Развивающая предметно-пространственная среда как одно из условий гендерного воспитания дошкольников

Наталья Лазарева
Развивающая предметно-пространственная среда как одно из условий гендерного воспитания дошкольников

«Развивающая предметно-пространственная среда как одно из условий гендерного воспитания дошкольников»

(на экране висит 1 слайд с названием темы)

Здравствуйте! Меня зовут Лазарева Наталья Евгеньевна, я воспитатель первой квалификационной категории. В этом году я выпустила детей подготовительной группы. При анализе своей педагогической работы определилась проблема недостаточного внимания гендерному воспитанию дошкольников и поэтому, набрав младшую группу, я решила, одним из направлений своей работы взять гендерное воспитание дошкольников.

Проблема гендерного воспитания дошкольников сегодня актуальна как никогда.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим сквернословие и наличие вредных привычек у представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.

На фоне этих изменений меняется и сознание детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Кроме того, играя, дети не умеют договариваться, распределять роли, а в процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера.

Почему именно в дошкольном возрасте важно гендерное воспитание?

Дело в том, что именно в период раннего и дошкольного детства у всех малышей формируется гендерная идентичность. К двум годам ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик. С 4-х до 7 лет формируется гендерная константность (устойчивость): дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.

Становление гендерной идентичности является серьезной проблемой. Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду их тоже окружают женщины.

Когда-то полоролевое воспитание детей в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3-х лет руководил отец.

Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.

Сегодня я хочу поделиться небольшим опытом по данной теме, что я сделала для того, чтобы реализовать свои идеи по данному направлению.

Для начала я поставила для себя цель

Создать условия для естественного развития каждого ребенка дошкольного возраста в детском саду с учетом гендерной идентичности.

Провела педагогическое наблюдение, которое показало, что мальчики при выборе роли в сюжетно – ролевой игре могут принять роль мамы и дочери, а девочки выбирают роль папы брата. Девочки вполне спокойно играют машинками, а мальчики куклами.

После проанализировала свою развивающую предметно – пространственную среду, и, зная, что формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру.

Пришла к выводу, что одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно- развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно- ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, защищая Родину, строят мосты, ремонтируют автомобили. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам) –– у мальчиков. Доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) –– у девочек.

В группе создала условия для игр мальчиков: «Военные», «Полицейские», «Строители» и другие игры. Мальчики учатся быть смелыми, сдержанными, преодолевать трудности. Разъясняя мальчикам ход военных и героических игр, я делаю акцент на том, что их персонажи оберегают тех, кто нуждается в помощи, защищают Родину.

Для девочек – «Салон красоты», «Кукольный уголок», игровая зона «Семья» со всеми необходимыми атрибутами, где у девочек закладываются основы материнства.

Гендерное воспитание осуществляется не только в игровой деятельности, но и в образовательном процессе. Игровую образовательную деятельность и беседы я распределила по трем блокам:

1 блог:

«Кто я: мальчик или девочка? Какой я мальчик? Какая я девочка?» (Направлен на развитие представлений ребенка о своем поле и формирование позитивного принятия своего пола. Формирование у детей знаний о мужских и женских качествах и способах адекватного им поведения).

2 блог:

«Мужчина и женщина в семье и обществе».

(Направлен на развитие у детей представлений о социальных функциях мужчин и женщин и желания подражать позитивным формам мужественного или женственного поведения).

3 блог:

«Я сегодня, и я в будущем». (Направлен на обогащение представлений мальчиков и девочек об их настоящих и будущих социальных ролях в обществе и семье. Формирование взаимоотношений между мальчиками – будущими мужчинами и девочками – будущими женщинами).

Пока я работаю с первым блоком. Второй и третий блок рассчитан на среднюю и старшую возрастную группу

В беседах, НОД, с помощью дидактических игр, с помощью решения проблемных ситуаций, знакомимся с правилами этикета, профессиями.

Чтение и обсуждение художественных произведений, рассматривание иллюстраций: всё это способствует формированию гендерной устойчивости. На примере героев мальчики и девочки учатся строить доброжелательные взаимоотношения, осознают свою социальную роль.

Такие произведения, как русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка», «Журавль и Цапля», «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Царевна лягушка», сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева», «Дикие лебеди» и другие воспитывают в мальчиках мужественность, смелость, трудолюбие, благородство, умение преодолевать трудности, мужчину, сильного и отважного, защитника своих близких и Отечества, а в девочках – женственность, доброту, отзывчивость, мягкость, терпимость, заботу, любовь к детям, мудрую женщину, мать, хранительницу семейного очага.

Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы (Например: расставьте стульчики, девочки- с аккуратностью (Например: навести порядок в игровом уголке).

Дифференцированный подход к девочкам и мальчикам, обусловлен их психофизическими особенностями. И продуктивная деятельность не исключение.

В коллективных работах, которые я использую довольно часто мальчики и девочки дополняют друг друга. Мальчики лидируют на этапе планирования работы (Например: быстро придумывают сюжет, а девочки на этапе реализации. В продуктивной деятельности легко отследить развитие задач гендерного воспитания - осознание и положительное либо отрицательное отношение к своему гендеру.

Работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька) мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений.

Мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости, (наездники, гусары). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, танцы с цветами, зонтиками, куклами). Всё это способствует развитию представлений ребёнка о своём поле.

Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, осуществляется дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Например, распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, волки, а девочки-пчёлки, зайчики и т. д.)

ИЗО деятельность, это одно из интересных направлений по данной теме. В группе создан центр «Веселая Акварелька», в котором есть все необходимые материалы для рисования как традиционные, так и нетрадиционные такие как: вязальные нитки, клей, цветной песок, всевозможные крупы и многое другое. С нетрадиционным материалом дети работают непосредственно под моим контролем.

Так же присутствуют раскраски для девочек и мальчиков, трафареты с машинками и куклами и т. д.

По ИЗО деятельности я разработала:

• перспективное планирование с учетом гендерного воспитания;

• создала подборку конспектов непосредственной образовательной деятельности именно по этому направлению:

- для групповой работы;

- для работы с подгруппами детей (мальчики, девочки)

Например, образовательная деятельность для всей группы детей:

«Украшение свитеров для мальчиков и девочек»

Были поставлены следующие задачи:

• Закреплять представление о зимней одежде и о важности теплой одежды для сохранения здоровья

• Учить осознавать гендерные отличия среди сверстников

• Закреплять умение создавать узор на полосе, используя линии, мазки, точки, круги и другие знакомые элементы.

• Учить подбирать цветовые сочетания

• Оборудование демонстрационное: свитер мальчика, свитер девочки

Образовательная деятельность по подгруппам (мальчики и девочки)

Занятие для мальчиков «Угощение для девочек»

Цель: знакомство мальчиков с выпечкой.

Задачи:

1. Познакомить мальчиков с приготовлением печенья.

2. Учить безопасному пользованию кухонными принадлежностями и электрической духовкой.

3. Воспитывать у мальчиков желание заботиться о девочках.

(перед занятием девочек уводит из группы младший воспитатель или второй воспитатель)

1. Организационный момент.

-- Сегодня мы с вами приготовим сюрприз для девочек. Это будет подарок для них на праздник 8 Марта. Девочки любят сладкое. Вот они удивятся, что вы сами приготовили им сладкий подарок. Я научу вас готовить печенье «Пуговки».

Или, например, образовательная деятельность моя семья. Здесь изобразительная деятельность интегрировалась с аппликацией. Задание должно было быть закрасить фон у мальчиков голубым и девочек розовым или красным и в дальнейшем выложить свою семью из заготовленных геометрических фигур, но я предложила цвет фона выбрать детям самостоятельно. Каково было мое удивление, когда мальчики выбрали более темные: голубой, синий, фиолетовый, а девочки наоборот яркие розовый, красный.

Так как я и еще педагог дополнительного образования по обучению нетрадиционным техникам рисования использую данный материал по гендерному воспитанию и в других возрастных группах на занятиях, и некоторые педагоги, посетив мои занятия даже заинтересовались данной темой.

Так же работаю в тесном взаимодействии с родителями. Для них подготовлены консультации:

- «Что такое гендерное воспитание»;

- «Роль семьи в гендерном воспитании детей»;

- «Как воспитывать мальчика»;

- «Как воспитывать девочку» и другие.

Совместно с родителями дети изготавливают дома атрибуты к сюжетно – ролевым играм. Организуется «Неделя добрых дел в семье». Проводятся выставки поделок «Осень Золотая», «Ёлочки-зелёные иголочки», «Новогодние игрушки»

Совместно с родителями проводятся культурно - досуговые мероприятия: «День матери», спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», мероприятие совместно с мамами «Мама», посвященное 8 марта.

Еще у меня есть такая задумка по таким организационным вопросам как «хождение в туалетную комнату», хочу посмотреть насколько она эффективна. Я заказала три карточки, они формата 15/20. На одной карточке изображена девочка, на второй мальчик, а на третей улыбающийся смайлик. На дверном проеме будет располагаться специальный кармашек. Если в туалете мальчик, то должна висеть картинка мальчика и естественно девочки в туалет не заходят пока висит эта картинка и наоборот ну а если свободно, то вставляем смайлика.

В дальнейшем планирую свою работу по следующим направлениям:

1. Создать пакет дидактических игр на каждую возрастную группу (с учетом гендерного воспитания).

Например: «Сундучок хозяюшки», «Кто кем был?», «Одень куклу», «Благородные поступки».

2. Создать пакет игр состязаний.

Например: «Назови смелую профессию» (словесный портрет мальчика (Девочки).

3. Подборка игр ситуаций, которых необходимо спрогнозировать свои действия. В таких играх используется метод проблемной ситуации.

Например: «Прежде чем, что-то делать подумай кто ты мальчик или девочка?», «Как необходимо вести себя мальчику (девочке, чтобы не случилось неприятностей?» (Таня и Катя не поделили коляску. Что может произойти, если никто не уступит? Как исправить такое положение)

4. Так же планируется пропаганда педагогических знаний по данной проблеме с родителями и привлечение их к участию в педагогическом процессе.

5. Пополнение развивающей предметно – пространственной среды новыми сюжетно-ролевыми играми.

Для мальчиков: «Аэропорт», «Автопарк».

Для девочек: «Модница», «Швейная мастерская».

6. Так же планируется дополнительная работа по оснащению спортивного уголка в группе, в соответствии с потребностями мальчиков и девочек. Я стараюсь максимально учесть их интересы.

И свой доклад хочу закончить следующими словами.

«Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково.

Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

Постараемся понять и принять наших мальчиков и девочек такими разными и по-своему прекрасными, какими их создала природа»,

из книги «Мы мальчики, мы девочки» автор Татаринцева Нина Евгеньевна.

Прикреплённые файлы:

metod-obedinenie_5gtte.pptx | 15946,05 Кб | Скачан: 125
 
Публикации по теме:

Предметно-пространственная развивающая среда Цель: создать для формирования и развития творческой личности ребёнка развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с требованиями.

Предметно-пространственная развивающая среда по ПДДПредметно-пространственная развивающая среда по ПДД Хочу с Вами поделиться теми пособиями и методическим материалом, которыми пополнился наш уголок по ПДД. Самое главное у человека - это.

Предметно-пространственная развивающая среда по ПДДПредметно-пространственная развивающая среда по ПДД Предметно-пространственная развивающая среда по ПДД. Основная задача тем по безопасности на дороге заключается в том, чтобы выработать у.

Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУПредметно-пространственная развивающая среда в ДОУ Одним из определяющих факторов воспитания детей является предметно-пространственная развивающая среда. Предметно-развивающая среда – это.

Предметно-пространственная среда-комплекс условий для всестороннего развития детей с ОВЗ «Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль.

Развивающая предметно-пространственная среда группыРазвивающая предметно-пространственная среда группы Предлагаю прогуляться по нашей группе "Непоседы". Наш детский сад совсем "новенький",открыт всего лишь шесть месяцев назад. Мы со своей.

Развивающая предметно-пространственная среда группы Развивающая предметно-пространственная среда группы Осуществляю свою профессиональную педагогическую деятельность в системе дошкольного.

Развивающая предметно-пространственная среда на территории ДОО. .

Развивающая предметно-пространственная средаРазвивающая предметно-пространственная среда Основной целью моей работы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирования.

Развивающая среда. Предметно-пространственная среда группыРазвивающая среда. Предметно-пространственная среда группы Здравствуйте. Я воспитатель младшей группы Якшигулова Лилия Явдатовна. В детском саду дети проводят большую часть времени. Поэтому мне хотелось.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Этикет
  • Учимся считать
Автор публикации:
Развивающая предметно-пространственная среда как одно из условий гендерного воспитания дошкольников
Опубликовано: 5 ноября 2016 в 17:47
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 октября. День рождения Джанни Родари

Кто не знает озорного, храброго, никогда не унывающего мальчика-луковку Чиполлино? Не будем ручаться за весь мир, но в России и СНГ этого сказочного героя знают абсолютно все. Ведь Чиполлино много лет...

22 октября. Литературный праздник «День белых журавлей»

Белый журавль в преданиях многих народов является символом вечной жизни, её победы над смертью. Эта птица издавна представляется людям разных стран как посланник небес, как посредник между землёй и...

Детский мастер-класс по конструированию из бумаги «Яблоки»
Уважаемые коллеги и дорогие друзья, доброе время суток! Предлагаем вам мастер-класс объемного яблока, сделанного из бумаги. Объемное яблоко из бумаги...
Сценарий встречи «Дня именинника в теремке» в семейном клубе «Мама, папа, я —...
Сценарий встречи "Дня именинника в теремке" в семейном клубе «Мама, папа, я – музыкальная семья» ( для детей младшей группы и их родителей. В-ль:...
Презентация «Добыча соли, ее применение»
Презентация "Добыча соли, ее применение" Слайд 1 МБДОУ Калтасинский детский сад №2 « Рябинушка » МР Калтасинский район РБ. «Добыча соли, ее применение»....