Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Развивающие функции художественной литературы»

Ольга Кирсанова
Консультация для воспитателей «Развивающие функции художественной литературы»

Консультация для воспитателей

«Развивающие функции художественной литературы»

Кирсанова О. А., воспитатель МБДОУ №65 г. о. Самара

Казалось бы, ни одна дошкольная программа не пренебрегает художественной литературой, отдавая ей дань уважения. И вместе с тем работа с книгой в детском саду несет на себе печать общих негативных тенденций, свойственных дошкольной педагогике в настоящий момент.

Публикация «Консультация для воспитателей „Развивающие функции художественной литературы“» размещена в разделах

С одной стороны, это влияние школьной системы преподавания литературы. Появилось много методических разработок, которые превращают занятия по ознакомлению с художественной литературой в детском саду в подобие уроков литературы в школе – с обязательным программным перечнем текстов, с разбором художественных произведений (разбор образов персонажей, анализ-препарирование стихов и т. п.). Дошкольный педагог-практик вынужден лишь механически реализовывать предложенные конспекты, содержание которых порой ставит в тупик не только детей, но и его самого.

С другой стороны, в рамках тенденции превращать развитие отдельных психических функций в своего рода «учебные предметы» появились методические разработки, использующие художественные тексты довольно прагматично. В этих случаях подбор художественных текстов очень ограничен, регламентирован разработчиками (тексты для развития творческого мышления, для развития способности к графическому моделированию и т. д.). Воспитатель вынужден действовать строго по конспектам, которые рассчитаны на абстрактного дошкольника.

Отчасти эти тенденции уже были заложены в традиционных программах. В этих программах чтение художественной литературы организовывалось в форме регламентированных обучающих занятий по ознакомлению с художественной литературой. При этом обязательный (программный) набор художественных текстов определялся главным образом дидактическими целями развития устной речи, формирования представлений о нравственном поведении, «проработки» знаний о каком-либо конкретном явлении окружающего мира.

Если сформулировать кратко, есть три момента, которые значительно снижают развивающе-образовательный потенциал художественной литературы в детском саду :

1. Регламентированный набор художественных текстов (программная литература) – единый для всех;

2. Организованные в учебной форме занятия по ознакомлению с художественной литературой;

3. Изолированность программного чтения от других форм образовательного процесса.

Возможность преодоления этих изъянов и наиболее полной реализации развивающее-образовательного потенциала художественной литературы в детском саду видится в свободном подборе воспитателями художественных текстов для конкретной группы детей, в непринужденной форме организации чтения и в органичном соединении чтения художественной литературы с другими культурными практиками в целостном образовательном процессе.

Принципиальным является тезис: на развитие ребенка-дошкольника должна работать сама книга. Для этого чтение должно быть интересным и непринудительным.

Дошкольнику нужны не занятия «по ознакомлению с художественной литературой». Книга нужна ему, чтобы увидеть многоликий мир, удивиться этому миру и понять его, пережить вместе с героем необыкновенные приключения, посмеяться вместе с ним, а иногда и поплакать над его судьбой.

Все это возможно, если подбирать для чтения разные, но хорошие книги, организовывать чтение как непринужденное, добровольное занятие, проводить книгу через весь образовательный процесс. Если в дошкольном возрасте ребенок не поймет, не почувствует, что читать хорошую книгу – это очень интересно, то в школе, усевшись за учебники и компьютер, он уже не полюбит художественную литературу.

Художественная литература является универсальным развивающее-образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду. Художественные тексты позволяют эмоционально, интуитивно схватывать целостную картину мира во всем многообразии связей вещей, событий отношений и в своем влиянии на развитие дополняют возможности других видов совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей (познавательно-исследовательской, продуктивной, игровой).

Функции художественной литературы в развитии ребенка столь широки и неотделимы друг от друга, что лишь условно их можно разделить на два больших класса: познавательно-нравственная и эстетическая функции.

К познавательно-нравственной функции можно отнести : развитие и активизацию воображения, образного мышления; расширение представлений, осведомленности о мире (о явлениях, не данных непосредственно в наблюдении и практически-действенном опыте); освоение таких средств упорядочения мира, как временные и причинно-следственные связи событий; освоение моделей человеческого поведения в разных обстоятельствах, формирование эмоционально-ценностных установок по отношению к разным аспектам действительности (природному и рукотворному миру, миру человеческих отношений).

К эстетической функции относится приобщение к словесному искусству как таковому в его различных формах и развитие хорошей разговорной речи, ориентация ребенка на собственное словесное творчество через прототипы, данные в художественных текстах, воспитание культуры чувств и переживаний.

Реализация этих развивающих функций осуществляется, во-первых, за счет смысловой наполненности и структуры художественных текстов (лежащих в их основе метафоры и повествования, позволяющих создавать многообразные воображаемые миры, каждый из которых особым образом моделирует действительность) и, во-вторых, через сопереживание, эмоциональное принятие читающим (слушающим) авторской позиции или позиций персонажей художественных произведений.

Используя художественные тексты как готовый культурный материал, воспитатель становится проводником детей в миры, создаваемые книгой, и в то же время не остается безучастным исполнителем, но, как партнер, вместе с детьми удивляется, восхищается, огорчается, предвосхищает возможные коллизии – сопереживает персонажам в происходящих с ними событиях.

Иначе говоря, чтение художественной литературы выступает в форме партнерской деятельности взрослого с детьми. Но в отличие от совместной со взрослым продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой деятельности эта культурная практика не может быть продолжена дошкольниками самостоятельно, перейти в их свободную деятельность в силу того обстоятельства, что они в большинстве своем не умеют свободно читать и зависят от партнера-взрослого. Это налагает особую ответственность на воспитателя в плане подбора художественных текстов для чтения и его организации, с тем, чтобы книга, затронув струны детской души, в наибольшей степени способствовала развитию и образованию ребенка.

В работе с книгой перед воспитателем стоят следующие задачи:

• Подбирать конкретные художественные тексты, исходя из их развивающего потенциала и в соответствии с особенностями детей, с тем, чтобы они увидели в книге источник удовлетворения своей любознательности и интереса к окружающему, почувствовали красоту и выразительность художественного слова;

• Обеспечивать время и обстановку для ежедневного чтения и непринужденного обсуждения художественных текстов; воспитывать у детей привычку к сосредоточенному слушанию книги;

• Обращаться к художественным текстам при развертывании других культурных практик (использовать тексты как смысловой фон и стимул для продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой деятельности, проводить аналогии между событиями, происходившими с персонажами, их переживаниями, рассуждениями, размышлениями и собственной деятельностью детей).

Использованная литература :

1. Журналы «Дошкольное воспитание»;

2. Н. А. Короткова «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста».Линка-пресс,М,2007

Публикации по теме:

Проект для второй младшей группы «Книги — лучшие друзья» Проект для второй младшей группы детского сада. «Книги лучшие друзья» Вид проекта: Познавательный; Детско-взрослый; Групповой; Краткосрочный.

Развитие дошкольников с использованием художественной литературы Тема «Развитие дошкольников с использованием художественной литературы». В развитии речи дошкольников огромную роль играет художественная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развивающие функции художественной литературы»
Опубликовано: 24 января 2014 в 20:34
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД