МААМ-картинки

Развитие творческих способностей детей при использовании нетрадиционного стиля рисования — пуантилизм

Ольга Николаевна Серебрякова
Развитие творческих способностей детей при использовании нетрадиционного стиля рисования — пуантилизм

Введение

Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации.

Публикация «Развитие творческих способностей детей при использовании нетрадиционного стиля рисования — пуантилизм» размещена в разделах

Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка.

Рисование для ребенка – радостная и увлекательная деятельность, к которой не надо принуждать, но очень важно стимулировать, открывать новые возможности изобразительного творчества.

В процессе рисования у ребенка совершенствуются: наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребёнок формирует и развивает у себя определённые способности : зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Пуантилизм – это уникальное течение в живописи, которое в переводе с французского языка означает «писать по точкам». Картины такого плана писали многие художники. Например, шедеврами признаны картины Жоржа Сёра. Он считается основателем этой техники.

Пуантилизм основан на строгой научной физико-математической базе. Краски на палитре не смешиваются, яркие, контрастные цвета наносятся точками, и подразумевается, что смешение красок происходит за счёт оптического эффекта прямо на сетчатке глаза. И если зритель смотрит картину с близкого расстояния, то рисунок плохо виден, но если взглянуть издалека, то картина видна целиком.

В жанре пуантилизм рисуем ватной палочкой или тонким концом кисти, маркером, гелиевыми ручками, фломастерами, пальчиками.

Актуальность:

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому важно к каждому ребенку найти индивидуальный подход и дать возможность активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.

Цель: создание условий для развития творческих способностей детей при использовании нетрадиционного стиля рисования – пуантилизм.

Задачи:

o развивать умение планировать свою деятельность;

o формировать коммуникативную компетентность;

o познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - пуантилизм;

o расширять представления детей о средствах выразительности (цвете, точке, ритме, композиционные навыки;

o воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру, обогащать эмоциональную сферу ребенка;

o расширять представление о жанрах изобразительного искусства, их особенностях.

Подготовительный этап:

Цель этого этапа состояла в том, чтобы определить уровень интереса дошкольника к эстетической стороне окружающей действительности с учётом удовлетворения его потребности в самовыражении.

Для решения этой задачи и более оперативного диагностирования были

выделены критерии и объединены в две группы:

• первая применяется при анализе продуктов деятельности;

• вторая – при анализе процесса деятельности.

Второй этап работы:

Проанализировав результаты мониторинга, составила примерный дальнейший план работы с дошкольниками, чтобы совершенствовать их технические и изобразительно-выразительные умения, а так же способствовать становлению позиции художника-творца.

Третий этап работы:

В практической части организации работы важно:

- создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о нетрадиционном стиле рисования – пуантилизм;

- осознание нюансов техники пуантилизм.

Техника рисования.

Сделать предварительный рисунок (эскиз). Начинать наносить точки с самого яркого и чистого цвета. Каждый следующий цвет должен быть чуть темнее предыдущего. Между точками необходимо оставлять просветы для нанесения следующего цвета, а не заполнять его сразу весь.

Важно, что при создании картинки краски нельзя смешивать между собой. При этом расстояние от одной точки до другой может быть большим, а можно, наоборот, располагать точки близко друг к другу.

Принципы построения работы по рисованию в жанре пуантилизма :

o Принцип последовательности деятельности. От простого рисунка к сложному изображению, где предусмотрен переход от простых действий к сложной практической деятельности. (То есть, например, в усложнении, рисуя дерево, мы на ствол наносим красные, зеленые, желтые точки и получаем коричневый цвет, а вот крону рисуем жёлтыми и синими точками (зеленый) или взять красный и желтый, чтоб отобразить осеннее дерево).

o Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

o Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

o Принцип связи обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

o Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с напарником воспитателем, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

o Принцип доступности материала.

o Принцип вариативности в создании условий для творчества детей. Организация работы по нетрадиционной технике не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека (больше классических музыкальных произведений, видеотека;

o Принцип ориентации на личностный рост каждого ребёнка. Нетрадиционные техники рисования могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Важно отметить, нетрадиционное рисование, как пуантилизм, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Использование нетрадиционной техники изображения способствует коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом, повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе этой деятельности зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Рисование в технике пуантилизме, при подготовке ребенка к школьному обучению, учит его удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон кисти, регулировать темп, силу нажима, оценивать работу, укладываться в определенное время, доводить начатое до конца.

Развитие способностей детей с помощью нетрадиционной техники рисования пуантилизм, происходит в следующих направлениях:

o от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

o от использования готового оборудования, материала к применению тех, которые необходимо самим изготовить (применить пластиковую трубку использованного фломастера, из бросового материала: губка, разлохмаченный фетровый наконечник, рифлёная кружочками деталь конструктора);

o от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

o от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов в нетрадиционной технике рисования.

Приобретя соответствующий опыт рисования в этой нетрадиционной технике, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению все новых и новых техник в рисовании.

Используемые методы :

o позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

o дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

o формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

o способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Развивающие технологии :

o личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);

o коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря);

o игровые (оригинальность сюжета, мотивация);

o педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза).

Ожидаемые результаты в подготовительной к школе группе:

формирование учебно-познавательной компетентности;

развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;

развитие практических, художественно-творческих навыков.

самостоятельное применение техники для создания выразительного образа;

отображение эмоционального отношения и выражение отношения к изображаемому объекту;

расширение знаний детей о видах и жанрах изобразительного искусства, их особенностей.

Работа с родителями:

заочные и очные консультации;

участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ;

тематическое родительское собрание;

семейные конкурсы;

организация ежемесячных выставок продукции детской деятельности;

создание книги рисунков «Точечный мир».

совместная детско-родительская досуговая деятельность.

Вывод:

В работе по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования - пуантилизм, предоставляется широкая возможность для изучения особенностей детей, для развития у них не только художественных способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка к школе.

Литература:

Г. Н. Давыдова. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - Скрипторий, 2003.

Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребенка. Просвещение. М., 2005.

Т. С. Комарова. Детское художественное творчество. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.

Субботина Л. Развитие воображения у детей. Ярославль, 1998. А. В. Никитина. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - Каро, 2007.

Публикации по теме:

Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своём.

Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста Доклад: «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» Воспитатель Борбай-оол.

Формирование творческих способностей у дошкольников посредством нетрадиционного рисования 1. Чернонебова Т. С 2. Формирование творческих способностей у дошкольников посредством нетрадиционного рисования 3. Цель - Формирование у.

Использование нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих способностей детей. Использование нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих способностей детей. Долгосрочный проект (январь – май 2015г.).

Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста Природа наделила детей способностью ярко, эмоционально сопереживать новому, целостно воспринимать мир. Даже нейрофизиологически дети видят.

Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» 2 часть 3 частьI. Информационно-справочные сведения об опыте: 1. Тема опыта: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития.

Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» 1 часть II.Технологический раздел Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с.

Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» 1 часть 2.2. Задачи, решаемые в опыте: Цель моей работы: Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных.

«Зимние напевы». Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста Тема: «Зимние напевы» Цель: 1) Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом.

Родительское собрание «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей младшего возраста» Тема: Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей младшего возраста. Цель: Создание условий для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей при использовании нетрадиционного стиля рисования — пуантилизм
Опубликовано: 2 декабря 2015 в 07:06
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД