Папки-передвижки

Развиваем навыки общения и эмоциональный мир дошкольников в игре

Тамара Марьина
Развиваем навыки общения и эмоциональный мир дошкольников в игре

Педагог-психолог I- ой квалификационной категории Марьина Тамара Васильевна.

МДОУ № 3 «Теремок» г. Днестровск, Молдова.

В дошкольный период особенно активно развиваются психические процессы. Формируются произвольное внимание и память, творческое воображение, рождаются новые чувства (дружба, долг и др.). Именно в этом возрасте «сеют семена» будущего. Немало нужно любви, терпения и, конечно, знаний, чтобы они взошли здоровыми и крепкими.

Публикация «Развиваем навыки общения и эмоциональный мир дошкольников в игре» размещена в разделах

Ребёнок, который мало общается со сверстниками или не принимается ими в детское сообщество из-за неумения общаться, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым – это может привести (и приводит) к снижению самооценки, возрастанию робости, неуверенности в себе, замкнутости.

Для развития эмоциональности и общительности детей можно использовать любимые ими виды деятельности: рисование, танцы, игры. Можно также проводить специально организованные занятия, в ходе которых можно помочь детям решить их эмоциональные проблемы, развить воображение, ловкость, смекалку, уверенность в себе и получить огромную радость от общения с детьми, завоевать их доверие и дружбу.

Понимание духовного мира и эмоциональной сферы ребёнка, умение почувствовать его настроение позволяют взрослым установить с ним эмоциональный контакт и своевременно оказать помощь в налаживании контактов с ровесниками, а также помочь родителям осознать (и преодолеть) трудности в воспитании ребёнка.

Задача педагога – психолога – помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, научиться вступать в контакт и вести разговор, внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.

Проанализировав свой опыт работы с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу: игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры мы помогаем ребёнку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

Содержание проводимых мною игр- занятий предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, что и называется культурой общения. В ходе игр- занятий я стремлюсь подвести детей к тому, что считаю главным: к ощущению чувства принадлежности к группе сверстников.

На занятиях целесообразно использовать этюды и упражнения, короткие и доступные по содержанию, подобранные на основе принципа от простого к сложному. В качестве своеобразного отдыха предлагаю подвижные игры. Они позволяют детям расслабится, «выпустить пар».

Итак, что могут сформировать у детей игры-занятия?

Коммуникативные способности и качества.

Умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами.

Позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие».

Умение сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений.

Умение выражать свои потребности чувства с помощью вербальных и не вербальных средств.

Умение взаимодействовать и сотрудничать.

Чего желательно ожидать от детей во время игр?

Желание принимать в них активное участие.

Доброжелательного настроя в играх.

Что требуется от взрослого во время игр?

Терпение (оно необходимо любому педагогу).

Умение принимать всех детей такими, какие они есть.

Умение выслушивать любой ответ, любое предложение, любое решение ребёнка.

Способность к импровизации.

Помните: каждый человек, в том числе самый маленький, индивидуален, неповторим. Научитесь не сравнивать одного ребёнка с другим.

Ниже приводятся примерные конспекты игр-занятий. Их можно творчески переработать с учётом возможностей своих воспитанников, главное – это сохранить в них игровой характер, использовать музыку и изобразительную деятельность. Предлагаемые конспекты можно использовать для проведения индивидуальных и групповых занятий с детьми один раз в неделю.

Основные цели игр-занятий:

Учить детей эмоционально реагировать на окружающий мир.

Учить свободно входить в контакт со взрослыми и сверстниками.

Создать безопасную обстановку индивидуального и группового взаимодействия.

Оказывать помощь в осознании ребёнком самого себя, своих эмоций, достоинств, возможных успехов и достижений.

Основные принципы построения занятий:

Поддержка положительного эмоционального тонуса и стимуляция общей активности.

Установление обратной эмоциональной связи путём развития различных эмоций, положительного опыта общения.

Формирования доброжелательного отношения к ребёнку сверстников через положительную оценку педагогом его достоинств.

Основные методы:

Имитационные и ролевые игры.

Психогимнастика.

Продуктивные виды деятельности: рисование, лепка.

Танцы.

Младшая группа.

Занятие «Гномы».

Цель. Развитие эмоций, навыков общения, выразительности движений.

Предварительная работа. Рассмотреть картинки с изображением гномов, рассказать о них, прочитать сказки, изготовить волшебную коробочку и колпачки гномов.

Материал. Листы бумаги с незаконченными портретами гномов (по числу детей).

Ход занятия.

Педагог -психолог. Сейчас мы станем гномами. Они радуются, когда им весело, сердятся, когда их обманывают… Покажите, как они это делают. (Дети показывают). Идут гномы по лесу осторожно, чтобы не наступить на жучков, не поломать травинку, не смять цветы. (Дети имитируют движения). А вот и ручеёк. (На полу мелом изображён извилистый ручеё к: то узкий, то широкий. Дети встают цепочкой, держат друг друга за талию или плечи и идут, широко расставив ноги.) Почему один гном плачет? Оказывается, он потерял колпачок. Что будем делать? Как успокоить гнома? (Найти колпачок.)

Дети выходят на поляну и находят незаконченные портреты гномов: надо их дорисовать (улыбка, глаза, колпачки и т. д.)

Закончив рисование, садятся в круг. Звучит музыка. Один ребёнок стоит в круге и танцует, остальные постепенно включаются в танец на своих местах.

Занятие «Доброе слово и кошке приятно».

Цель: учить способам общения между людьми. Формировать выразительные средства общения (интонацию, мимику, пантомимику). Воспитывать потребность в доброжелательном общении; необходимость в общении друг с другом.

Материал. Маски-шапочки разных животных (по числу детей). Игрушечные заяц, котёнок. «Цветок добрых слов» Большой лист белой бумаги, на котором точками нарисован контур сердца.

Ход занятия.

Дети произвольно сидят на ковре. Педагог –психолог организует игру «Пора вставать».

Мои детки, мои детки,

Мои детки крепко спят,

Мои детки, мои детки,

Потихонечку сопят.

Вот так!

Педагог-психолог и дети, закрыв глаза, делают шумный вдох носом, выдох ртом «Хо-о-о-о!» (несколько раз).

Затем педагог-психолог громко говорит: «Солнце встало! Хватит спать! Хватит спать! Пора вставать!»

Дети «просыпаются» и, встав на носки и подняв руки вверх, делают вдох. Затем, быстро опустив руки вдоль туловища, и опустившись на всю ступню, делают выдох (несколько раз).

Педагог-психолог. Проснулись! Улыбнулись! Здравствуйте!

Дети отвечают словами приветствия, улыбками или кивком головы и вместе с педагогом-психологом говорят: «Солнце встало! Хватит спать! Хватит спать! Пора вставать! Здравствуйте!

Дети выстраиваются в круг, берутся за руки, играют в кругу «Не сердись, улыбнись!» Каждый ребёнок поворачивает головы к рядом стоящему партнёру, смотрит ему прямо в глаза и говорит ласково, сердечно улыбаясь: «Не сердись, улыбнись». Игра заканчивается, когда все дети обратятся друг другу с этой просьбой.

Педагог-психолог. К нам в гости пришёл зайчик. Он очень хочет поздороваться с каждым из вас. И вы тоже, наверное, хотите поздороваться с ним? Но учтите: каждый должен сделать это по- разному, по-своему.

Дети подходят и приветствуют зайчика, каждый по-своему: кланяются, жмут лапу, гладят по головке, улыбаются, произносят добрые слова.

Педагог-психолог. Что вы можете сказать о том, как себя чувствует зайчик? Объясните своё мнение.

Примерные ответы детей: ему хорошо, он радуется, улыбается, потому что он понял, что мы рады ему, любим его, он у нас не чужой.

Педагог-психолог. Давайте и мы улыбнёмся зайчику и друг другу ещё раз. (Дети улыбаются). А что вы сейчас чувствуете? Почему? Верно это от того, что мы стали с вами добрыми волшебниками. А какие волшебные слова вы знаете?

Ответы детей: Здравствуйте! доброе утро! мы тебе рады! И т. п.

Педагог-психолог. Мы поиграем с вами в игру «Пожалуйста».

Дети встают в круг. Педагог-психолог показывает какое-нибудь движение, прикасается ладонью к рядом стоящему ребё нку и говорит: «Пожалуйста!» Тот отвечает: «Спасибо!» - и делает такое же движение. Все повторяют его несколько раз. Затем ребёнок «передаёт» движение следующему, говоря: «Пожалуйста!» - и прикасается к нему ладонью. Игра продолжается до тех пор, пока все дети по очереди не «передадут» друг другу движение.

Педагог-психолог. Случается, что вы обижаете друг друга, ссоритесь. Давайте устроим конкурс: кто придумает лучший способ примирения?

Предложения детей.

Педагог-психолог. Автор стихотворения «Поссорились» (А. Кузнецов) предлагает свой способ примирения:

Дам ей Мишку извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай

И скажу: «Играть давай!

Педагог-психолог. Так как же нужно поступить и что надо сказать, если случайно обидел товарища? (Ответы детей). А ещё зайчик принёс из леса цветок. Необыкновенный. Он называется «Цветок добрых слов». На каждом его лепестке живут добрые слова. Давайте произнесём эти слова. (Показывает лепестки – дети называют добрые слова: сильный, умный, верный, храбрый, красивая, добрая, ласковая, весёлый, озорной).

Педагог-психолог. Какими счастливыми становятся люди, которые услышат эти слова! Как радостно забьётся их сердце! Давайте сделаем всем ещё один сюрприз. Соединим точки вот на этом листе. Расколдуем рисунок. (Дети соединяют точки и получают изображение сердца). Это сердце очень счастливое, доброе, нежное: оно услышало много хороших слов.

Дети под музыку раскрашивают сердце. Выполнение коллективной работы ещё больше сближает их.

Публикации по теме:

Развиваем творческие способности у дошкольников Дошкольный возраст - является одним из ответственных периодов в жизни каждого человека. Когда закладываются основы умственного, нравственного.

Доклад «Обучение детей речевым средствам общения в игре»Доклад «Обучение детей речевым средствам общения в игре» Важным средством развития речи является общение. Формирование речевой деятельности это сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими.

Картотека игр «Навыки коммуникативного общения» Картотека игр "Навыки коммуникативного общения". ИГРА «НАЙДИ ТРИ ОТЛИЧИЯ». Цель: Отработка навыков наблюдения, установление контактов в.

Консультация для родителей «Развиваем в игре математические способности» Консультация для родителей. Тема: «Развиваем в игре математические способности». Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью.

Конспект семинара-практикума для родителей «Развиваем пальчики — развиваем речь» Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о таком важном вопросе как развитие мелкой моторики рук ребёнка. Специалисты.

Мастер-класс «Развиваем способности дошкольников» Видео Мы живём в сложное, но интересное время - на наших глазах в сфере образования происходят важные изменения. Меняются требования и подходы.

Развитие коммуникативных навыков в сюжетно-ролевых играх Дошкольное детство – удивительный мир, где ребёнок удивляется и познаёт, общается и взаимодействует, приобретает опыт и ошибается, творит.

Навыки общения родителей с детьми. Конспект родительского клуба в младшей группе Цель занятия: предложить родителям возможные варианты общения с детьми в домашней обстановке ХОД ЗАНЯТИЯ: 1. Приветствие. 2. Беседа с.

Развитие творчества дошкольников в игре Развитие творчества дошкольников в игре. В развитии творческого потенциала детей особая роль принадлежит игре. В самой природе игры заложен.

Развиваем связную речь дошкольников В последние годы отмечается значительное увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. В настоящее время, к сожалению, нечасто.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развиваем навыки общения и эмоциональный мир дошкольников в игре
Опубликовано: 4 ноября 2016 в 10:42
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД