Папки-передвижки

Развитие элементов логического мышления детей дошкольного возраста с помощью загадок

Наталья Пантелеева
Развитие элементов логического мышления детей дошкольного возраста с помощью загадок
▼ Скачать + Заказать документы

В энциклопедии загадка трактуется как замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления. И ведь действительно, чаще всего загадки выражены в стихотворной форме. Русская народная загадка – это краткий, замысловатый вопрос или иносказание, испытывающее человека на сообразительность. Она всегда точно описывает явление природы или предмет, заставляя размышлять, упражняет наш мозг.

За много веков, каких только загадок не придумано. И о растениях, животных, о самих людях и их быте, одежде. Яркие, самобытные, и неожиданные они показывают характер народа, его веселый, вечно живой дух.

Публикация «Развитие элементов логического мышления детей дошкольного возраста с помощью загадок» размещена в разделах

Загадка должна описывать своеобразие внешнего вида и отличительные свойства предмета. Например, в загадке «Днем спит, ночью летает и прохожих пугает» охарактеризован образ жизни героя. Дети анализируют, кто из животных ведет такой образ жизни, и логическая задача решена – это сова.

Для того чтобы ребенок научился отгадывать загадки, рекомендуется начать с воспитания умения наблюдать жизнь. Воспринимать предметы и явления с разных сторон. Развитие внимания, памяти, наблюдательности ребенка является основой для мыслительной деятельности, которую он совершает при отгадывании загадок.

Необходимо постепенно подводить детей к правильному пониманию загадок и правильному их отгадыванию, а именно:

1) Предварительно познакомить детей с теми предметами и явлениями, о которых пойдет речь (наблюдение).

2) Учить понимать переносные значения слов.

3) Чтение художественной литературы (потешки, сказки и т. д.).

Загадка требует провести следующие логические операции :

- произвести анализ, т. е выделить признаки неизвестного объекта;

- произвести синтез, т. е. объединить и сопоставить эти признаки, найти связь между ними;

- на основе выявленных связей сделать вывод, т. е. отгадать загадку.

Начальное логическое мышление формируется с помощью тематического подбора загадок. Для этого, после отгадывания целесообразно предложить детям задание на обобщение: «А как одним словом назвать эти предметы: помидор, морковка, лук? (овощи).

При выборе загадок необходимо учитывать возрастные особенности, жиз-ненный опыт, уровень развития ребенка. Слишком простая не будет пробуждать интереса к окружающей действительности, желания внимательно всматриваться в нее. Загадка должна быть доступной для понимания ребенка, расширять его кругозор, углублять его представления о жизни.

Тематика загадок для малышей не богата. Это загадки о предметах, которые многократно используются ребенком, и которые оказывают на него эмоциональное воздействие: игрушки, одежда, продукты питания, домашние животные, не-которые предметы домашнего обихода. Дети младшего возраста очень живо реагируют на предметы, которые вызвали у них положительные эмоции. Эти предметы вызывают у детей особый интерес и внимание. В младшем возрасте у ребенка память наглядно-образная, формируется воображение и благодаря словесному описанию ребенок может создать образ предмета. Все это позволяет использовать загадку в работе с детьми младшего возраста.

Детям среднего возраста предлагается более широкая тематика. Они уже умеют выделять качества и свойства, сравнивать предметы между собой. Облегчает задачу рифмующаяся загадка, с простыми сравнениями, в которой характеристики даны полно, подробно, но загадка может быть и в форме рассказа.

В старшем дошкольном возрасте необходимо учитывать достаточный жиз-ненный опыт ребенка и детям предлагаются загадки, которые можно отгадать только после длительных наблюдений. Дети знакомятся с живой и неживой природой, отмечают изменения в природе в разное время суток, сезонные изменения, наблюдают за животными, птицами, насекомыми их повадками отмечают их особенные характеристики, посильно трудятся в быту и в природе. В процессе этой деятельности и этих наблюдений постигают свойства предметов, закономерности, происходящие в природе.

Познавательная активность может проявляться в таких формах, как любознательность, творческий поиск. И загадка, которая направляет детей на познание окружающего мира, может стать двигателем познавательной активности.

Пантелеева Наталья Сергеевна

Воспитатель ГБОУ СОШ №1935

ДО №1 г. Москва

2014г.

Публикации по теме:

Устное народное творчество (малые формы фольклора, сказки) как средство познавательно-речевого развития (часть II) часть 1 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания об окружающей действительности,.

Загадки, пословицы и поговорки — форма словесного народного творчества Загадки - зарядка для ума Произведения малого фольклора получили своё признание в работе детского сада. Совершенно очевидно, что доступная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие элементов логического мышления детей дошкольного возраста с помощью загадок
Опубликовано: 17 ноября 2014 в 15:54
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие элементов логического мышления детей дошкольного возраста с помощью загадок» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Пантелеева (УИ 272612) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД