Эльмира Бикбова
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с учетом регионального компонента
▼ Скачать + Заказать документы
Бикбова Эльмира Рафкатовна,
МБДОУ «Детский сад №83 «Золотой петушок» г. Норильск
Красноярский край
Ребенок дошкольного возраста активно пытается расширить свой кругозор, хотя его познавательные возможности не позволяют перешагнуть границы ближайшего окружения. Ребенок все еще действует по принципу «что вижу, чем манипулирую, то и познаю», поэтому наилучшим образом он постигает и сознает:
реальные предметы и объекты, к которым можно приблизиться, рассмотреть подержать в руках;
те события и явления, в которых он сам был непосредственным свидетелем и активным участником.
Публикация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с учетом регионального компонента» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Ребенок пытается разобраться в отношениях и связях между предметами, объектами и явлениями, о большинстве которых он еще не имеет прочно закрепленных представлений. И он легко верит всему, следуя внушающей силе слова, наглядного примера, использует свою возрастную склонность к подражанию для повторения и воспроизведения, готовых образцов.
Ребенок полон энергии, он чувствует себя почти «взрослым» и компетентным во многих вопросах. Он ищет подтверждения этому в реакциях и поведении взрослых, близких дорогих его сердцу. И он активно действует в окружающем его мире, испытывая бурный восторг и чувство удовлетворения от самостоятельной деятельности и в большей степени от участия в реальных делах взрослых.
У ребенка совершенствуется речь. И он атакует взрослого многочисленными вопросами, среди которых заметную роль начинают играть вопросы познавательной направленности.
Познавательная активность детей характеризуется такими особенностями как: активными действиями ребенка в окружающей действительности; желанием малыша подражать близким, любимым взрослым, перенимать их опыт, интересы, взгляды на мир; увеличением количества познавательных вопросов к окружающим.
Ребенок в процессе своего развития не только осваивает, познает мир, параллельно у него интенсивно формируется определенное отношение к окружающему: к людям, и их поступкам, к природе, искусству, музыке.
Радостные, светлые воспоминания, полученные от встреч с природой, сохраняются в памяти особенно долго. Многие взрослые люди всю жизнь помнят, какая в их детстве была на дачном участке трава, какие там росли цветы и деревья. Надолго остаются в памяти пейзажные картинки живой природы. Яркие осенние листья, красивые цветы, нежная зелень молодой травки и многое другое вызывают у детей восторг.
Сами малыши не смогут увидеть, как прекрасен окружающий их мир, если не соприкоснутся с сокровищницей мирового искусства. Только взрослый, приобщая детей к накопленному человечеством опыту, сможет помочь им в этом.
Формирование у детей интереса и целостного отношения к родному краю начинаю с рассматривания иллюстраций животных Севера: белый медведь, морж, северный олень, тюлень, волк, песец. Рассматриваем птиц Севера: белая сова, полярная крачка, белая куропатка. Подвожу детей к осознанию того, почему почти у всех животных Севера светлый мех, который является средством защиты от врагов, помогает животным маскироваться под белый снег. Предлагаю детям рассмотреть растения Севера: лишайники, морошка, голубика, брусника, мох, карликовая береза. Широко использую художественное слово: стихотворения, загадки, чтобы вызвать у детей интерес, пробудить детскую любознательность. Закрепляем знания о животных Севера через художественную деятельность – лепку, аппликацию, рисование. Непосредственную образовательную деятельность «Художественное творчество» (лепка «Северный олень») начинаем с рассматривания изображения оленя, описываем его характерные особенности: крупное туловище, тонкие ноги, ветвистые рога. Способ лепки оленя дети определяют сами. Я подсказываю детям, что в тонкие ноги для устойчивости фигурки можно поместить зубочистки (спички) или просто сделать ноги из трубочек для коктейля, а ветвистые рога можно смастерить из маленьких веточек.
Осуществляя интеграцию с образовательной областью «Познание», расширяю кругозор воспитанников, используя иллюстрации с изображением северных пейзажей, коренных жителей Севера. Люди, которые родились и живут здесь, называют северянами. Они не боятся ни холодной зимы, ни жаркого лета. Они живут здесь и работают.
Расширяя, и углубляя знания воспитанников об образе жизни жителей Севера, использую работу с аппликацией. Например, аппликация «Где- то на белом свете…». На Севере очень холодно, поэтому северяне, жители Севера, ходят в очень теплой одежде из теплого меха. Используя мультимедийные презентации, показываю детям варианты изображения и оформления традиционной одежды жителей Севера, особенности орнамента на их одежде. После чего предлагаю детям самим украсить орнаментом силуэт одежды: парки, унтаек.
Стимулирую развитие познавательной активности детей через приобщение их к произведениям художественной литературы, сказкам народов Севера: юкагирская сказка, эскимосская сказка «Мышка Вувыльту», кентская сказка «Альба и Хосядам», ительменская сказка «Почему у сороки длинный хвост». Чтобы вызвать у детей интерес также использую стихотворении о севере.
Мы на севере живем,
Домом мы его зовем!
Здесь и холод, и мороз
Он доводит нас до слез,
Но мороз не страшен нам,
Мы гуляем по дворам,
Одеваемся тепло,
Чтобы нас не занесло.
Закрепляем знания о животных Севера, растительности и коренных жителях в дидактических играх, изготовленных совместно с родителями «Животные Севера», «Кто на Севере живет», «Найди растению свой дом».
Лучшим способом вызвать интерес и симпатию к коренным жителям Севера является игра, поскольку она – это естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них отражался образ жизни людей, представления о чести, смелости, ловкости, выносливости и быстроте. А привлечение родителей к участию в играх народов Севера не только помогает сохранить знания об их жизни, труде, быте, сохранить уникальность народа, а также оставляет неизгладимое впечатление в детской душе.
Игры народов Севера очень просты по содержанию, не требуют сложных атрибутов (это шапочки на голову, веревки, санки). Правила таких игр дети хорошо запоминают и усваивают. Это такие игры, как «Важенка и оленята», «Волк и олени». «Охота на куропаток». «Ловля оленей», «Ловкий оленевод».
Таким образом, в работе с детьми я стремлюсь вызывать у детей эмоциональную отзывчивость к северной природе, к эстетической стороне окружающей действительности, к доступным и созвучным ребенку по своему содержанию произведения народного и декоративно прикладного искусства, живописи, книжной иллюстрации. Внедрение национально-регионального компонента в образовательный процесс повышает его уровень, способствует установлению прочных связей с коренным народом, обогащает духовные и социальные качества детей.
Список литературы
1. Воспитание и обучение детей пятого года жизни. /Под ред. Л. А. Парамоновой, О. С. Ушаковой. - М. : Просвещение, 1987.
2. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л. А. Парамоновой. – М. : ТЦ Сфера, 2001. – 320с.
3. Легенды и сказки полярной ночи. - Дудинка, 1994 г.
4. Шорыгина Т. А. Путешествие в мир природы. - М. : Просвещение, 2001г.