Папки-передвижки

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через овладение основами бумагопластики».

Надежда Смирнова
«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через овладение основами бумагопластики».

«Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, рисунка, фантазии и творчества».

В. А. Сухомлинский.

Вступительная часть.

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Одним из наиболее доступных и интересных видов деятельности в детском саду является изобразительная, художественно - продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что- то красивое, необычное.

Публикация «„Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через овладение основами бумагопластики“,» размещена в разделах

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики. Именно сейчас, в век научно – технического прогресса, когда получили развитие современные технологии, общество, как никогда нуждается в творческих, смелых, инициативных личностях.

Творческие способности могут развиваться только в творческой деятельности. Способности не могут созреть сами по себе, их формирование происходит благодаря закреплению того нового, что несет с собой жизненный опыт. И чем раньше этот опыт коснется ребенка, тем лучше для успешного развития творческого начала.

Многочисленные педагоги и психологи (О. В. Дыбина, Т. С. Комарова,В. С. Кузин, Я. А. Пономарев, С. Я. Рубинштейн, Н. П. Сакулина, Б. М. Теплов, Е. А. Флерина, Т. Я. Шпикалова и другие) подчеркивают, что творчество-это процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью, творчеству можно научить и следует учить, оно не является врожденным качеством личности и развивается постепенно под воздействием воспитания и обучения. В то же время творчество дошкольника – это не просто результат педагогического воздействия. Дети являются субъектами творчества, активными участниками процесса развития. Поэтому творчество ребенка отличается неповторимостью, искренностью переживаний и ярко выраженной оценкой того или иного явления.

Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, по мысли ученых, являются продуктивные виды деятельности, в частности художественный труд.

Приоритетное направление работы нашего детского сада – художественно – эстетическое, поэтому проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных техник работы с бумагой в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

Бумагопластика.

Бумагопластика – это искусство работы с бумагой.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Бумага – материал универсальный. Она легко режется, рвется, скручивается, сгибается, склеивается различными клеями. Изделия из нее долго не теряют форму и качество. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Бумагопластика позволяет создавать полуобъемные и объемные бумажные композиции, схожие внешне с барельефом и скульптурой. Цветы, животные, сказочные герои, выполненные в этой технике, за счет объема выглядят как настоящие произведения искусства.

Педагогическая целесообразность.

Ведущая педагогическая идея опыта - преемственность обучения между детским садом и школой.

Современными педагогами и психологами замечено, что год от года дети приходят в школу с угнетенной эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме. Ребенок замыкается в себе со своими проблемами и страхами. Одним из видов деятельности, способствующему снятию эмоционального и мышечного напряжения, настрою на позитивный лад, всегда являлось творчество. Замечено, что творческий процесс является значительным психотерапевтическим средством сам по себе. Отрицательные эмоции – это всегда разрушение. Рушится гармония, покой, душевное равновесие, хорошее настроение, здоровье. А мастерить – это всегда созидание. Так в противовес отрицательному действию эмоций приходят занятия по художественному труду.

«Волшебная бумага» — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира.

Актуальность.

В настоящее время искусство работы с бумагой не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Актуальность опыта работы заключается в том, что он способствуетподготовке детей к успешному обучению в школе;

отражает потребность детей творить, создавать, созидать своими руками в стремлении здесь и сейчас стать успешными, а, значит, счастливыми.

Инновационный характер.

Работа с бумагой приносит много радости дошкольникам. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Иногда возникшую проблемную ситуацию решить традиционными способами бывает невозможно. Здесь в изодеятельности приходят на помощь нестандартные решения.

При традиционных формах обучения на занятиях ребенок, получая информацию, способен быстро ее воспроизвести. Но он не принимает участия в творческом процессе поиска путей решения проблемы. Таким образом,недостаточно развивается творческое мышление и фантазия.

Применение нетрадиционных техник выполнения работ развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, дарит детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче. Дети узнают о новых материалах, их свойствах, различных способах работы с бумагой, видят новые возможности в изобразительной деятельности. Это дает толчок к развитию воображения, творчества. Способов нетрадиционных техник работы с бумагой много. Например: изделия из мятой бумаги, изделия из полосок, изделия на основе конуса, цилиндра, коробок, изделия в технике оригами, квиллинга, торцевания, изготовление макетов и т. д. Эти приемы не самоцель. Они должны стать для ребят новым и интересным средством познания окружающего мира.

Новизна.

Новизна заключается в том, что она нацелена не столько на обучение детей способам воздействия на разные виды бумаги, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка, повышение самооценки через осознание «я умею, я могу», настрою на позитивный лад, снятию эмоционального и мышечного напряжения.

Отличительные особенности.

Отличительной особенностью опыта работы является применение широкого комплекса различного дополнительного материала по художественному творчеству.

Данный опыт работы отличается тем, что

- позволяет расширить возможности образовательной области по художественно-эстетическому развитию детей;

- он ориентирован на развитие творческого потенциала и художественных способностей дошкольников соразмерно личной индивидуальности.

Цель.

Цель опыта: создание условий для гармоничного развития ребенка, его способностей к творческому самовыражению через овладение основами бумагопластики.

Задачи.

1. Образовательные:

- обучать детей различным (нетрадиционным) приемам и способам выполнения работ из бумаги;

- знакомить со свойствами и качеством бумаги;

- расширять представления детей об окружающем мире, учить их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из бумаги;

- знакомить со средствами художественной выразительности.

2. Развивающие :

- развивать творческие способности детей через бумагопластику;

- развивать художественное восприятие жизни,познавательную и речевую активность детей;

- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка; внимание, память, воображение, любознательность;

- обогащать сенсорный опыт;

- развивать эстетический вкус;

- развивать мелкую моторику рук, глазомер, точность движений;

- формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности.

3. Воспитательные:

- воспитывать интерес к бумагопластике;

- воспитывать стремление творить своими руками, уверенность в своих силах и способностях;

- воспитывать бережное отношение к используемым материалам и готовым изделиям, уважение к труду другого человека;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к прекрасному;

- поощрять проявление индивидуальности в творческой деятельности, воспитывать самостоятельность, трудолюбие;

- сплачивать детский коллектив в процессе коллективного творческого труда;

- создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками.

Бумагопластика :

- развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точное движение пальцев,

- происходит развитие глазомера,

- работа с бумагой способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Бумагопластика имеет огромное значение:

- в развитии конструктивного мышления детей их творческого воображения, художественного вкуса,

- она стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания,

- знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами,

- активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка, возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словами и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий,

- она совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

Конструктивно – модельная деятельность.

Конструктивно – модельная деятельность по художественному труду относится к образовательной области – «Художественно – эстетическое развитие», в которую входят: изобразительная деятельность, музыкально – художественная деятельность, приобщение к искусству.

Основные принципы.

В основуопыта положены следующие педагогические принципы:

• принцип личностного подхода (личность каждого ребенка является непреложной ценностью);

• принцип доступности (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей);

• принцип наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

• принцип систематичности (систематические занятия – гарантия всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению)

• принцип демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и детей в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

• принцип научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

• принцип «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ);

• принцип опоры на интерес (все занятия должны быть интересны для ребенка);

• принцип ориентации на достижение успеха (необходимо создавать условия для поддержания у детей веры в собственные силы и в возможность достижения успеха);

• принцип единства чувств и знаний (полученные детьми знания должны прорабатываться не только в сфере интеллекта, но и в эмоционально – чувственной сфере);

• принцип обратной связи (педагог должен постоянно интересоваться впечатлениями детей от прошедшего занятия).

Работа по бумагопластике ведется с учетом индивидуальных возможностей детей и в соответствии возрастным особенностям дошкольников.

Работа с детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка.

Создаются условия, необходимые для поддержания у детей веры в собственные силы и в возможность достижения успеха, положительная эмоциональная обстановка во время работы.

