-поймай!» (уронить массажный мяч на пол и поймать его после отскока).

8. «Меткие стрелки». И. п. - сидя на полу друг напротив друга, ноги шире плеч. Щелчком передавать мячик для пинг-понга.

9. «Кругосветное путешествие» (вращение на 360 градусов мяча диаметром 20 см в разные стороны пальцами).

10. «Кулак, ребро, ладонь». И. п. - стоя или сидя. Рукой выполняются движения: «ребро, ладонь, кулак», затем смена рук.

11. «Я катаю свой орех, чтобы стал круглее всех!» (катание массажного мячика или мячика для пинг –понга в ладонях).

Благоприятные условия для сопряженного развития крупных и мелких мышц туловища создаются на динамических часах.

Итак, двигательный опыт детей актуализируется в самостоятельной деятельности. Это способствует оптимизации объема двигательной активности детей, обеспечивает разносторонний характер ее содержания; при этом дети отдают предпочтение сложно координационным видам двигательных действий на основе игр с элементами спорта.

Благодаря занятиям по физической культуре, где много упражнений, направленных на развитие мелкой моторики у детей наблюдается положительная динамика, что свидетельствует о положительном влиянии тренировки мелкой моторики на общее физическое развитие детей.

Публикации по теме:

Влияние подвижных игр на развитие физических качеств дошкольников Содержание Введение…. Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития физических качеств дошкольников с помощью.

Картотека игр и упражнений для детей дошкольного возраста «Развитие внимания у дошкольников» Игра «Какой игрушки не хватает?» цель: развитие зрительной памяти, объема внимания. возраст: с 3 лет Поставьте перед ребенком на 1 минуту.

Картотека подвижных игр, направленных на развитие познавательной активности детей дошкольного возраста Игры для детей 3-4 летСолнечные зайчикиЗадачи: развивать ловкость, внимание. Материалы: Маленькое зеркальце. Ход игры: Взрослый зеркалом.

Картотека спортивных упражнений и подвижных игр для детей старшего дошкольного возрастаКартотека спортивных упражнений и подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения со снегом «Точный пас». Играющие распределяются на пары. У каждого ребенка клюшка, у одного ребенка в паре в руках шайба.

Презентация опыта работы «Развитие мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр» «Развитие мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и упражнений» АКТУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОГО ВКЛАДА.

Отчет по самообразованию на тему «Развитие физических качеств детей раннего возраста посредством подвижных игр»Отчет по самообразованию на тему «Развитие физических качеств детей раннего возраста посредством подвижных игр» Отчет по самообразованию. Тема: «Развитие физических качеств детей раннего возраста по средствам подвижных игр» Формирование здоровья детей,.

Развитие физических качеств у мальчиков старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр коренных народов Якутии РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У МАЛЬЧИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЯКУТИИ. [/b] Дошкольный.

Развитие тонкой пальчиковой моторики детей раннего возраста Статья: «Развитие тонкой пальчиковой моторики детей раннего возраста» Составитель: воспитатель ГБДОУ детский сад № 96 Гошева Оксана Игоревна.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности Педагогический проект. Воспитатель: 1 категорий. Койло Ольга Николаевна. МБДОУ Детского сада № 3 общеразвивающего вида г. Исилькуль Тема:.

Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игрРазвитие внимания детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр Актуальность исследования Возникновение и развитие у дошкольника произвольного внимания является одним из важнейших приобретений личности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие тонкой моторики у детей дошкольного возраста средствами физических упражнений подвижных игр
Опубликовано: 29 июня 2018 в 09:57
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД