Развитие творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства

Людмила Ишеева
Развитие творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства

«Развитие творческих способностей детей средствами декоративно – прикладного искусства»

Ишеева Людмила Вадимовна

Воспитатель высшей категории

МБДОУ Темниковский детский сад

комбинированного вида «Золотой петушок»

г. Темников

Главной идеей темы является, прежде всего, воспитание юного патриота, формирование его любви к Родине, к родному краю, к родной земле и городу, людям, живущим на мордовской земле, к семье, к родителям, воспитание чувства прекрасного,

совершенствование интеллектуальных и творческих способностей ребенка с помощью декоративно-прикладного рисования.

Данный опыт был разработан в дошкольном образовательном учреждении. Сначала работа проводилась в кружке по изобразительной деятельности. Затем работа расширилась, и на занятиях по декоративному рисованию я стала больше включать темы по рисованию национальных орнаментов, мордовской вышивки, лепке и пластилинографии народных игрушек. Дети стали ближе знакомиться с декоративно-прикладным искусством русского и мордовского народа.

Для ознакомления педагогов и родителей с результатами работы по данному вопросу проводились консультации, открытые занятия, семинары-практикумы, выставки детских работ.

Детское рисование заключает в себе большие возможности. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции.

Анализируя этот опыт, использовались результаты исследований, напечатанные в разные годы в журнале «Дошкольное воспитание», различная методическая литература.

Использовались методические разработки, созданные в процессе обучения детей нетрадиционной технике рисования в течение 5 лет, консультации со специалистами районной художественной школы.

Актуальность темы. Практическая значимость темы.

Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру народа, благотворно влияет на формирование человека будущего.

Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира. Это всегда знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из дерева или глины. Орнаменты, используемые для росписи, включающие в себя цветы, ягоды, листья, которые ребенок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада. Так мастера хохломской и городецкой росписи умело составляют орнаменты.

Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Поэтому велика роль детского сада, где успешно ведется работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества.

Детское творчество, как и народное искусство, является проявлением эмоциональной сферы человека. Чем богаче и сильнее эмоции, тем плодотворнее они себя выявляют в практической деятельности. И чувства, которые испытывает ребенок, преображают натуру, представляя ее в условно-перевоплощённом виде, сообщают ее в особое очарование, сказочное, поэтические и романтические черты. При взгляде на такие произведения ощущаешь отношение маленького художника, настроения и чувства, которые им владели, – радость, изумление, восхищение, озорство, нежность.

Пути развития детского декоративного творчества с помощью народного декоративно-прикладного искусства разнообразны, поэтому, приобщая к нему детей, необходимо учитывать следующее:

1) народное искусство – своеобразный катализатор детского изобразительного творчества;

2) в народном искусстве аккумулируется традиционный художественный опыт поколений;

3) произведения народного искусства способствует народному формированию и развитию художественного вкуса, эстетического идеала, творческих начал в личности.

Объектом исследования является процесс формирования представлений о декоративно-прикладном искусстве детей старшего дошкольного возраста на занятиях по декоративному рисованию.

Предмет исследования: особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно - прикладным искусством.

Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории.

Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребёнка (простота, завершённость формы, обобщённость образа, именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему. В народном декоративно – прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.

Включение ребёнка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребёнка и развития его художественно – творческих способностей.

Актуальность темы состоит в том, что произведения народного прикладного искусства играют важную роль в развитии детей дошкольного возраста: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ.

Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие образные представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических и интернациональных чувств, приобщает к миру прекрасного, способствует воспитанию и развитию творческой активности детей Опыт работы в качестве воспитателя по изобразительной деятельности и проведенное исследование с детьми 5-6 летнего возраста показывает, что развитие творческих способностей дошкольников наиболее ярко происходит в процессе приобщения их к русскому и мордовскому декоративно – прикладному искусству.

Русский и, конечно, мордовский промысел имеют многовековую историю и уходящие в древность традиции. Такого уникального множества видов народного искусства, какими располагает наша Россия, нет ни в одной стране мира. И поэтому, чтобы не были потеряны исторические корни наших промыслов, необходимо с дошкольного возраста развивать чувство прекрасного, формировать эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту родной природы, уважение к заветам традиций.

Новизна педагогического опыта заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения декоративному рисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности. Например, при рисовании ягод можно использовать пальчики – палитры, точек – ватные палочки. Работы, выполненные в технике «пластилинография» получаются оригинальными.

Адресность. Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения, педагог дополнительного образования, учитель. Многие рекомендации могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса.

Трудности при применении данного опыта декоративного рисования могут заключаться в следующем:

- планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- подборе оборудования и материалов;

- применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;

- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.

Сведения о материалах. Опыт накоплен в течение 5 лет и представлен программой «Декоративно-прикладное искусство для детей старшего дошкольного возраста, методическими рекомендациями по использованию данной программы, программой деятельности кружка декоративно-прикладного искусства по обучению детей изобразительным навыкам декоративного рисования.

Содержательно-целевая направленность. Вся работа направлена на развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Связано это, прежде всего с тем, что, развивая художественно-творческие способности, дети лучше усваивают программный материал, развивается фантазия, наблюдательность, художественное мышление и память, восприятие, мир общения. Через развитие художественно-творческих способностей у детей развивается и мелкая, и общая моторика.

Перспективы применения опыта. Для внедрения данного опыта необходимо, прежде всего, заинтересоваться этой темой, создать накопительный материал, изучить народные орнаменты, народный фольклор, народные промыслы и т. п., изучить прошлое русского и мордовского народа, познакомиться с искусством народных мастеров.

Педагоги нашего детского сада с интересом работают по данной проблеме, изучают новую методическую литературу, знакомятся с искусством мордовского народа через выставочные работы жителей города Темникова.

Стремление показать ребенку, что уникальность русской и мордовской культур можно познать и почувствовать через диалог культур, побудило создать программу «Развитие творческих способностей детей средствами декоративно – прикладного искусства».

Приобщение детей к декоративно – прикладному искусству предполагает создание в детском саду среды, насыщенной предметами народного быта и духовной жизни, ознакомление с декоративно – прикладным искусством на занятиях, в процессе дидактических игр, совместной деятельности, в процессе работы изостудии по изобразительной деятельности.

Обучение предполагается вести на основе коммуникативно – деятельностного метода, который предполагает активное развитие детского творчества в повседневной жизни. Реализация данной программы рассчитана на 1 год. Возраст детей 5 – 6 лет.

Занятие, как основной метод обучения, проводится 2 раза в неделю, в течение 25 - 30 минут.

Игра – основной вид детской деятельности, поэтому использование дидактических игр, важная необходимость при обучении декоративно – прикладному искусству. Она используется при проведении занятий, в совместной и самостоятельной деятельности детей.

Цель программы. Описание новых подходов к методике построения занятий. Все занятия объединяются в циклы на основе единой тематики, сходства способов изображения или одного и того же вида народно - прикладного искусства. В циклах достаточное количество занятий для успешного овладения элементами росписи и эти циклы являются одновременно законченными и целостными.

Кроме изобразительных занятий, в циклы входят знакомство детей с народно – изобразительным искусством, дидактические игры и упражнения.

Все циклы занятий выстроены в определенной системе. Первые занятия каждого цикла являются обучающими. Через прямое обучение дети знакомятся с предметами народно – прикладного искусства и обучаются способам изображения. На последующих занятиях умения и навыки формируют и закрепляют. Дети выбирают свой вариант изображения, вносят свои дополнения. Таким образом, создается возможность для развития творческих способностей каждого ребенка. От занятия к занятию возрастает самостоятельность детей. Последние занятия цикла носят творческий характер.

