Оксана Михайлова
Развитие творческого воображения — основа речевого развития ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческого воображения дошкольников актуальная проблема современного дошкольного образования в свете ФГОС, которая является мощным средством социализации личности ребёнка.
Вопрос о времени возникновения воображения, его проявлении возникает довольно часто. И оказывается, что воображение появляется гораздо раньше, чем мы можем себе представить.
Публикация «Развитие творческого воображения — основа речевого развития ребёнка» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Наблюдая за малышами, я могу уверенно сказать, что первые проявления воображения появляются в 2-3 года. Основой считаю любознательность, фантазии ребёнка. В этом возрасте малыш действует в воображаемой ситуации, с воображаемыми предметами – и прежде всего, в игре.
Даже самые маленькие дети, играя, умеют отличать игровую ситуацию от действительной. Ребёнок напевает куклепесенки, разговаривает с ней, баюкает, кормит её. У него не возникает видение того, что это живой ребенок.
Между тем воображение детей «приковано» к предмету (в данном случае к кукле, ребёнок начинает игру с предметами, которые он может обыграть. Увидев на участке палочки, камешки, шишки, с удовольствием начинает игру в дом – варит обед,кормит куклу палочкой – ложкой, моет руки камушком – мылом…Во всех этих ситуациях ребёнок действует с одним предметом, а воображает другой. Например, широкий пень на участке часто превращается в машину, в самолет. Стоит отметить, что основное развитие осуществляется через это обыгрывание, когда дети находят собственное решение, оригинальные ответы. В связи с этим заучили ряд интересных стихотворений.
Мне, как педагогу, необходимо чутко реагировать на детскую инициативу и считаться с возможностями и мотивами детей,т. к. прежде всего создание игровых ситуаций должно всегда находить должное место в любой режимный отрезок времени.
Желательно, чтобы «образ воображаемой ситуации» придумывали сами дошкольники, а предметы – действия были им интересны.
Благодатное время для развития воображения детей – прогулка. Каждый день дети ожидают какой – то сюрприз. Я стараюсь их ожидания оправдать. Говорю: «Что нам стоит дом построить? Подумаем и будем жить!». Дети разочарованы: не видят машинок, строительного материала. Предлагаю придумать и сказать, что у нас будет вместо машин. Кто-то предложил лопатку, кто-то большой лист, где-то нашлась картонка – всё это стало грузовиками. Проблема транспорта решена. Дети быстро и с удовольствием навозили песка, построили дом для Зайки. Вспомнили стихотворение про Зайку, он «оживился», очень доволен, что будет жить в новом доме. Пора Зайке приготовить обед и в дело пошло всё : котлеты - шишки, макароны - травка, стебли от одуванчиков – колбаски, а из одуванчиков сделали глазунью. Палочки становятся ложками, могут быть и градусниками. Играя, таким образом, можно управлять игрой и развивать воображение даже самых скованных детей.
Вы наверняка замечали, что нередко слишком шумные и подвижные малыши, немного затихают, начинают играть спокойнее, что-то приговаривают, сосредоточенны и, как правило, это происходит с детьми, у которых развито воображение, стремление к творчеству и фантазированию. Радует то, что в это время «рождаются» разнообразные детские сочинения. Дети с удовольствием начинают фантазировать, охотно рассказывают наперебой то, что они придумали, сочинили.
Стараюсь поощрять все фантазии детей. Завели специальные книжки – малышки, куда помещаем наиболее удачные высказывания. Но если дети не получат активной поддержки со стороны педагога, то творческие проявления могут угасать и ребёнок может замкнуться, что несправедливо по отношению к его высказываниям.
Чтобы правильно организовывать развивающие игры, не стоит бояться экспериментировать. Например, занятие – экскурсия (экскурсия в лес с ходьбой по кочкам, перепрыгиванием через ручей, подъем в высокую гору, где образ воображаемой ситуации захватывает детей, предполагает создание воображаемой ситуации. Занятие – путешествие, перемещение на ковре – самолёте в сказку. Приход в гости различных персонажей, в частности «Капелька». Участие детей в разных эпизодах, импровизированных эпизодах, драматизациях, в перевоплощении в животных (вот бежит Лисичка – рыжая сестричка, скачет Зайка - побегайка, вот Мишка - топтышка, хвостик-коротышка). Начиная с самого раннего возраста с помощью пантомимы дети могут показать образ дерева, летящую птицу, шум дождя.
Пристальное внимание уделяется развивающей предметно-пространственной среде группы детского сада. Это регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, один из разделов которого посвящён именно условиям реализации основной образовательной программы детского сада.
Говоря о развивающей среде группы, мы имеем в виду то самое близкое окружение, которое способствует развитию детской креативности, свободы и раскрепощенности, обеспечивает психологическую безопасность, даёт чувство защищённости и комфортности. Это обеспечивает становление и поддержку познавательной активности каждого ребёнка, развитие воображения, становление речи.
Именно в развивающей среде ребёнок берёт каждый день что-то новое. Познаёт, исследует, делает открытия. Очень долго он может взаимодействовать с материалами в центре песка и воды, где «творят» чудеса, где появляются различные кулинарные хитрости, как говорят дети – «вкусняшки», замки, дома. Достоинство этого центра трудно переоценить. Здесь я могу вести работу индивидуально как с одним ребёнком, так и подгруппами, и в любое время года. Дети себя чувствуют в это время комфортно. Появляется желание всё сопровождать речью. Дошкольники с удовольствием играют с песком: как на улице, так и в группе, разговаривают с ним. Такие игры насыщенные разными эмоциями, восторгом, удивлением, радостью. Шершаво – скользкие песочные крупинки способны не просто позабавить юного исследователя, а стать замечательной средой для развития воображения и обучения.
Одной из самых активных игрушек в группе стал телефон. Он служит развитию воображения, речи, учит строить воображаемый диалог. Дети быстро подхватывают идею, увлекаются.
Творческое воображение : будни или праздники? Детское творчество – это ежедневный праздник. Ещё не научившись хорошо говорить и последовательно выстраивать свой рассказ, ребёнок с удовольствием «рассказывает» обо всем в своих рисунках, что важно и что сказать пока ещё не может. Занимаясь лепкой или мастеря костюм из бумаги – дети становятся счастливее. Каждый ребёнок обязательно попытается проявить свой талант, откроет всё лучшее в себе, проявит себя с разных сторон.
На протяжении многих лет я стремлюсь создавать атмосферу праздника, занимаясь с детьми изобразительной, экспериментальной, творческой деятельностью. Очень правильное слово – «деятельность», т. к. мы постоянно что-то делаем и это дело позволяет привлечь каждого ребёнка к красоте, искусству, передать свой опыт, быть наблюдательным. Речь самых младших детсадовцев еще слабо развита, словарный состав небольшой. Поэтому мы с самого начала учебного года привлекаем детей к театрализованным играм. Для этого мы с детьми выразительно читаем, просматриваем иллюстрации, учим жестами и мимикой передавать характер героев. Затем дети самостоятельно придумывают сценарий, воображаемые сюжеты.
В заключение, хочу сказать, что развитие творческого воображения и детского творчества вообще – управляемый процесс. Сегодня детское творчество, детская «вообразилия» получили всеобщее признание. Если научить детей лепить, работать с бумагой, дать основы рисунка, показать возможности артистизма – всё это приведет к осознанию того, что ребёнок может многое. А наша задача заключается в выявлении и поддержке талантов каждого ребёнка.
Развивая воображение ребёнка, важно помнить, что материалом для его фантазии служит вся окружающая жизнь, все впечатления, которые он получает, и эти впечатления должны быть достойны светлого мира детства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Развитие воображения дошкольника (методическое пособие для воспитателей и родителей) / под редакцией О. М. Дьяченко – М., «Мозаика – Синтез», 2008.
2. Игры – эксперименты с дошкольниками (учебно – методическое пособие) / под редакцией В. А. Деркунской, А. А. Ошкиной – М., Центр педагогического образования, 2013.
3. Н. Палагина. Третий год жизни: развитие игры // дошкольное воспитание, 1990, №3. стр. 53 – 55.