ирина дерендяева
«Развитие воображения у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие воображения у детей»
Дошкольный возраст – важный период в жизни человека. В возрасте от 3 до 7 лет лучше всего развивается воображение. И если в этот период воображение ребенка не развивать, то в дальнейшем без труда можно заметить спад способностей к творческому мышлению и воображению (а без воображения не было бы совершено множество открытий, и не увидели бы свет шедевры мирового искусства, да и бытовые вопросы без творческого подхода иногда не так-то просто решить).
Публикация «„Развитие воображения у детей“» размещена в разделах
Что такое воображение? Воображение – это присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача – представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существующего или не существовавшего в данный момент объекта, ситуации, условий.
Содержанием воображения могут быть самые разные образы.
Во-первых, это представление того, что существует в действительности, но человек этот образ не воспринимает в данный момент. Такие образы являются индивидуальными.
Во-вторых, воображение может «оживлять» события исторического прошлого или предвосхищать то, что будет в будущем. Т. е., используя воображение, человек может «жить» в разном времени: не только в настоящем, но и в прошлом и в будущем.
И третье, содержанием воображения могут образы того, чего никогда не было и никогда не будет в действительности.
В психологии нет единой классификации воображения. Принято различать воображение активное и пассивное.
Активное: воссоздающее и творческое.
Пассивное: непреднамеренное и преднамеренное.
Воссоздающее воображение – это создание субъективно новых образов, это представление того, что существует реально, что известно людям, но в практике данного человека не встречалось. Образы воссоздающего воображения возникают на основе различных описаний, схем. Этот вид воображения лежит в основе обучения.
В основе творческого воображения лежит создание объективно новых, оригинальных образов, которых нет в действительности. Продуктами творческого воображения являются произведение искусств, литературы, новые методы обучения и воспитания. Считается, что творческое воображение включается в любую деятельность в виде планирования.
Сновидения относят к непреднамеренному пассивному воображению, поскольку их содержание не зависит от сознания человека. Однако образы из снов могут стать предметом творческого воображения. Например, Франц Кафка запечатлевал сны в своих фантастических произведениях.
К преднамеренному воображению относят грезы – приятные образы, фантазии, не связанные с волей, направленные на воплощение их в жизнь; мечты.
Функции воображения
построение образа конечного результата его деятельности;
создание программы поведения в ситуации неопределенности;
создание образов, заменяющих деятельность;
создание образов описываемых объектов.
Принципы для развития творческого воображения.
• Прежде чем приступать к развитию у детей творческой деятельности, следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные навыки.
• Новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании.
• В центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не правилами грамматики.
• Следует учить ребенка искать решение, учитывая, прежде всего возможные последствия, а не абсолютные достоинства.
• Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.
Виды и способы воображения.
• Агглютинация – «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок «человек-зверь» или «человек-птица».
• Гиперболизация – это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик нос, Гулливер, Мальчик-с-пальчик.
• Схематизация – в этом случае предметы сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок.
• Типизация – выделение чего-то существенного, повторяющегося в
• конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы врача, рабочего и т. д.
• Акцентирование – в создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Классическим примером является шарж, карикатура.
Тест «Несуществующее животное».
Протестировав воображение ребенка, предложив ему нарисовать несуществующее животное, мы также сможем узнать побольше о Личности ребенка.
Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием».
Показатели и интерпретация:
Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа.
Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих.
Положение рисунка в нижней части – обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, нерешимость.
Центральная часть фигуры (голова или замещающая ее деталь).
Голова, повернутая вправо – устойчивая тенденция к деятельности, действительности: почти все, что обдумывается, планируется – осуществляется или, по крайне мере, начинает осуществляться.
Голова, повернутая влево – тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализовываться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность.
Положение «анфас» трактуется как эгоцентризм.
На голове расположены детали, соответствующие органам чувств – уши, рот, глаза. Значение детали «уши» - прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость, в сочетании с прорисовкой губ – как чувственность. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно – зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверие. Рот с зубами – вербальная агрессия, в большинстве случаев – защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства). Для детей характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).
Глаза. Это символ присущего человеку переживание страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратите внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы – заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.
Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало в себе и окружающих.
На голове также бывают расположены дополнительные детали: например, рога – защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками – когтями, щетиной, иглами – характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья – самоукрашение и самооправдание к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически – чувственность.
Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы). Соединение ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе – это характер контроля за своим суждением, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части – конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность. Разнообразие в форме и положение этих деталей – своеобразие суждений, самостоятельность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы).
Хвосты. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам – судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо или влево. Хвосты повернуты вправо – отношение к своим действиям и поведению. Влево – отношение к своим мыслям, решениям. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном).
Творческие возможности. Они выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность. Отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существующего животного (люди, лошади, собаки и т. д., к которому лишь приделывается «готовая» существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим – кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т. п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.
Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегекот» и т. п.). Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления («лялие», «лиошана» и т. п., знаменующие легкомысленное отношение к окружающим. Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями.