Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-ритмических движений

Светлана Малахаева
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-ритмических движений

Оглавление

1. Введение….…. 3

2. Виды музыкально – ритмических движений …. 5

3. Методические рекомендации по использованию музыкально – ритмических движений в развитии творческих способностей детей. …6

4. Заключение….9

5. Литература…. ….…10

6. Приложение…. 11

Введение

В детском саду вместо термина «ритмика» вначале пользовались терминами «ритмические движения», «музыкально-двигательное воспитание», затем «движение под музыку», «музыкальное движение», «музыкально-ритмические движения». На протяжении многих лет шла дискуссия о наиболее точной формулировке. Однако между всеми этими терминами нет принципиального различия, так как большинство специалистов по музыкально-ритмическому воспитанию в дошкольных учреждениях справедливо считали музыку «исходным моментом» в ритмике, а движение - средством ее усвоения. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых движение приобретает соответствующий характер. Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придает движению особую выразительность. Следовательно, творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств воображения и мышления.

В настоящее время активно происходит процесс качественного обновления образования. Различные формы художественно - эстетической деятельности активно внедряются в образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию творческих способностей и инициативы дошкольника. Поиск эффективных средств развития творческих способностей дошкольников в ходе музыкально - ритмической и танцевальной деятельности представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Изучив теоретический материал по данному вопросу, можно сделать вывод о том, что необходимо расширить знания и изучить методики развития творческих способностей дошкольников в ходе музыкально - ритмической и танцевальной деятельности более углубленно, что и было сделано в предоставляемом опыте работы.

В данной разработке представлены методические рекомендации по использованию музыкально-ритмических и танцевальных видов деятельности, которые позволяют развить у детей творческие способности, практические умения и навыки в танцах на всех уровнях: индивидуальном, групповом, фронтальном.

Новизна опыта состоит в создании условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкально - ритмической и танцевальной деятельности, нацеленных на использование элементов ранее известных и современных методик.

Виды музыкально – ритмических движений

Как мы знаем, источниками движения считают физические упражнения, танец, сюжетно-образные инсценировки. Физические упражнения в ритмике – ходьба, бег, подпрыгивания, поскоки, общеразвивающие упражнения (без предметов и с ними); строевые (построения, перестроения, передвижения). Само слово «упражнение» звучит для ребенка прозаично, поэтому с учетом поэтического восприятия мира детьми упражнения, как правило, имеют образные названия: «шагают кузнечики», «после дождя», «спать хочется» и т. д.

Хорошо использовать:

музыкальные игры, направленные на выражение эмоционального содержания музыки. В основе их лежит программная музыка, которая подсказывает ход действия сюжетной игры, музыкальную характеристику персонажей.

• сюжетные игры, осуществляемые в образных движениях, и несюжетные, которые разыгрываются по определенным правилам в зависимости от характера музыкального произведения

музыкальные игры под инструментальную музыку и игры под пение – хоровод.

Рекомендую так же использовать:

• детские пляски и танцы. Они основаны на элементах народных и классических танцевальных движений. Этот вид музыкально-ритмического движения можно подразделить на пляски и танцы с зафиксированными движениями, свободные и импровизационные, а также комбинированные, то есть имеющие и зафиксированные движения, и свободную импровизацию. В этом случае используется авторская композиция движений, и те, которые придумывают сами дети.

Таким образом, все виды музыкально-ритмического движения выполняют общую задачу – добиться слитности характера движения и музыки, но у каждого вида есть свои функции.

Методические рекомендации по использованию музыкально – ритмических движений в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста

Приемы, рекомендуемые при огранизации музыкально – ритмических движений:

• наглядно-слуховой метод, который предполагает художественное исполнение педагогом музыки;

• словесный – образный рассказ о новой игре, танце;

• метод упражнения – многократного повторения и закрепления движений;

• поэтапное разучивание репертуара танцев;

• практические приемы это: игровые приемы, соревновательность, сравнение и контрастное чередование движений и упражнений, прием пространственной ориентации, импровизации, фиксация отдельных этапов хореографических движений, развитие основ пластических линий.

Исполнение музыки должно сопровождаться показом. Показ движения заранее хорошо продумать: сравнительно легко продемонстрировать действия, отдельных персонажей-образов. И намного сложнее развернуть сюжет игры или различные хороводные построения.

Рекомендации:

1. Начните свою работу по восприятию музыки детьми, учить выделять яркие выразительные средства в музыке, акценты, метрические пульсации, темповые изменения. Все это передается хлопками, шлепками, притопами, щелчками, отстукиванием ритма. Только потом происходит освоение двигательных навыков в процессе музыкальных игр, хороводов и танцев.

2. Очень важно научить детей слышать музыку, поэтому основным правилом обучения детей музыкально-ритмическому движению является внимательное отношение к музыке, что, соответственно, не допускает разговоров во время ее звучания, а также шумного исполнения движений. Самым простым заданием на первых порах для детей должно быть требование начинать и заканчивать движение вместе с музыкой. Если произведение начинается со вступления, следует научить детей слушать его, а движения начинать только после его завершения.

3. При использовании практического метода (многократное выполнение конкретного музыкально-ритмического движения) особенно важно предварительно «отрабатывать» в подводящих, подготовительных упражнениях элементы бега, поскоков, подпрыгиваний манипуляций с предметами и т. д., а затем уже включать их в игры, пляски и хороводы.

4. Развивая творческие способности детей средствами музыкально – ритмическими движениями используйте психолого-педагогический метод:

• педагогическое наблюдение;

• прием проблемного обучения и воспитания;

• индивидуальный дифференцированный подход к каждому ребенку;

• прием воспитания подсознательной деятельности;

• педагогическая оценка исполнения ребенком упражнений;

• прием контрастного чередования психофизических нагрузок и восстановительного процесса (отдыха, релаксации).

5. Для формирования контакта друг с другом используйте с детьми игры и танцы: «Разноцветные шары», «Найди себе пару», пляска «Приглашение», танец «Всё мы делим пополам» и др. («Барбарики», «Вальс цветов», «Аквариум» и другие). Данные игры и танцы способствуют развитию дружеских взаимоотношений между детьми, внимания, ориентировке в пространстве, раскрытию индивидуальности детей, и совершенствование имитационных движений под музыку.

6. Во время свободной деятельности в группах организуйте дидактические игры, музыкальной тематики такие как:

- «Танец, песня, марш», во время которой детям раздаются карточки с изображением танцующих вальс, польку, современный танец, народный танец или марширующих. Ребята, прослушав небольшие фрагменты музыки и, отгадав, показывают карточку и исполняют танец или его элементы.

- «Весело и грустно», где ребёнок бросает кубик, на сторонах которого изображены весёлые или грустные животные, задание изобразить эмоции животного, его движения и повадки.

7. Знакомьте детей с элементарными правилами танцевального этикета: как мальчик должен пригласить девочку на танец, как девочка принимает приглашение, как они благодарят друг друга за совместный танец.

8. Обязательно проводите с детьми работу над образом, где дети сами пробуют составлять танцевальные миниатюры, которые помогают развить воображение, умение войти в образ и передать характер героя движениями.

9. Во время деятельности отмечайте, кому из детей необходима помощь, кому не сразу удаётся придумать и станцевать. Обязательным условием является похвала ребёнка, для того, чтобы подбодрить его, подсказать и направить. Также в таких ситуациях помогает образный рассказ, который помогает детям представить какую-либо ситуацию, чтобы воссоздать её в движении.

10. Танцевальные композиции продумывайте с учетом не только двигательного развития, но и творчества. Для этого организуйте танцевальные композиции так, чтобы в них обязательно присутствовало творчество детей (коммуникативные и сюжетные танцы: «Танец ёлочек и зайцев», «Весна пришла», «Парад шляпок», «Разноцветная игра», «Медведь» и др.). Результативной работой можно считать лишь тогда, когда дети начинают свободно двигаться с полной эмоциональной и художественно-эстетической отдачей.

11. Обязательной частью деятельности в процессе работы над опытом является работа с родителями. В соответствии с ФГОС ДО, семья является полноценным участником образовательного процесса. Совместное творчество с детьми заряжает членов семьи положительными эмоциями на длительное время. Именно родители являются союзниками в изготовлении костюмов, атрибутов и декораций. Привлекайте их к совместной деятельности, используя рекомендации и консультации, такие к примеру, как: «Развиваем ритмические способности ребенка», «Значение танца в развитии творческих способностей дошкольников», «Музыка как средство творческого развития ребенка», «Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях музыкой», «Развиваем музыкальные способности детей вместе» и другие.

Заключение

Дошкольное детство - период бурного развития воображения, фантазии, важнейших качеств личности. В возрасте дошкольного детства потребность детей проявлять себя в творчестве огромна. Очень важно в дошкольном этапе развития личности определить способность и талантливость детей, создать им условия для самовыражения, дать неограниченные возможности проявить себя во всех видах музыкального творчества.

Танцам отводится особое место в процессе музыкально эстетического воспитания детей дошкольного возраста, так как, будучи выразительным средством обучения, они обеспечивают интенсивную физическую нагрузку, развивают навыки совместных согласованных действий и творческой активности детей, а так же доставляют им большое удовольствие и радость.

Музыкально - ритмическая и танцевальная деятельность способствует:

-развитию фантазии, воображения, оригинальности;

-перевоплощению детей в образ во время танца;

-получению положительных эмоций, необходимых для творческого развития личности.

Проявление творческих способностей детей с использованием музыкально – ритмических движений: выступления в концертах, на детских утренниках, развлечениях, на родительских собраниях в детском саду.

Литература:

1. Буренина, А. И. Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / А. И. Буренина. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ЛОИРО, 2000. – 52 с. Электронный ресурс – диски приложение к книге

2. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1981. – 86 с.

3. Зарецкая, Н. В. Танцы в детском саду [Ноты] / Н. В. Зарецкая, З. Я. Роот. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 68 с.

4. Суворова, Т. И. Танцевальная ритмика для детей [Электронный ресурс]: прил. к кн. Т. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей». Вып. 1 / Т. И. Суворова. – СПб: Музыкальная палитра, 2004. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Публикации по теме:

Формирование и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкальной деятельности "Формирование и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкальной деятельности" 1слайд Среди самых интересных.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрально - игровой деятельности" “Театр – это волшебный мир.

Развитие творческих способностей средствами эксперементированной деятельности детей младшего дошкольного возраста Основной формой работы с детьми и ведущим видам деятельности для них должна быть игра. Обучающий процесс через игру организован так, что.

Методический семинар «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами элементарного музицирования» Слайд 1. Разрешите представиться Я Черникова Светлана Викторовна! Работаю музыкальным руководителем в Детском саду «Теремок». Слайд 2.

Программа саморазвития «Развитие музыкально-ритмических движений и танцевального творчества у детей дошкольного возраста» Программа саморазвития по теме: «Развитие музыкально-ритмических движений и танцевального творчества у детей дошкольного возраста». Срок.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности «В душе каждого ребенка есть невидимые струны; если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». М. Горький. Одним из важных видов музыкального.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Только тот сможет стать настоящим.

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста, средствами нетрадиционных техник рисования Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования,.

Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной техники рисованияРазвитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной техники рисования за итие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной техники рисования. «Мир будет счастлив.

Роль музыкально-ритмических движений в развитии детей дошкольного возраста РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Торопова Т. А., музыкальный руководитель, Мамедова Е. В., воспитатель.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Искусство
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-ритмических движений
Опубликовано: 2 мая 2018 в 12:54
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

Фотоотчет выставки поделок «Осенняя фантазия»
Фотоотчет выставки поделок "Осенняя фантазия" Цель выставки: Обогащение детско-родительских отношений, вовлечение родителей в...
Фотозарисовка «Осенний выходной в лесу-2»
Приятного осеннего дня, дорогие друзья! Приглашаю Вас на продолжение фотозарисовки "Осенний выходной в лесу". У нас в регионе продолжается тёплая...
Конспект НОД по художественному творчеству «Декоративная тарелка» в подготовительной...
Цель: Учить детей лепить декоративные тарелки с центрическим орнаментом, используя приёмы раскатывания между ладонями, сплющивания, оттягивания и уравнивая...