Преимущество данной методики в том, что дети, изображая разные элементы одной и той же декоративной росписи на нескольких занятиях, следующих одно за другим, прочно усваивают способы изображения.

Формирование условий непрерывного образования. Основной формой ознакомления детей с декоративно – прикладным искусством является занятие. Вначале дети знакомятся с видом искусства – рассматривают предметы, отмечают их особенности.

На следующем занятии дается понятие о конкретных предметах данного промысла, в доступной форме рассказывается об истории возникновения промысла, об особенностях изделий, специфики цвета и формы.

На последующих занятиях и в совместной деятельности дети знакомятся с основными элементами росписи: цветовой гаммой, формой, композицией.

Следующий шаг обучения – освоение элементов узора данного промысла, композиционного их расположения. На этих занятиях особое место занимают дидактические игры, которые способствуют развитию творческого воображения, подбору цветовых сочетаний в рисунке, ощущению связи с миром цвета и соответствующих чувств. Игры: «Цвет глазами художника», «Дружба красок», способствуют установлению хорошего настроения и детей и контакта с ними.

Дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление, это и игровой метод и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, обеспечивающая развитие ребенка. Условно они делятся на три группы, те которые:

• Помогают различать виды декоративно – прикладного искусства по основным стилевым признакам, особенностям материала, цветовой гаммы, элементов росписи: «Что изменилось», «Найди лишнее», «Узнай элементы узора».

• Сосредотачивают внимание на стилевых особенностях элементов узора: «Узнай элемент узора», «Домино», «Найди пару».

• Знакомят с композиционным построением узоров, использование ритма, симметрии: «Разрезные картинки», «Составь узор».

Применение дидактических игр на занятиях и вне их, дают положительные результаты. Они повышают интерес дошкольников к декоративному рисованию, появляется индивидуальная выразительность рисунка, которые становятся многоцветными, яркими, живыми, появляется видение красоты гармонии красок.

В работе по развитию творческих способностей детей через овладение навыками декоративно – прикладного искусства должно уделяться внимание свободно самостоятельной деятельности, которая обеспечивает возможность саморазвития ребенка, отвечающую его способностям и интересам.

Важным фактором в развитии творческих способностей является индивидуальная работа с детьми. Она стоится по нескольким направлениям, исходя из индивидуальных особенностей ребенка.

• Закрепление или повторение пройденного материала

• Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми может происходить в кружке по изобразительной деятельности или изостудии. При осуществлении данной работы обучение можно сделать проблемным, т. е. поставить перед ребенком задачу: создать фантастический объект имеющимися в арсенале ребенка средствами. Основной принцип создания образа – сочетание фантастических и реальных элементов.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Программа по декоративному рисованию ставит своей целью достичь следующих результатов.

1) Развить творчество ребенка через ознакомление с декоративно – прикладным

искусством.

2) Приобщать к национальной культуре, воспитать чувство патриотизма.

В программе по декоративному рисованию использованы материалы: программа Швайко Г. С. по изобразительной деятельности, программа и методические рекомендации «Мы в Мордовии живем», а так же опыт работы и исследовательская деятельность с детьми 5 – 6 летнего возраста по развитию творчества в процессе обучению их декоративному рисованию, проводимые в течение 3- лет.

Программа по декоративному рисованию разрабатывалась и апробировалась в течение 3 - х лет.

Она содержит следующие циклы:

• «Промыслы мордовского края»

• «Городецкие цветы»

• «Золотая Хохлома»,

• «Сказочная Гжель»

• «Волшебная Дымка».

• «Жостовские подносы»

• «Филимоновские игрушки»

• «Русская матрешка»

Система НОД по ознакомлению детей с декоративно – прикладным искусством, состоит из 3 этапов:

• Знакомство с историей народного промысла и выделение простейших элементов узора;

• Углубление знаний о промысле, выделение более сложных элементов узора и знакомство с особенностями декоративной композицией;

• Творческое использование полученных знаний, умений, навыков.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.

Программа предусматривает тесты по декоративному рисованию, которые показывают результат работы по развитию творческих способностей.

Литература

1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. –2.-М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

2. Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. - Санкт-Петербург-«Детство», 2004;

3. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. М., 1995.

4. Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. Программа эстетического воспитания детей двух-семи лет. Красота. Радость. Творчество. - М. : Педагогическое общество России, 2000

5. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М. : Педагогика, 1990 48с.

6. Полуянов Ю. А. Дети рисуют. - М. : Педагогика, 1988

7. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Казаковой Р. Г. – М. : Т Ц Сфера, 2005.

8. Швайко Г. С. Программа по изобразительной деятельности с детьми четырех - семи лет. - М. : ВЛАДОС, 2002

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей детей средствами ручного труда «Развитие творческих способностей детей средствами ручного труда» Цель: Создание условий для формирования навыков, необходимых для изготовления.

Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности» (из опыта работы) “Расскажи – и я забуду, покажи – и.

Воспитание детей старшего-дошкольного возраста на основе декоративно-прикладного искусства народов СибириВоспитание детей старшего-дошкольного возраста на основе декоративно-прикладного искусства народов Сибири «Воспитание детей старшего - дошкольного возраста на основе декоративно – прикладного искусства народов Сибири». Руководитель: Никитина.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей детей средствами танцевальной деятельности»Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей детей средствами танцевальной деятельности» Обобщение педагогического опыта Музыкального руководителя Крамской Е. Г. МКДОУ Детский сад №2 «Развитие творческих способностей детей средствами.

Отчет на педсовете по теме «Нравственное воспитание дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства» «Патриотическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства» Воспитание подрастающего поколения включает, как основную задачу.

Показатели воспитания и развития детей на основе использования народного декоративно-прикладного искусства Показатели воспитания и развития детей на основе использования народного декоративно-прикладного искусства Осведомленность 1. Имеет обобщенные.

Развитие музыкальных и творческих способностей детей средствами детского оркестра Главная задача музыкального воспитания - развитие музыкальных способностей детей. Игра в оркестре (ансамбле) является одним из важных видов.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Только тот сможет стать настоящим.

Семинар-практикум для воспитателей «Влияние народного декоративно-прикладного искусства на развитие детского творчества» Тема: «Влияние народного декоративно-прикладного искусства на воспитание и развитие детского творчества». Цель семинара: 1. Расширять.

Семинар-практикум для воспитателей «Влияние народного декоративно-прикладного искусства на развитие детского творчества» Цель семинара: 1. Расширять и закреплять знания воспитателей о народном декоративно-прикладном искусстве, его влиянии на развитие детского.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства
Опубликовано: 15 августа 2018 в 21:38
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 сентября. Международный день мира

Ежегодно 21 сентября на планете отмечается Международный день мира. Эту памятную дату учредила Генеральная Ассамблея ООН. Цель мероприятий этого дня – укрепление идеалов мира среди всех стран и народов....

20 сентября. Смотр музыкальных уголков на МААМ

Музыкальный уголок в группе призван способствовать развитию творческих способностей детей, формированию желания эмоционально откликаться на песенные и мелодичные образы, воспитанию культуры прослушания...

Урок по обществознанию для 11 класса по теме «Молодёжь в современном обществе» с...
Тема урока: «МОЛОДЕЖЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ» Начиная своё поприще, не теряй, о юноша, драгоценного времени! Козьма Прутков Цель урока: -определить статус...
Конспект ООД в старшей группе «Путешествие в Москву. Кремль»
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром детей старшего возраста «Экскурсия в Москву. Кремль». Подготовил: Воспитатель 1 категории МБДОУ...
Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения. II часть
Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения II часть. 1. «Подумай – отгадай» Задачи: активизировать процессы мышления, внимания и речи детей;...