МААМ-картинки

Развитие творческого воображения — основа речевого развития ребёнка

Оксана Михайлова
Развитие творческого воображения — основа речевого развития ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие творческого воображения дошкольников актуальная проблема современного дошкольного образования в свете ФГОС, которая является мощным средством социализации личности ребёнка.

Вопрос о времени возникновения воображения, его проявлении возникает довольно часто. И оказывается, что воображение появляется гораздо раньше, чем мы можем себе представить.

Публикация «Развитие творческого воображения — основа речевого развития ребёнка» размещена в разделах

Наблюдая за малышами, я могу уверенно сказать, что первые проявления воображения появляются в 2-3 года. Основой считаю любознательность, фантазии ребёнка. В этом возрасте малыш действует в воображаемой ситуации, с воображаемыми предметами – и прежде всего, в игре.

Даже самые маленькие дети, играя, умеют отличать игровую ситуацию от действительной. Ребёнок напевает куклепесенки, разговаривает с ней, баюкает, кормит её. У него не возникает видение того, что это живой ребенок.

Между тем воображение детей «приковано» к предмету (в данном случае к кукле, ребёнок начинает игру с предметами, которые он может обыграть. Увидев на участке палочки, камешки, шишки, с удовольствием начинает игру в дом – варит обед,кормит куклу палочкой – ложкой, моет руки камушком – мылом…Во всех этих ситуациях ребёнок действует с одним предметом, а воображает другой. Например, широкий пень на участке часто превращается в машину, в самолет. Стоит отметить, что основное развитие осуществляется через это обыгрывание, когда дети находят собственное решение, оригинальные ответы. В связи с этим заучили ряд интересных стихотворений.

Мне, как педагогу, необходимо чутко реагировать на детскую инициативу и считаться с возможностями и мотивами детей,т. к. прежде всего создание игровых ситуаций должно всегда находить должное место в любой режимный отрезок времени.

Желательно, чтобы «образ воображаемой ситуации» придумывали сами дошкольники, а предметы – действия были им интересны.

Благодатное время для развития воображения детей – прогулка. Каждый день дети ожидают какой – то сюрприз. Я стараюсь их ожидания оправдать. Говорю: «Что нам стоит дом построить? Подумаем и будем жить!». Дети разочарованы: не видят машинок, строительного материала. Предлагаю придумать и сказать, что у нас будет вместо машин. Кто-то предложил лопатку, кто-то большой лист, где-то нашлась картонка – всё это стало грузовиками. Проблема транспорта решена. Дети быстро и с удовольствием навозили песка, построили дом для Зайки. Вспомнили стихотворение про Зайку, он «оживился», очень доволен, что будет жить в новом доме. Пора Зайке приготовить обед и в дело пошло всё : котлеты - шишки, макароны - травка, стебли от одуванчиков – колбаски, а из одуванчиков сделали глазунью. Палочки становятся ложками, могут быть и градусниками. Играя, таким образом, можно управлять игрой и развивать воображение даже самых скованных детей.

Вы наверняка замечали, что нередко слишком шумные и подвижные малыши, немного затихают, начинают играть спокойнее, что-то приговаривают, сосредоточенны и, как правило, это происходит с детьми, у которых развито воображение, стремление к творчеству и фантазированию. Радует то, что в это время «рождаются» разнообразные детские сочинения. Дети с удовольствием начинают фантазировать, охотно рассказывают наперебой то, что они придумали, сочинили.

Стараюсь поощрять все фантазии детей. Завели специальные книжки – малышки, куда помещаем наиболее удачные высказывания. Но если дети не получат активной поддержки со стороны педагога, то творческие проявления могут угасать и ребёнок может замкнуться, что несправедливо по отношению к его высказываниям.

Чтобы правильно организовывать развивающие игры, не стоит бояться экспериментировать. Например, занятие – экскурсия (экскурсия в лес с ходьбой по кочкам, перепрыгиванием через ручей, подъем в высокую гору, где образ воображаемой ситуации захватывает детей, предполагает создание воображаемой ситуации. Занятие – путешествие, перемещение на ковре – самолёте в сказку. Приход в гости различных персонажей, в частности «Капелька». Участие детей в разных эпизодах, импровизированных эпизодах, драматизациях, в перевоплощении в животных (вот бежит Лисичка – рыжая сестричка, скачет Зайка - побегайка, вот Мишка - топтышка, хвостик-коротышка). Начиная с самого раннего возраста с помощью пантомимы дети могут показать образ дерева, летящую птицу, шум дождя.

Пристальное внимание уделяется развивающей предметно-пространственной среде группы детского сада. Это регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, один из разделов которого посвящён именно условиям реализации основной образовательной программы детского сада.

Говоря о развивающей среде группы, мы имеем в виду то самое близкое окружение, которое способствует развитию детской креативности, свободы и раскрепощенности, обеспечивает психологическую безопасность, даёт чувство защищённости и комфортности. Это обеспечивает становление и поддержку познавательной активности каждого ребёнка, развитие воображения, становление речи.

Именно в развивающей среде ребёнок берёт каждый день что-то новое. Познаёт, исследует, делает открытия. Очень долго он может взаимодействовать с материалами в центре песка и воды, где «творят» чудеса, где появляются различные кулинарные хитрости, как говорят дети – «вкусняшки», замки, дома. Достоинство этого центра трудно переоценить. Здесь я могу вести работу индивидуально как с одним ребёнком, так и подгруппами, и в любое время года. Дети себя чувствуют в это время комфортно. Появляется желание всё сопровождать речью. Дошкольники с удовольствием играют с песком: как на улице, так и в группе, разговаривают с ним. Такие игры насыщенные разными эмоциями, восторгом, удивлением, радостью. Шершаво – скользкие песочные крупинки способны не просто позабавить юного исследователя, а стать замечательной средой для развития воображения и обучения.

Одной из самых активных игрушек в группе стал телефон. Он служит развитию воображения, речи, учит строить воображаемый диалог. Дети быстро подхватывают идею, увлекаются.

Творческое воображение : будни или праздники? Детское творчество – это ежедневный праздник. Ещё не научившись хорошо говорить и последовательно выстраивать свой рассказ, ребёнок с удовольствием «рассказывает» обо всем в своих рисунках, что важно и что сказать пока ещё не может. Занимаясь лепкой или мастеря костюм из бумаги – дети становятся счастливее. Каждый ребёнок обязательно попытается проявить свой талант, откроет всё лучшее в себе, проявит себя с разных сторон.

На протяжении многих лет я стремлюсь создавать атмосферу праздника, занимаясь с детьми изобразительной, экспериментальной, творческой деятельностью. Очень правильное слово – «деятельность», т. к. мы постоянно что-то делаем и это дело позволяет привлечь каждого ребёнка к красоте, искусству, передать свой опыт, быть наблюдательным. Речь самых младших детсадовцев еще слабо развита, словарный состав небольшой. Поэтому мы с самого начала учебного года привлекаем детей к театрализованным играм. Для этого мы с детьми выразительно читаем, просматриваем иллюстрации, учим жестами и мимикой передавать характер героев. Затем дети самостоятельно придумывают сценарий, воображаемые сюжеты.

В заключение, хочу сказать, что развитие творческого воображения и детского творчества вообще – управляемый процесс. Сегодня детское творчество, детская «вообразилия» получили всеобщее признание. Если научить детей лепить, работать с бумагой, дать основы рисунка, показать возможности артистизма – всё это приведет к осознанию того, что ребёнок может многое. А наша задача заключается в выявлении и поддержке талантов каждого ребёнка.

Развивая воображение ребёнка, важно помнить, что материалом для его фантазии служит вся окружающая жизнь, все впечатления, которые он получает, и эти впечатления должны быть достойны светлого мира детства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Развитие воображения дошкольника (методическое пособие для воспитателей и родителей) / под редакцией О. М. Дьяченко – М., «Мозаика – Синтез», 2008.

2. Игры – эксперименты с дошкольниками (учебно – методическое пособие) / под редакцией В. А. Деркунской, А. А. Ошкиной – М., Центр педагогического образования, 2013.

3. Н. Палагина. Третий год жизни: развитие игры // дошкольное воспитание, 1990, №3. стр. 53 – 55.

Публикации по теме:

Буклет «Игры и упражнения по ТРИЗ на развитие творческого воображения» Что такое ТРИЗ? ТРИЗ расшифровывается как, "Теория решения изобретательных задач". Автор ТРИЗ известный учёный -соотечественник Генрих Саулович.

Деловая игра «Развитие у дошкольников творческого воображения посредством конструирования» Цель: Систематизировать знания педагогов по вопросам развитии ребенка в конструктивной деятельности. Форма проведения: деловая игра. Хорошо,.

Развитие творческого воображения средствами сюжетного рисования. ИгрыРазвитие творческого воображения средствами сюжетного рисования. Игры Игры Юдиной Елены Николаевны Тема: «Развитие творческого воображения средствами сюжетного рисования» Дидактическая игра «Живые ложки».

Консультация для педагогов «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности» «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности ребенка». Аристотель Творчество (креативность) - активная, целенаправленная.

Консультация для родителей «Развитие творческого, логического мышления и воображения средствами музейной педагогики» Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит.

Опыт работы воспитателя «Развитие творческого фантазирования и воображения посредством познавательной деятельности» Предлагаю к вашему вниманию свой опыт работы на тему «Развитие фантазии и творческого воображения через познавательную деятельность». Представьте.

План по самообразованию «Развитие творческого воображения и мышления через нетрадиционные техники» План по самообразованию «Развитие творческого воображения и мышления через нетрадиционные техники» 2016-2017г. г. Месяц Работа с детьми Работа.

Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста средствами технологии ТРИЗ У ребенка к трем годам развивается репродуктивное воображение – способность представить то, что бывает в мире. Творческое воображение –.

Развитие творческого воображения и речевых способностей у детей через театрализованную деятельность (Конспект выступления на РМО Рыбинского района) В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС дошкольного образования,.

Сочинение сказок как один из методов развития творческого воображения детей дошкольного возраста СОЧИНЕНИЕ СКАЗОК КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация. В статье описан опыт работы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческого воображения — основа речевого развития ребёнка
Опубликовано: 17 сентября 2017 в 16:37
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческого воображения — основа речевого развития ребёнка» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Михайлова (УИ 29526) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД