МААМ-картинки

Развитие творческих способностей детей средствами ручного труда

Людмила Ильинична
Развитие творческих способностей детей средствами ручного труда

«Развитие творческих способностей детей

средствами ручного труда»

Цель:

Создание условий для формирования навыков, необходимых для изготовления поделок и способов работы с различными материалами с учетом их свойств.

Задачи:

обучить детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материалов;

Публикация «Развитие творческих способностей детей средствами ручного труда» размещена в разделах

учить изготовлять атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций, использовать детские поделки для оформления интерьера дошкольного учреждения;

развивать воображение, умение видеть необычное в обычных предметах, развивать художественно-творческие способности и творчество детей;

воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.

Место программы в режиме дня.

Данная программа рассчитана для реализации в течение 2014-2015 учебного года с детьми 5-6 лет. В форме кружковой работы во вторую половину дня, один раз в неделю: среда, 15.30 ч.

Основными принципами построения программы являются:

• полноценное проживание ребенком всех возрастных этапов;

• построение деятельности основывается на индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• содействие и сотрудничество детей и взрослых;

сотрудничество с семьей;

• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка;

• целостность системы, в которой все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы;

• единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач;

• преемственность с примерными основными общеобразовательными программами;

• индивидуальный подход в создании специальных условий для деятельности и общения с ребенком.

Методы работы:

-индивидуальный;

-групповой;

-наглядный.

Формы работы:

Теоретические:

-беседа, рассказ;

-работа с наглядным материалом;

-показ способов действий.

Практические:

-упражнения для отработки необходимых навыков;

-рассматривание панно, картин, иллюстраций;

-подготовка и проведение выставок детских работ;

-изготовление изделий, оформление их как подарков для родителей, малышей.

Материалы:

-образцы поделок, панно, композиций из различных материалов;

-книги, альбомы для работы по образцу;

-природный и бросовый материал: семена растений, засушенные листья, травы и цветы, скорлупа любых орехов, перья птицы, макаронные изделия, крупы, опилки, чай, спичечные коробки, пробки, яичная скорлупа, нитки, веревки, ткань, тесто, и т. д. ;

-бумага: гофрированная, цветная, бархатная, копировальная;

-картон: цветной, белый, упаковочный;

-открытки, Салфетки, фантики, пуговицы, стеклярус, блестки, бисер, бусы;

-цветная пряжа, нитки, вата, пластилин.

-клей ПВА, ножницы, зубочистки, спички.

Возрастные возможности и особенности ручного труда детей старшего дошкольного возраста.

Н. А. Ветлугина наблюдает у детей шестого года жизни способности создания красивых, выразительных работ, так как дети владеют формообразующими движениями. Они успешно справляются с вырезанием предметов прямоугольной и округлой формы разных пропорций.

Полученные знания, умения и навыки позволяют детям отражать большой круг предметов и явлений, которые их заинтересовали. Появляется широкая возможность проявлять в работах свои творческие замыслы. Развитие творческих способностей детей в старшей группе связано, прежде всего, с обогащением их сенсорного опыта, формированием образных представлений.

Т. Г. Казакова наблюдает у детей шестого года жизни развитие способности анализировать и обобщать воспринимаемые предметы, выделять и сопоставлять их свойства (форму, высоту, длину, ширину, цвет). На этой основе становится возможным учить детей передаче отношений предметов между собой по величине, высоте, толщине, а также отношений частей предметов, как по высоте, так и по форме, по расположению друг к другу. Для того, чтобы передавать эти свойства предметов в творческих работах, детям необходимо приобрести новые знания о пространственном положении (вверху, внизу, по сторонам, в середине, о градациях по высоте (выше, ещё выше, самый высокий, по длине (длиннее, самый длинный, толщине (толще - тоньше, самый тонкий) и т. д.

С этой целью детей учат сравнивать предметы между собой по свойствам, а также сопоставлять части одного и того же предмета.

Сравнение одного предмета с другим, по мнению Л. В. Куцаковой, даётся детям легче, чем сравнение частей одного и того же предмета, поэтому следует прилагать для творческих работ модели однородные, разной высоты, ширины или длины, например, нескольких деревьев, зданий или людей.

Знание о том, что между предметами имеется различие по высоте, ширине, длине должно быть усвоено прочно, сделаться для детей вполне понятным, поэтому в течение длительного времени следует возвращаться к темам, в которых детям легче отразить эти знания. Кроме знакомых детям жизненных явлений, хорошо использовать образы сказок и знакомых литературных произведений.

Перед выполнением самостоятельных творческих работ необходимо рассматривание игрушек. Предлагая ту или иную тему для лепки или аппликации, а также других художественных работ, следует неоднократно подчёркивать в беседе, объяснении различия в величине, строении, форме частей, которые придадут работам детей выразительность и правдивость.

По мнению Н. П. Сакулиной, важна работа воспитателя, его участие в использовании цветов детьми. Воспитатель должен побуждать ребёнка задумываться над тем, какого цвета должны быть части композиции, какой текстиль. На некоторых занятиях перед детьми может быть поставлена специальная цветовая задача, то или иное условие, которое они должны выполнить, руководствуясь своими наблюдениями и личным опытом. При этом надо обращать внимание детей на то, что красивы не только разноцветные рисунки, но и одноцветные, когда это сделано специально, для того, чтобы передать определённое содержание. Необходимо показать выразительные возможности цвета, их сочетания.

Исходя из содержания ручного труда, Л. В. Пантелеева выделяет несколько типов работы с бумагой:

а) оригами – изготовление поделок сгибанием бумаги. Занятия оригами являются отличным упражнением для развития ассоциативного мышления, требуют большой сноровки, точности изготовления эскиза и знания техники работы;

б) поделки из полосок бумаги. При получении бумажных полосок разной длины и ширины дети тут же начинают их непроизвольно скручивать, свивать, переплетать, соединять одну с другой, в результате чего возникают разнообразные композиции. Склеивая деформированные бумажные ленты, дети создают различные творческие работы.

в) папье-маше – плотный материал, изготовленный из жидкой массы: измельченной и размоченной в воде бумаги.

Н. А. Ветлугина считает, что плетение для дошкольников в основном используется в создании ковриков из бумажных и картонных полосок разного цвета. Сочетание цветов прививает ребёнку понятие о красоте, любование прекрасным.

Дошкольники старшей группы владеют такими трудовыми операциями, как сгибание, резание, склеивание и вклеивание, нанизывание, вырезание и формовка, оклеивание объемных форм папье-маше. В связи с этим овладение вязанием и вышиванием, как видами ручного труда, происходит позже. [2]

Структура занятия по ручному труду в старшей группе.

Вводная часть.

Необходимо вызвать интерес детей к процессу, используя загадки, стихи, художественное слово. Именно в водной части происходит мотивация детей.

Основная часть (практическая).

Именно в практической части происходит развитие восприятия цвета, формы, величины, пространства, времени; развитие основных свойств внимания, увеличение объема памяти; развитие наглядных форм мышления и формирование логического мышления; формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии); развитие творческих способностей ребенка, воображения, гибкого нестандартного мышления; развитие речи, пополнение, уточнение и активизация словарного запаса; развитие мелкой моторики руки и подготовка руки к письму; развитие коммуникативных способностей и навыков контроля поведения; формирование положительной самооценки, уверенности в себе.

Заключительная часть.

Происходит сравнение работ похвала.

Предполагаемые результаты рабочей программы:

Дети должны уметь:

-правильно пользоваться ножницами.

-сгибать лист бумаги в разных направлениях,

-разрезать бумагу по нанесенным меткам, работать по готовой выкройке;

-владеть элементарными трудовыми умениями при работе с различным материалом;

-делать игрушки, сувениры из природного и бросового материала;

-аккуратно, самостоятельно выполнять творческие задания;

-планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла.

В группе будет:

тематические выставки «Чудо-мастер» :

-Осенний сувенир»;

-«Зимушка-зима»;

-«От всей души» (поделки к Дню Матери, 8 Марта, 23 февраля);

-маски для театра;

-куклы для пальчикового театра;

-пополнение нравственно-патриотического уголка традиционными народными куклами из ткани.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности» (из опыта работы) “Расскажи – и я забуду, покажи – и.

Формирование у дошкольников базовых ценностей средствами ручного трудаФормирование у дошкольников базовых ценностей средствами ручного труда Сегодня в соответствии с требованиями ФГОС, большое внимание в образовательном процессе отводиться приобщению детей к истокам народного.

Консультация для родителей «Роль художественного и ручного труда в развитии творческих способностей детей. Театр игрушек»Консультация для родителей «Роль художественного и ручного труда в развитии творческих способностей детей. Театр игрушек» "Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Лэпбук по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей средствами кукольного театра»Лэпбук по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей средствами кукольного театра» «Театр! Как много значит слово Для всех, кто был там много раз! Как важно и порою ново Бывает действие для нас! Мы на спектаклях умираем,.

Обобщение опыта работы «Развитие творческих способностей детей средствами бумагопластики» Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей средствами бумагопластики» «Дети должны жить в мире красоты, игры,.

Проект на тему «Развитие творческих способностей детей средствами аппликации»Проект на тему «Развитие творческих способностей детей средствами аппликации» Продолжительность проекта: с 1 по 30 июня 2017года. Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной группы. Возраст: 6-7 лет. В. А.

Презентация к проекту «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами хореографии» 1 слайд\ обложка Проект: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами хореографии» Танцевальный кружок «Солнышко».

Развитие музыкальных и творческих способностей детей средствами детского оркестра Главная задача музыкального воспитания - развитие музыкальных способностей детей. Игра в оркестре (ансамбле) является одним из важных видов.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Только тот сможет стать настоящим.

Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ средствами музыкального искусства Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ (зрение) средствами музыкального искусства. Внутренний мир ребенка с особенными потребностями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей средствами ручного труда
Опубликовано: 9 февраля 2018 в 17:45
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД