«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами хореографического искусства»

Валентина Фролова
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами хореографического искусства»

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами хореографического искусства»

Введение

Актуальность В современном обществе возникла насущная потребность совершенствования такой системы образования, которая бы формировала разносторонне творческого ребенка, брала свое начало в периоде дошкольного детства и одновременно была бы ориентирована на духовное совершенствование каждого человека. Известный отечественный психолог Л. С. Выготский подчеркивал двигательную природу психического процесса у детей, действенность воссоздания образов «при посредстве собственного тела».

Объект исследования – развитие творческих способностей детей дошкольного возраста;

Предмет исследования – педагогические условия активизации творческих способностей детей дошкольного возраста средствами хореографического искусства.

Цель исследования – состоит в выявлении возможностей хореографии в активизации творческих способностей детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что если при организации и проведении занятий хореографии в дошкольном учреждении регулярно использовать элементы игры, то повышается не только мотивация детей, результативность образовательного процесса, но и значительно будут развиваться их творческие способности. В соответствии с выдвинутыми целью и гипотезой исследования решались

задачи:

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;

- рассмотреть влияние игры на развитие танцевальных способностей детей дошкольного возраста;

- определить критерии оценки творческих способностей детей дошкольного возраста;

- апробировать основные аспекты по данной теме и проанализировать результаты.

Содержание, методы и приемы развития танцевальных способностей детей на примере МБДОУ - ЦРР – детский сад № 5 «Брусничка»

Активным средством развития творческой деятельности детей являются творческие задания. Выполнение их во многом зависит от педагога, от его личности, увлеченности, способности участвовать в сотворчестве. Игра же создает на уроке атмосферу непринужденности, эмоциональной отзывчивости. Очень ответственным является и подбор танцевальных движений, их естественность и выразительность при возможно более четкой, точной, красивой форме. Так, например, знание сказок, стихотворений, народных обычаев, героев книг, повадок животных и т. п. создает основу для проведения той или иной музыкально - танцевальной игры «Замри». Дается примерный образ для сочинения танцевального движения, на импровизацию или на подражание. Хорошо знакомых танцев педагог объясняет и дает почувствовать детям, как сочетание одних и тех же движений позволяет создать различные хореографические образы и что характер танца зависит от совокупности средств музыкальной выразительности. На основе полученного опыта дети в дальнейшем будут «сочинять» сами. Игра «Дирижер». Наиболее удобным способом развития танцевального и игрового творчества детей, на наш взгляд, является инсценирование популярных сказок. Существуют занятия, где игра используется как разгрузочный элемент во время паузы или перерыва. В течение занятия дети переутомляются, «загружаются» в эмоциональном, мышечном и умственном плане. Игра «Деревья», «Штангисты», «Деревянные и тряпичные куклы» в свою очередь, помогает расслабиться, дает возможность «разгрузиться». Это позволяет педагогу после игры вновь «загружать» детей, то есть игра способствует большему усвоению танцевальных элементов. Обучение детей танцу происходит более продуктивно.

Другой вариант использования игры - это, когда игра является не только развлечением, не просто разрядкой. В ней скрыт педагогический смысл. Давая детям возможность поиграть, педагог решает такие задачи, как развитие наблюдательности, фантазии у детей. Он, например, просит учащихся изобразить каких либо животных, птиц или сказочных персонажей игра «Полянка»,. В этом случае педагог может по -другому выстроить занятие, давая в ходе игры изучение танцевального материала, внося в него игровые элементы. Но это не отвергает проведение таких педагогических игр как: игра «Тень»,«Схема»,«Обезьянка и зеркало», в перерывах. Педагогу обязательно надо знать природу игры. Одни игры хороши для отдыха, развлечения, другие - для развития определенных навыков. Такие игры как «Эмоции», «Ладошки» «Червячки». Словом, при умелом обращении игра может стать эффективным средством в развитии творческих способностей детей. Для постановки танца выбрали сюжетный вариант «Ярмарка». С детьми была проведена беседа: Что такое ярмарка? Были проведены игровые моменты. Н – р. : Кто лучше прорекламирует свой товар. Дети с удовольствием включались в своеобразное соревнование. Каждый ребенок фантазировал, импровизировал на ходу, добавлял все новые и новые нюансы. Ира Наумова «продавала» баранки. Девочка очень ярко, актерски преподнесла образ деловитой и боевой торговки. Игровой танец «Ярмарка» имеет сюжет и содержание, диктуемые музыкальной драматизацией, выраженные посредством драматургического развития через взаимодействие персонажей, несущих определенный образ. В этом танце каждый ребенок или группа детей играют определенную роль. Для исполнения той или иной роли ребенок мобилизует весь свой жизненный опыт, наполняя ее определенными свойствами, чем лучше у ребенка эмоциональный слух, тем ярче и богаче палитра его выразительных средств.

Так же на занятиях танец строится на состязательных игровых моментах. Например: танец «Игры предков». Мальчишки с азартом включились в соревновательный процесс. Под девизом: «Кто сильнее, ловчее и быстрее». Такие танцы дети любят исполнять. Они занимаются с интересом, лучше ходят на занятия, легче воспринимают танцевальный материал. Для детей дошкольного возраста наиболее приемлемы занятия по импровизационным игровым танцам. Когда педагог показывает новое движение, у ребенка складывается образ данного движения, затем он использует его в своей импровизации. Например, игра «Важенка и оленята». «Волк» должен ловить только одного «олененка», и то после слов «Важенки»: «Не дам тебе своих детей ловить». «Оленятам» необходимо проявлять внимание, выдержку, сообразительность и ловкость, умение ориентироваться в пространстве, чувство коллективизма, слаженности действий, взаимопомощь. «Важенке» надо быть ответственной, смелой, находчивой. Сначала надо дать детям почувствовать музыку, услышать и осознать ритм, дать определенные навыки координации. Занятия такого рода легче давать с элементами игр, таким образом, заинтересовать ребенка. Танец с родителями активизирует творческие способности ребенка.

Заключение

Проблемы физического, психического и духовного здоровья детей, развитие интеллектуального уровня успешно решается в педагогике дошкольного возраста различными способами и методами. Один из них – игровые танцы как способ развития определенных способностей детей. Исследование показало, что построение учебного процесса с учетом возрастных особенностей детей ведет к устойчивым и глубоким знаниям. Формирование художественного вкуса способствует успешности занятий, а качественный танцевальный материал влияет на развитие детей. На занятиях с дошкольниками важно помнить о необходимости импровизации. Н. И. Тарасов считает, что импровизация кроме улучшения эмоционального фона влияет на развитие двигательных реакций.

Важно создать на занятиях атмосферу творчества, в которой каждый ребенок смог бы раскрыть себя. В танце рождается богатый творческий потенциал, который может быть основой развития способностей к художественному творчеству, в том числе и хореографическому. В область творчества легко ввести того ребенка, который достиг определенного уровня, чьи навыки и умения достигли достаточного совершенства.

Исходя из вышесказанного, можно сделать выводы о том, что в ходе обучения танцам детей дошкольного возраста формируется: художественно-творческие способности; эмоциональная сфера развития ребенка; эстетическая культура; танцевальные умения и навыки.

Использованная литература.

1. Алпарова Н. Н., Николаев В. А., Сусидко И. П. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. - М., 2000. - 144с.

2. Бюлер К. Духовное развитие ребенка. - М., 1924. - 344с.

3. Бекина С. И. и др. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет). - М., 1998. - 288с.

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М. -Л., 1930,-с. 6З.

5. Гармонический человек: Из истории идей о гармоническом развитии личности: Сб. статей / Сост. П. С. Трофимов, под ред. В. А. Разуменко и П. С. Трофимова. - М., 1965. - 188с.

Публикации по теме:

Развитие у детей дошкольного возраста мелкой моторики рук средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев…» (В. А. Сухомлинский) Уровень развития цивилизации прямо пропорционален.

Влияния искусства на развитие творческих способностей дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №4 «Солнышко» село Кушнаренково Муниципального района Кушнаренковский.

Диссеминация опыта работы «Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства» Кто из нас не мечтал в детстве окунуться в волшебный мир театра и превратиться в одного из героев сказки? Самые робкие наверняка хотели.

«Мы — юные артисты». Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства«Мы — юные артисты». Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства Целый год я работала над программой «Мы юные артисты». Были соблюдены все разделы, использовала разнообразные приемы и методы. Новизна.

Развитие творческих способностей детей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Ее решение должно начинаться.

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Только тот сможет стать настоящим педагогом, кто никогда не забывает, что он и сам был ребенком. Я, Полина Юлия Вячеславовна работаю воспитателем.

Развитие творческих способностей детей средствами бумагопластикиРазвитие творческих способностей детей средствами бумагопластики Развитие творческих способностей детей – одна из главнейших задач, обусловленная тем, что традиционное обучение – это в большей степени.

Развитие творческих способностей детей средствами музыкально-театрального искусства. Цель: Совершенствовать художественный вкус дошкольников, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Занятие творчеством Способствуют всестороннему развитию ребенка, его способностей,.

Эссе на тему «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Искусство
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами хореографического искусства»
Опубликовано: 31 мая 2016 в 17:43
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 июня. Всемирный день жирафа

Ежегодно 21 июня, начиная с 2014 года, отмечается экологический праздник: Всемирный день жирафов. Он направлен на заботу о редком африканском животном, облик которого никак невозможно спутать ни с каким...

20 июня. День отца

Капитану корабля под названием «Семья» посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы помочь детям поздравить отцов с праздником и всем вместе...


Горячие темочки