Ахметшина Илюса
Развивающая предметно-пространственная среда в группе компенсирующего вида для детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Основной задачей специализированных детских садов является создание специальных условий для успешного воспитания и обучения детей с различными нарушениями развития в период дошкольного возраста.
Организация жизнедеятельности детей с нарушением зрения во многом зависит от того, насколько целесообразно создана развивающая предметно-пространственная среда, так как она является фактором коррекционно-компенсаторного преодоления имеющихся проблем в развитии детей.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда в группе компенсирующего вида для детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Среда решает задачи коррекционной помощи и организацию условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с нарушением зрения. Развитие среды происходит с опорой на общие дефектологические принципы, а также на дифференцированный подход, в соответствии с особенностями возрастного этапа, с требованиями охраны и укрепления их здоровья, с учетом особенностей и коррекции недостатков из развития. Коррекционно-развивающая среда должна побуждать детей с нарушением зрения взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым познавательную активность каждого ребенка.
Организация развивающей среды и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в нашей группе обеспечивает игровую, познавательную и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами, обеспечивает потребность ребенка в активной и разноплановой деятельности.
В центре познавательной и исследовательской деятельности, ребенок может найти материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, макеты, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Центр музыкально-театрализованной деятельности. Театральный уголок – важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дети раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера, застенчивые становятся уверенными и активными.
В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, пальчиковый и настольный виды театра. Педагог вместе с воспитанниками готовит костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям.
В центре продуктивной и творческой деятельности воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон. Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде "Наше творчество", к которому имеется свободный доступ.
Центр игры. В группе также выделены зоны для сюжетно-ролевых игр – "Больница", "Семья", "Парикмахерская", "Ателье". Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.
Центр конструирования. Строительный центр, хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе.
Центр безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.
Центр отдыха Это уютное, пространство для уединения, где ребенок может посмотреть фотоальбомы с семейными фотографиями,отдохнуть, помечтать. На полке размещена выставка кукол разных национальностей, что несет учет национально-культурных особенностей каждого индивидуального ребенка
Центр природы. Природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Воспитателю необходимо подобрать и разместить в нем растения, требующие разных способов ухода, приготовить необходимое оборудование: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы.
В природном уголке будут уместны детские поделки из природного материала, экспонаты природы, икебаны, гармонично расставленные на полках.
Центр книги находится вдали от мест игр детей, возле окна. Уголок уютный, привлекательный, располагающий детей к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в центре книги, соответствуют возрастным особенностям и потребностям детей.
В группе создан центр коррекции, включающие в себя специальные дидактические пособия и игры для развития зрительного восприятия, мелкой моторики, активизации зрительных функций. Такие дидактические пособия и игрушки, как: пирамидки, логические кубы, «Сложи узор», палочки Кюизенера с, блоки Дьенеша, различные виды мозаик, шнуровок, конструкторов позволяют формировать умения различать форму, цвет, величину и пространственное положение объектов на основе применения сенсорных эталонов, а также воссоздавать предмет по контурному изображению, разделять конструкцию на составные части, воссоздавать форму из геометрических фигур.
Зрительные тренажеры на стенах способствуют развитию глазодвигательных функций,зрительно-двигательной моторной координации. Это схема зрительно двигательных проекций – разработана группой профессора В. Ф. Базарного применяется для коррекции зрения, профилактики близорукости.
Тренажёры для развития остроты зрения, цветоразличения, движения глаз, фиксации взора.
В кабинете учителя-дефектолога также созданы все условия для подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми.
Особое внимание я уделяю развитию у детей с нарушениями зрения осязательной и тактильной чувствительности, так как она компенсирует слабовидение. Развитию чувствительности способствуют игры с песком.
Для развития и стимулирования зрительных и тактильных функций, я применяю различные игровые средства: тактильные дощечки, веревочки, мешочки, коробочки с природным материалом. Эти упражнения помогают развитию мелкой моторики и сочетаются с активизацией и стимуляцией зрительных функций, локализацией, фиксацией, аккомодацией, способствуют формированию бинокулярного зрения.
Таким образом, предметно-развивающая среда в нашей группе призвана обеспечить коррекционно-компенсаторные условия для полноценного развития всех видов деятельности для детей с нарушением зрения.