Используется наглядность,иллюстративность, наличие дидактических материалов.

Систематические занятия с ребенком бумагопластикой гарантируют его всестороннее развитие и успешную подготовку к школьному обучению.

Методы и приемы.

Для реализации опыта работы используются разнообразные формы и методы проведения НОД. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий;метод эксперимента с различными материалами в изобразительной деятельности, направленный на развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого самовыражения, поиску новых приемов работы;метод создания проблемной ситуации, направленный на активизацию творческого мышления, поискунестандартных решений;экскурсии на выставки прикладного творчества, экскурсии в краевой музей, демонстрация видеоматериалов. Занятия сопровождаются использованием стихов, поговорок, пословиц, загадок, рассказов. Важное место на занятиях занимает мотивация детей. С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно - игровая форма преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры- путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. Музыкальное оформление также повышает интерес детей к созданию творческих работ.

Виды бумагопластики.

Опираясь на опыт педагогической работы я использую следующую систематизацию типов изделий из бумаги с использованием самых разнообразных техник:

- изделия из бумажных комочков;

- изделия из мятой бумаги;

- изделия из полосок;

- изделия на основе конусов;

- изделия на основе цилиндров;

- изделия на основе коробочек;

- оригами;

- торцевание;

- квиллинг;

- изготовление различных макетов.

Творческая деятельность детей.

Педагогический опыт по развитию творческих способностей детей посредством бумагопластикиреализуется через кружковую работу.

Личная заинтересованность, неравнодушие, увлечённость художественным трудом побудила меня организовать досуг детей старшего дошкольного возраста в форме кружка «Волшебная бумага». Кружок работает пять лет, и результаты, которых достигли дети, радуют и удивляют не только родителей, но и педагогов.

Мною был разработан годовой учебно – тематический план работы кружка «Волшебная бумага». В этом планировании нашли отражение занятия по изготовлению поделок из бумаги и картона в различных нетрадиционных техниках «Бумагопластики». Нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они напоминают игру и открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Для работы с детьми накоплен большой дидактический материал: разработана авторская программа, конспекты занятий, авторские методические пособия, наглядные средства (схемы, образцы работ, образцы бумаги).

Занятия кружка в изостудии носят творческий характер, отличающийся от обычных занятий:

• приобретается более широкий спектр изоматериалов, их использование по желанию детей;

• дети осваивают нетрадиционные способы работы с бумагой;

• познают свойства материалов. У детей возникает желание экспериментировать для создания художественных образов, композиций;

• малое количество детей даёт возможность для индивидуального контакта;

• форма организации занятий кружка носит свободный характер. Дети могут работать сидя и стоя,отходить от рабочего места, чтобы посмотреть на деятельность товарищей, спросить совета, попросить помощи или предложить свою;

• велико значение кружка в создании микроклимата в коллективе. Дети, объединённые любимым делом, внимательны друг к другу, бережно относятся к результатам деятельности, материалам.

Дети с интересом занимаются в кружке, осваивают новые приемы работы, создают оригинальные композиции, сувениры, подарки для своих близких.

Готовые поделки обыгрываются, используются для создания композиций, для сюжетно-образной игры. Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме. Изготовление поделок из бумаги способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. Разнообразные занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности.

Использование работ.

Полученные мною в течение пяти лет результаты убедительно доказывают, что дети старшего дошкольного возраста способны творить из бумаги чудо. Их картины оригинальны по форме, насыщенны по колориту, правильно выстроены композиционно. Дети старшего дошкольного возраста способны самостоятельно развернуть сюжет картины, творчески выразить себя, чувствовать гармонию. А самое главное – они увлечены работой, довольны результатом своего труда, передают свой опыт друзьям.

Работы детей используются в самостоятельной игровой деятельности, в оформлении интерьера детского сада и группы, в оформлении выставок.

Взаимодействие с родителями.

Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы и рекомендации, папки-передвижки, информационные стенды, семинары-практикумы, фотовыставки, выставки детского творчества и выставки с участием родителей.

Родители – самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Родители детей нашего кружка ознакомлены с технологиями обучения детей бумагопластикой, многие приобрели книги с образцами поделок. Недостатка в материалах мы не испытываем, родители приносят различную бумагу, журналы, газеты.

Родители принимают активное участие в выставках и конкурсах в детском саду и на районном уровне:

выставка: «Эти волшебные коробки»;

• - - - «Солнышко наше»;

• - - - «Волшебные снежинки»;

• - - - «В стране необычных цветов»;

• - - - «В лесу родилась елочка»;

• - - - «Новогодняя открытка» и др

Были проведены встречи с родителями на темы «Развитие моторики рук», «Развитие творчества у детей», консультация «Нетрадиционные способы работы с бумагой». Также вниманию родителей были предоставлены информационные стенды на темы «Оригами», «Длинноножки – картины в интерьере», «Детский дизайн» и др.

Формы представления педагогического опыта.

Для успешной реализации поставленных задач предполагается тесное взаимодействие с педагогами. Для воспитателей детского сада и на районномметодическом объединении мною проведены:

• семинар – практикум «Бумагопластика»;

• консультация «Знакомство с программой художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», автор И. А. Лыкова по разделу «Художественный труд»;

• консультация «Детский дизайн – необычное в обычном»;

• практикум «Волшебный веер»;

• доклад на районном методическом объединении «Художественно – эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» (из опыта работы);

• открытое интегрированное занятие по изодеятельности – аппликация «Весенняя сказка»;

• мастер – класс «Художественное конструирование из бумаги» (модульное оригами);

• мастер – класс «Длинноножки» - картины в интерьере;

• презентация опыта работы «Развитие творчества у детей»;

•печатание в материалах Всероссийской научно-практической конференции – 2012г., интернет – сайтах.

Результаты развития творческих способностей.

Оценка уровня развития художественно – творческих способностей детей предполагает : самостоятельность замысла, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла, развитие воображения, сложность творческого процесса.

Проведенное мною педагогическое отслеживание по художественному труду в начале и конце года показало положительную динамику по всем направлениям, в том числе и по направлению «творческое воображение и проявление индивидуальности».

Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки воспитанника является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, ставить и достигать разные цели, упорно добиваться нужного результата. Все это по сути дела составляет основу творчества и служит фундаментом дальнейшего развития ребенка, успешности его обучения в целом.

Публикации по теме:

Развитие социально-коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучающие игрыРазвитие социально-коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучающие игры Материал был подготовлен к практическому семинару по теме «Социально-коммуникативное развитие дошкольника через игровую деятельность»..

Консультация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Творчество (креативность) - активная, целенаправленная деятельность.

Консультация «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Творчество (креативность) - активная, целенаправленная деятельность.

Проект «Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами пластилинографии» Актуальность. Потребность общества в личности нового типа - творчески активной и свободно мыслящей - постоянно возрастает по мере совершенствования.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе КОП по знакомству с техникой «квиллинг» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка» -Детский сад № 252 г. Перми. Развитие творческих способностей.

Развитие творческих способностей детей средствами бумагопластики Развитие творческих способностей детей средствами бумагопластики Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка.

Развитие творческих способностей детей средствами бумагопластикиРазвитие творческих способностей детей средствами бумагопластики Развитие творческих способностей детей – одна из главнейших задач, обусловленная тем, что традиционное обучение – это в большей степени.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр В отечественной психологии богатые традиции изучения игры, описаны в работах Р. И. Жуковской. А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. В. Менджерицкой,.

Развитие творческих способностей при обучении пению детей старшего дошкольного возраста Проблема развития детского творчества приобретает все большее значение в настоящее время, когда усилия отечественных педагогов и психологов.

Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами бумагопластики Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через овладение основами бумагопластики».
Опубликовано: 24 февраля 2016 в 22:30
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД