МААМ-картинки

Развитие у детей умения общаться с учетом гендерного подхода

светлана сяйлева
Развитие у детей умения общаться с учетом гендерного подхода

Развитие у детей умения общаться с учетом гендерного подхода

Не для кого не секрет, что современные девочки и мальчики, посещающие детское учреждение, воспитываются в одной возрастной группе, живут по единому для всех режиму. Большинство программ для образования составлено с учетом психолого – физиологических особенностей детей. Однако в них мало внимания уделяется гендерному воспитанию. А как известно умение общаться положительно влияет не только на взаимоотношение с окружающими, но и на самооценку ребенка, ее внутренние характеристики: адекватность представлений о себе и своих возможностях, уверенность в собственных силах, эмоциональную комфортность.

Публикация «Развитие у детей умения общаться с учетом гендерного подхода» размещена в разделах

Достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми идет через решение следующих задач:

-развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

- развитие всех компонентов устой речи детей в различных формах и видах детской деятельности;

-практическое овладение воспитанниками нормами речи.

В связи с этим на каждом возрастном этапе решаются определенные задачи.

Задачи младшего дошкольного возраста:

Налаживать общение на разнообразные темы;

Стимулирование инициативных высказываний, обращений к взрослому и сверстникам с просьбами и предложениями;

Поощрение вопросов об интересующем явлении, при рассматривании картин, игрушек, предметов.

Задачи старшего дошкольного возраста:

Налаживание диалогического общения со сверстниками в разных видах деятельности;

Обсуждать нравственные проблемы;

Способствовать налаживанию скоординированного диалогического общения в процессе коллективных бесед.

Что же такое общение?

Общение - это взаимная активность, предполагающая встречную направленность партнеров, имеющая своё содержание: это совместная деятельность, тема разговора, обмен мнениями или просто ответная улыбка.

Существуют следующие средства общения:

• экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд, мимика, движения рук и тела);

• предметно-действенные (локомоторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения;);

• речевые (высказывания, вопросы, ответы, реплики).

Так же существуют три группы функций общения:

Информационно-коммуникативная группа :

- умений вступать в процесс общения;

- соблюдать правила культуры общения в отношениях с товарищами, взрослыми;

- эмоционально и содержательно выражать мысли;

- пользоваться рисунками, схемами.

Регуляционно-коммуникативная группа :

- умений согласовывать свои действия, мнения, с потребностями товарищей по общению;

- доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься;

- применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач;

- оценивать результаты совместного общения.

Аффективно-коммуникативная группа :

- умениях делиться своими чувствами, интересами, с партнерами по общению;

- проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по общению;

- оценивать эмоциональное поведение друг друга.

Методы формирования навыков общения

-Игровые

-Словесные

-Наглядные

-Практические.

Формы формирования навыков общения

-Развивающие и подвижные игры;

-Психогимнастика;

-Театрализованная деятельность;

-Чтение художественной литературы;

-Проблемные ситуации;

-Этические беседы …

Как же идет формирование навыков общения с учетом гендерного подхода?

Следует отметить, что полоролевые отношения и гендерные – понятия близкие, но не тождественные.

Пол человека – это характеристика анатомобиологических отличий и их функций у мужчин и женщин.

Гендер – это социальный пол, различия между мужчинами и женщинами, зависящие не от биологии, а от социальных условий, это культурная маска пола, или то, что принято думать в обществе о женщине и мужчине.

Гендерная культура предполагает:

1) Формирование представлений о жизненном предназначении мужчины и женщины, присущих им положительных качествах и чертах характера.

2) Раскрытие психических, физиологических и эстетических особенностей мальчиков и девочек.

3)Формирование представлений о мужском и женском достоинстве.

Задачи в работе с детьми:

Воспитание у детей положительного отношения к своему гендеру, культуре отношений между мальчиками и девочками;

Формирование адекватной полу модели поведения;

Знакомство с правилами поведения и этикета.

Задачи перед педагогами :

Проявление активной позиции и устойчивый интерес к общению, построению совместной деятельности с детьми;

Умение устанавливать с детьми партнерские отношения, основанные на взаимном интересе и уважении.

Работа по формированию гендерной идентичности в условиях дошкольного учреждения проводится через:

занятия дополнительного образования,

НОД,

сюжетно-ролевые игры;

досуговые мероприятия;

этические беседы, решение моральных ситуаций:

экскурсии;

индивидуальные беседы.

Формирование гендерного развития в процессе НОД :

Система состоит из трех разделов, имеющих свои цели и задачи.

Раздел 1. Мужчина и женщина — какие они?

Содержание данного раздела призвано сформировать представление о роли и занятости мужчины и женщины в семье, об их взаимоотношениях, обязанностях; о мужских и женских профессиях:

Раздел 2. Я - мальчик, будущий мужчина. Я - девочка, будущая женщина.

Содержание этого раздела призвано сформировать предпосылки мужественности и женственности, правильное понимание будущих женских и мужских ролей, эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей социальной роли.

Раздел 3. Маленькие рыцари и маленькие принцессы.

При выполнении заданий этого раздела возникают представления о различиях между мальчиками и девочками — как во внешнем облике, так и в характере и поведении, воспитывается культура общения в различных ситуациях и игровой деятельности.

Учет особенностей мальчиков и девочек при организации деятельности:

1. При организации занятий следует учитывать особенности развития мозга детей, например, мальчики выполняют задания в виде кроссвордов, разнообразных головоломок, девочки типовые задания, выполнение по шаблону, образцу

2. Работоспособность мальчиков усиливается только к концу занятия, поэтому более активно их следует привлекать к деятельности в конце занятия. Девочки набирают работоспособность с самого начала занятия, поэтому их следует более активно привлекать к выполнению заданий в начале занятия.

Методы и приемы для обогащения речевой деятельности детей

Метод диалога:

• с героем произведений

• с предметами

• с животными

• с игрушками и.

• Метод беседы и обыгрывания сюжетов

«Я девочка, как мама»

«Я мальчик, похож на.»

«В семье ждут гостей»

Обогащение речевой деятельности детей через чтение художественных произведений:

«Морозко», «Рукодельница и Ленивица», «Крошечка -Хаврошечка», «Аленький цветочек», «Айболит», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.

Формирование гендерной модели в сюжетно-ролевых играх:

Совместные игры мальчиков и девочек:

«Автосервис» (мальчики- шоферы, ремонтники, пожарные; девочки - автозаправщицы, мойщицы, продавцы)

Мальчики:

- Игры героической тематики:

«Военные», «Спасатели»

Девочки:

- Игры семейно-бытовой тематики:

«Семья», «Поликлиника», «Детский сад», «Парикмахерская», «Магазин».

Создание предметно-развивающей среды :

Элементы мини-среды:

- мужского и женского труда;

- куклы-мальчики, куклы-девочки ;

- схемы-действия отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола;

- уголок красоты;

- среда светского этикета

Публикации по теме:

Организация деятельности с учетом гендерного подходаОрганизация деятельности с учетом гендерного подхода Тема: «Организация деятельности детей с учетом гендерного подхода». Многие зарубежные и отечественные ученые рассматривают процесс гендерного.

Памятка «Организация педагогического процесса с учетом гендерного подхода» Рекомендации педагогам при подготовке к проведению НОД[/b] Педагоги должны быть грамотны в вопросах не только возрастных и физиологических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие у детей умения общаться с учетом гендерного подхода
Опубликовано: 17 мая 2015 в 08:25
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД