Муханбеталиева Света
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через изобразительное искусство
▼ Скачать + Заказать документы
Искусство, в самом глубоком
смысле этого слова человечно.
Оно идет от человека и ведет к
человеку – к самому живому,
доброму, к самому лучшему в нем.
Оно служит единению человеческих душ.
(Л. Н. Толстой)
Условия сегодняшней жизни, её темп и информационная насыщенность предъявляют высокие требования к человеку. Люди нового тысячилетия более интегрированны в мировой культурный процесс, полнее ощущают себя частью единой цивилизации. Но при этом отмечается снижение духовно-нравственного развития, уровня культурного и интеллектуального потенциала людей.
Публикация «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через изобразительное искусство» размещена в разделах
В последнее время представителями педагогической, психологической, а также педагогами-практиками обращается серьёзное внимание на необходимость приобщения дошкольников к миру искусства. Было доказано, что дети дошкольного возраста обладают значительными потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.
Произведения искусства, выражая общечеловеческие ценности и своеобразие национального менталитета, отражая весь окружающий нас мир: природу, социальную жизнь, внутренний мир человека и другое, оказывают огромное влияние на формирование духовной жизни ребёнка, развитие его интеллекта и эмоции, потребности в общении и творческих способностей.
Детское изобразительное творчество нередко поражает своей непосредственностью, оригинальностью неограниченной фантазией.
Поэтому надо стремиться к тому, чтобы обучение умениям не вытесняло непосредственности детского восприятия. Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одарённых, но и всех детей.
Период дошкольного детства – один из самых благоприятных этапов в общении детей с изобразительным искусством, в развитии у них способностей к изобразительной деятельности. Дети очень восприимчивы к проявлениям прекрасного. Художественный вкус, творческие задатки, способность наблюдать, анализировать и размышлять об увиденном формируется у ребёнка рано. Но если в этот момент они не проявятся, то позднее, когда человек сложится, искусство и гармония окажутся ему чужими. Такие люди смотрят и не видят, слушают и не слышат.
Основная задача дошкольников – гармоничное развитие личности ребёнка, которое происходит в процессе приобщении детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Изобразительное искусство составная часть этого опыта, играющая важную роль в становлении личности.
Считая главным поиском новых подходов к развитию творческих способностей детей в разных видах деятельности, в том числе в изобразительной, я со своими детьми использую «хорошо забытый старый метод ТРИЗ», который очень нравится моим детям, где они могут свободно выражать свои мысли, чувства, свою неисчерпаемую фантазию на занятиях. Смело использую нетрадиционные методы в ИЗО.
И ставлю следующие цели:
• Приобщить детей к наблюдению за действительностью.
• Развивать важнейшие творческие умения, видеть мир глазами творца – художника.
• Формировать наблюдательность и внимательность.
• Предоставить свободу выбора – доступными для них художественными средствами – своего видения мира.
Детское изобразительное творчество нередко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы обучение умениям и навыкам не вытесняло непосредственность детского восприятия и фантазии.
Новые подходы раскрепащают ребёнка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, - немного техники, и пятна на лице бумаги превращаются в барашка, в пиалу, фрукт, личико и т. д. Ребёнок не боится оставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки. При этом мы помогаем решать ещё одну важнейшую задачу – развитие мелкой и общей моторики рук, подготовку руки к письму.
Занимаясь с детьми продолжительное время, я поняла, что ребёнок видит мир в его ценности. Цвет, форма, величина и другие свойства предметов существуют в его восприятии вместе с самими предметами.
Стремясь развивать ребёнка как творческую личность, я преследую возможность вводить его в «большое искусство», становиться посредником между ними и нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на все новое, удивительное, яркое душой ребёнка.
Для активизации творческого воображения в своей работе я использую ТРИЗ технологию. Её использование позволяет решить целый спектр задач, как в рамках обучения ИЗО, так и связанных с формированием умений работать с проблемами, решать творческие задачи (игры с точкой, линии, кляксами, пятнами, заданиями «Дорисуй», «Что забыл художник»).
Нетрадиционные методы рисования: рисование свечёй, по жирному, по мокрому, на сжатой бумаге, «кляксографии», «точечный рисунок», «объёмное рисование», «на брызги», рисование пальчиками, создание коллажей, объёмная аппликация (бумага, песок, ракушки, яичная скорлупа, различные крупы, вата, нитки и т. д.).
Для развития творчества детей в группе я стараюсь создавать все условия для работы с использованием разнообразных и наглядных материалов.
В группе постоянно действует выставка детских работ, уголок творчества : книги разнообразные, книжки-раскраски, трафареты.
Как видим, от суммации этих условий и будет зависеть направленность личностной ориентации ребёнка, его способности и мысли, раскрывающие не пассивное восприятие темы, а активное и творческое желание познать, и не только познать, а участвовать в открытии нового удивительного и незнакомого.
Только работая творчески, можно сформировать творческую личность.