МААМ-картинки

Развивающая предметно-пространственная среда как одно из условий гендерного воспитания дошкольников

Наталья Лазарева
Развивающая предметно-пространственная среда как одно из условий гендерного воспитания дошкольников

«Развивающая предметно-пространственная среда как одно из условий гендерного воспитания дошкольников»

(на экране висит 1 слайд с названием темы)

Здравствуйте! Меня зовут Лазарева Наталья Евгеньевна, я воспитатель первой квалификационной категории. В этом году я выпустила детей подготовительной группы. При анализе своей педагогической работы определилась проблема недостаточного внимания гендерному воспитанию дошкольников и поэтому, набрав младшую группу, я решила, одним из направлений своей работы взять гендерное воспитание дошкольников.

Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда как одно из условий гендерного воспитания дошкольников» размещена в разделах

Проблема гендерного воспитания дошкольников сегодня актуальна как никогда.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим сквернословие и наличие вредных привычек у представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.

На фоне этих изменений меняется и сознание детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Кроме того, играя, дети не умеют договариваться, распределять роли, а в процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера.

Почему именно в дошкольном возрасте важно гендерное воспитание?

Дело в том, что именно в период раннего и дошкольного детства у всех малышей формируется гендерная идентичность. К двум годам ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик. С 4-х до 7 лет формируется гендерная константность (устойчивость) : дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.

Становление гендерной идентичности является серьезной проблемой. Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду их тоже окружают женщины.

Когда-то полоролевое воспитание детей в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3-х лет руководил отец.

Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.

Сегодня я хочу поделиться небольшим опытом по данной теме, что я сделала для того, чтобы реализовать свои идеи по данному направлению.

Для начала я поставила для себя цель

Создать условия для естественного развития каждого ребенка дошкольного возраста в детском саду с учетом гендерной идентичности.

Провела педагогическое наблюдение, которое показало, что мальчики при выборе роли в сюжетно – ролевой игре могут принять роль мамы и дочери, а девочки выбирают роль папы брата. Девочки вполне спокойно играют машинками, а мальчики куклами.

После проанализировала свою развивающую предметно – пространственную среду, и, зная, что формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру.

Пришла к выводу, что одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно- ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, защищая Родину, строят мосты, ремонтируют автомобили. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам) –– у мальчиков. Доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) –– у девочек.

В группе создала условия для игр мальчиков : «Военные», «Полицейские», «Строители» и другие игры. Мальчики учатся быть смелыми, сдержанными, преодолевать трудности. Разъясняя мальчикам ход военных и героических игр, я делаю акцент на том, что их персонажи оберегают тех, кто нуждается в помощи, защищают Родину.

Для девочек – «Салон красоты», «Кукольный уголок», игровая зона «Семья» со всеми необходимыми атрибутами, где у девочек закладываются основы материнства.

Гендерное воспитание осуществляется не только в игровой деятельности, но и в образовательном процессе. Игровую образовательную деятельность и беседы я распределила по трем блокам :

1 блог:

«Кто я: мальчик или девочка? Какой я мальчик? Какая я девочка?» (Направлен на развитие представлений ребенка о своем поле и формирование позитивного принятия своего пола. Формирование у детей знаний о мужских и женских качествах и способах адекватного им поведения).

2 блог:

«Мужчина и женщина в семье и обществе».

(Направлен на развитие у детей представлений о социальных функциях мужчин и женщин и желания подражать позитивным формам мужественного или женственного поведения).

3 блог:

«Я сегодня, и я в будущем». (Направлен на обогащение представлений мальчиков и девочек об их настоящих и будущих социальных ролях в обществе и семье. Формирование взаимоотношений между мальчиками – будущими мужчинами и девочками – будущими женщинами).

Пока я работаю с первым блоком. Второй и третий блок рассчитан на среднюю и старшую возрастную группу

В беседах, НОД, с помощью дидактических игр, с помощью решения проблемных ситуаций, знакомимся с правилами этикета, профессиями.

Чтение и обсуждение художественных произведений, рассматривание иллюстраций: всё это способствует формированию гендерной устойчивости. На примере героев мальчики и девочки учатся строить доброжелательные взаимоотношения, осознают свою социальную роль.

Такие произведения, как русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка», «Журавль и Цапля», «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Царевна лягушка», сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева», «Дикие лебеди» и другие воспитывают в мальчиках мужественность, смелость, трудолюбие, благородство, умение преодолевать трудности, мужчину, сильного и отважного, защитника своих близких и Отечества, а в девочках – женственность, доброту, отзывчивость, мягкость, терпимость, заботу, любовь к детям, мудрую женщину, мать, хранительницу семейного очага.

Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы ( Например: расставьте стульчики, девочки- с аккуратностью ( Например: навести порядок в игровом уголке).

Дифференцированный подход к девочкам и мальчикам, обусловлен их психофизическими особенностями. И продуктивная деятельность не исключение.

В коллективных работах, которые я использую довольно часто мальчики и девочки дополняют друг друга. Мальчики лидируют на этапе планирования работы ( Например: быстро придумывают сюжет, а девочки на этапе реализации. В продуктивной деятельности легко отследить развитие задач гендерного воспитания - осознание и положительное либо отрицательное отношение к своему гендеру.

Работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька) мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений.

Мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости, (наездники, гусары). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, танцы с цветами, зонтиками, куклами). Всё это способствует развитию представлений ребёнка о своём поле.

Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, осуществляется дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Например, распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, волки, а девочки-пчёлки, зайчики и т. д.)

ИЗО деятельность, это одно из интересных направлений по данной теме. В группе создан центр «Веселая Акварелька», в котором есть все необходимые материалы для рисования как традиционные, так и нетрадиционные такие как: вязальные нитки, клей, цветной песок, всевозможные крупы и многое другое. С нетрадиционным материалом дети работают непосредственно под моим контролем.

Так же присутствуют раскраски для девочек и мальчиков, трафареты с машинками и куклами и т. д.

По ИЗО деятельности я разработала:

• перспективное планирование с учетом гендерного воспитания;

• создала подборку конспектов непосредственной образовательной деятельности именно по этому направлению:

- для групповой работы;

- для работы с подгруппами детей (мальчики, девочки)

Например, образовательная деятельность для всей группы детей:

«Украшение свитеров для мальчиков и девочек»

Были поставлены следующие задачи:

• Закреплять представление о зимней одежде и о важности теплой одежды для сохранения здоровья

• Учить осознавать гендерные отличия среди сверстников

• Закреплять умение создавать узор на полосе, используя линии, мазки, точки, круги и другие знакомые элементы.

• Учить подбирать цветовые сочетания

Оборудование демонстрационное: свитер мальчика, свитер девочки

Образовательная деятельность по подгруппам (мальчики и девочки)

Занятие для мальчиков «Угощение для девочек»

Цель: знакомство мальчиков с выпечкой.

Задачи:

1. Познакомить мальчиков с приготовлением печенья.

2. Учить безопасному пользованию кухонными принадлежностями и электрической духовкой.

3. Воспитывать у мальчиков желание заботиться о девочках.

(перед занятием девочек уводит из группы младший воспитатель или второй воспитатель)

1. Организационный момент.

-- Сегодня мы с вами приготовим сюрприз для девочек. Это будет подарок для них на праздник 8 Марта. Девочки любят сладкое. Вот они удивятся, что вы сами приготовили им сладкий подарок. Я научу вас готовить печенье «Пуговки».

Или, например, образовательная деятельность моя семья. Здесь изобразительная деятельность интегрировалась с аппликацией. Задание должно было быть закрасить фон у мальчиков голубым и девочек розовым или красным и в дальнейшем выложить свою семью из заготовленных геометрических фигур, но я предложила цвет фона выбрать детям самостоятельно. Каково было мое удивление, когда мальчики выбрали более темные: голубой, синий, фиолетовый, а девочки наоборот яркие розовый, красный.

Так как я и еще педагог дополнительного образования по обучению нетрадиционным техникам рисования использую данный материал по гендерному воспитанию и в других возрастных группах на занятиях, и некоторые педагоги, посетив мои занятия даже заинтересовались данной темой.

Так же работаю в тесном взаимодействии с родителями. Для них подготовлены консультации:

- «Что такое гендерное воспитание»;

- «Роль семьи в гендерном воспитании детей»;

- «Как воспитывать мальчика»;

- «Как воспитывать девочку» и другие.

Совместно с родителями дети изготавливают дома атрибуты к сюжетно – ролевым играм. Организуется «Неделя добрых дел в семье». Проводятся выставки поделок «Осень Золотая», «Ёлочки-зелёные иголочки», «Новогодние игрушки»

Совместно с родителями проводятся культурно - досуговые мероприятия: «День матери», спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», мероприятие совместно с мамами «Мама», посвященное 8 марта.

Еще у меня есть такая задумка по таким организационным вопросам как «хождение в туалетную комнату», хочу посмотреть насколько она эффективна. Я заказала три карточки, они формата 15/20. На одной карточке изображена девочка, на второй мальчик, а на третей улыбающийся смайлик. На дверном проеме будет располагаться специальный кармашек. Если в туалете мальчик, то должна висеть картинка мальчика и естественно девочки в туалет не заходят пока висит эта картинка и наоборот ну а если свободно, то вставляем смайлика.

В дальнейшем планирую свою работу по следующим направлениям:

1. Создать пакет дидактических игр на каждую возрастную группу (с учетом гендерного воспитания).

Например: «Сундучок хозяюшки», «Кто кем был?», «Одень куклу», «Благородные поступки».

2. Создать пакет игр состязаний.

Например: «Назови смелую профессию» (словесный портрет мальчика (Девочки).

3. Подборка игр ситуаций, которых необходимо спрогнозировать свои действия. В таких играх используется метод проблемной ситуации.

Например: «Прежде чем, что-то делать подумай кто ты мальчик или девочка?», «Как необходимо вести себя мальчику (девочке, чтобы не случилось неприятностей?» (Таня и Катя не поделили коляску. Что может произойти, если никто не уступит? Как исправить такое положение)

4. Так же планируется пропаганда педагогических знаний по данной проблеме с родителями и привлечение их к участию в педагогическом процессе.

5. Пополнение развивающей предметно – пространственной среды новыми сюжетно-ролевыми играми.

Для мальчиков: «Аэропорт», «Автопарк».

Для девочек: «Модница», «Швейная мастерская».

6. Так же планируется дополнительная работа по оснащению спортивного уголка в группе, в соответствии с потребностями мальчиков и девочек. Я стараюсь максимально учесть их интересы.

И свой доклад хочу закончить следующими словами.

«Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково.

Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

Постараемся понять и принять наших мальчиков и девочек такими разными и по-своему прекрасными, какими их создала природа»,

из книги «Мы мальчики, мы девочки» автор Татаринцева Нина Евгеньевна.

Публикации по теме:

Предметно-пространственная развивающая среда Цель: создать для формирования и развития творческой личности ребёнка развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с требованиями.

Предметно-пространственная развивающая среда по ПДДПредметно-пространственная развивающая среда по ПДД Хочу с Вами поделиться теми пособиями и методическим материалом, которыми пополнился наш уголок по ПДД. Самое главное у человека - это.

Предметно-пространственная развивающая среда по ПДДПредметно-пространственная развивающая среда по ПДД Предметно-пространственная развивающая среда по ПДД. Основная задача тем по безопасности на дороге заключается в том, чтобы выработать у.

Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУПредметно-пространственная развивающая среда в ДОУ Одним из определяющих факторов воспитания детей является предметно-пространственная развивающая среда. Предметно-развивающая среда – это.

Предметно-пространственная среда-комплекс условий для всестороннего развития детей с ОВЗ «Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль.

Развивающая предметно-пространственная среда группыРазвивающая предметно-пространственная среда группы Предлагаю прогуляться по нашей группе "Непоседы". Наш детский сад совсем "новенький",открыт всего лишь шесть месяцев назад. Мы со своей.

Развивающая предметно-пространственная среда группы Развивающая предметно-пространственная среда группы Осуществляю свою профессиональную педагогическую деятельность в системе дошкольного.

Развивающая предметно-пространственная среда на территории ДОО. .

Развивающая предметно-пространственная средаРазвивающая предметно-пространственная среда Основной целью моей работы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирования.

Развивающая среда. Предметно-пространственная среда группыРазвивающая среда. Предметно-пространственная среда группы Здравствуйте. Я воспитатель младшей группы Якшигулова Лилия Явдатовна. В детском саду дети проводят большую часть времени. Поэтому мне хотелось.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающая предметно-пространственная среда как одно из условий гендерного воспитания дошкольников
Опубликовано: 5 ноября 2016 в 17:47
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД